Папки-передвижки

Индивидуальный подход как одна из форм освоения образовательной области «Здоровье» и «Физическая культура»

Анна Семенова
Индивидуальный подход как одна из форм освоения образовательной области «Здоровье» и «Физическая культура»

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая концепция модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. В связи с этим значимость реализации образовательной области «Здоровье» для развития личности ребенка дошкольного возраста и в целом для российского общества, государства обусловлена ценностью здоровья и необходимостью освоения культуры здоровья с самого рождения.

Публикация «Индивидуальный подход как одна из форм освоения образовательной области „Здоровье“ и „Физическая культура“» размещена в разделах

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Согласно п. 13.2 СанПиН 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 №91, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности:

• утренняя гимнастика;

• занятия физической культурой в помещении и на воздухе;

физкультурные минутки;

• подвижные игры;

• спортивные упражнения;

• ритмическая гимнастика;

• занятия на тренажерах;

• плавание и др.

Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.

В нашем детском саду созданы все условия для физического воспитания и развития детей. Имеется физкультурный зал со всем необходимым оборудованием, в группе оборудован спортивный уголок с учетом возрастных физиологических особенностей детей. Работа по укреплению здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни ведётся постоянно, в том числе и используя индивидуальный подход : соблюдение гигиенических навыков; беседы о гигиене и здоровом образе жизни; о связи соблюдения гигиенических навыков и здоровья; о навыках самообслуживания.

В начале года мы вместе с инструктором по физической культуре проводили диагностику физической подготовленности детей. По результатам был выявлен уровень физической подготовленности каждого ребенка и результаты по основным видам движений. Мы поставили себе задачу улучшить результаты диагностики. Например, показатели по основному виду движений, как наклоны туловища на начало года были таковы: высокий уровень – 17,4 %. Средний – 65,2 %, низкий – 17,4 %. Были выявлены ребята, которым не удавались основные виды движений. Был разработан план индивидуальной работы с этими детьми. Следуя, этому плану я привлекала этих детей в утренние часы, в вечернее время (когда мало детей) к отработке движений, вызывающих затруднения. Общаясь с родителями детей, рекомендовала домашние задания. А в январе провели промежуточную диагностику с детьми и результаты нас приятно удивили. Высокий уровень – 21,7%. Средний – 69,6% и низкий – 8,7%.

Проведение физкультурно-оздоровительной работы с детьми должна строиться с учетом индивидуальных особенностей детей. Распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:

• специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);

• специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);

• специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Для наших детей характерна подвижность, неустанная потребность в движении. Но степень развития движений детей, далеко не одинакова. Присматриваясь к играющим детям своей группы, я замечаю какие они разные: кто-то двигается много и быстро (Даня С., Андрей Г., Рома Б., Соня С., Артем З., Карина Д., кто-то выбирает деятельность поспокойнее (Ариша С., Коля К., Дима К., Лера Ш.).

Первые, более подвижные дети находят возможность двигаться в любых условиях, отдают предпочтение подвижным видам деятельности: чаще бегают, прыгают, избегают действий, требующих точности, сдержанности. Движения их резки, быстры, хаотичны. Движения малоактивных детей, наоборот, вялы, неуверенны. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают спокойную игру.

Убедившись на практике, что ребенку необходимо как можно больше двигаться для его успешного развития, я стала в соответствии с этим строить свою работу с детьми. На занятиях стараюсь проявлять внимание к каждому ребенку, ставить перед ним реальные требования, заставляющие улучшить свои достижения, овладеть новыми двигательными упражнениями. Вся организация жизни детей в группе стимулирует стремление детей активно двигаться. Утренняя гимнастика, подвижные игры, физминутки очень интересны. Наблюдения показали, что выполнив трудные упражнения, дети испытывают удовлетворение, огромное чувство радости. У Вики М. не получались некоторые элементы утренней гимнастики. Я предложила вместе повторить все упражнения. Мне лучше удалось отследить правильность выполнения задания, помочь, если что-то не получалось. Благодаря этому она поверила в собственные силы. Также физминутку можно провести нетрадиционным способом. Например, Даня С. очень активный ребенок. Он хорошо запомнил движения и слова. Я приглашаю его провести физминутку. После этого я предлагаю Лере, девочке с невысокой двигательной активностью, еще раз повторить физминутку. Таким образом, проявляю внимание к каждому ребенку. Нельзя забывать о похвале, после правильно выполненных упражнений.

Коля К., робкий мальчик, пытается научиться правильно приседать. У него не получается. «Да ты не торопись, держи руки перед собой» - советует Соня С. Научившись упражнению, которое казалось ему трудным, Коля был рад. Во время прогулок на площадке наблюдаю, как ребята самостоятельно упражняются, и собственные успехи радуют их. Время от времени кто-то из них подходит ко мне и говорит : «Посмотрите, я уже научился, у меня хорошо получается». Я радуюсь вместе с ними их успеху.

Нередко я стакиваюсь с трудностями. Первая из них – отсутствие у детей выдержки. Дети не умели спокойно смотреть, как выполняли упражнения их товарищи: «Я тоже хочу!», «А теперь я!» - и сердились, что им приходилось ждать. Я стала чаще проводить игры и упражнения на разные виды движений. Я им говорила: «Если хотите с нами играть, то терпеливо ждите, не мешайте своим товарищам». Постепенно у детей вырабатывалась выдержка, стало возможным проводить мероприятие. Вторая трудность – преодоление застенчивости у детей. К вялым, робким и нерешительным детям я стараюсь быть особенно внимательной, учу этому и детей. В дружном, хорошо спаянном коллективе каждый ребенок быстро находит свое место и преодолевает стеснение, неуверенность.

Подвижные игры стараюсь также проводить с учетом индивидуальных особенностей детей. В таких играх обычно принимают участие все дети группы. Но проявления их в игре далеко не одинаковы. Например, во время проведения подвижной игры «Ловля обезьян» некоторые дети, выполняя роль обезьян, упрощают показанные охотниками движения, чтобы, услышав сигнал, убежать скорее, чем те, кто выполняет движения добросовестно. Отдельные дети стараются встать в группе обезьян подальше от охотников, т. е. прячутся за спины товарищей, проявляя тем самым чрезмерную осторожность, стремление выбрать себе безопасное место, чтобы охотник не смог их поймать. Но довольно большая группа детей не боится расположиться поближе к охотникам и точно выполняет показанное движение. Для них в игре самое интересное – встретить опасность к лицу, увернуться от охотника, убежать от него. Во всех трех случаях дети не хотят попасться охотникам, но одни предпочитают выбрать более легкие пути, другие же находят удовольствие в том, чтобы одержать победу в трудном соревновании – ловкости, находчивости, в быстроте действий. Такие проявления детей не остаются без моего внимания. Я поддерживаю нерешительных детей и поощряю смелых.

Индивидуальную работу также провожу с ослабленными детьми. Например, с детьми, перенесшими ОРЗ (ОРВИ) я занимаюсь физическими упражнениями с первых дней возвращения в детский сад. Однако нагрузку дозирую, исключаю упражнения, требующие большого физического напряжения (бег, подвижная игра, упражнения с резким изменением положения тела. У ребенка, перенесшего заболевание, нарушаются функции теплорегуляции. Чтобы избежать переохлаждения активную гимнастику после сна они выполняют в пижамах, по массажным коврикам ходят не босиком, а в носочках.

Индивидуальную работу с детьми, отстающими в отдельных видах движений, провожу во время прогулок. Для одних организую игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – прыжки на двух ногах. Во время прогулки слежу за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз или не перегрелся. Неоднократно наблюдала, что беспокойное поведение одного ребенка зачастую передается и другим детям. Например, Артем на прогулках ведет себя очень активно. Подражая ему, остальные дети тоже вовлекаются в беспорядочную шумную деятельность. В таких случаях я переключаю внимание детей на более спокойное занятие, игру. Например, Соне я предлагаю пройти по узкой доске, пронести на ладони вытянутой вперед руки маленький резиновый мячик. Дети быстро отзываются на интересное для них предложение и переключаются на выполнение игрового задания – одни как исполнители, другие как зрители.

Опыт работы показал, что мы взрослые должны серьезно относиться к оценке правильности выполнения движений детьми, степени участия в подвижных действиях.

Основой полноценного физического развития ребенка является приобщение его к основам здорового образа жизни.

И в заключение хочется процитировать В. А. Сухомлинского «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Социально-практический творческий краткосрочный проект для младшей группы «Я и моё здоровье» Авторы-составители: старший воспитатель Мальцева Альфия Камильевна, воспитатели I младшей группы: Славичук Иванна Николаевна, Самойлова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный подход как одна из форм освоения образовательной области «Здоровье» и «Физическая культура»
Опубликовано: 3 октября 2013 в 10:37
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД