Ольга Александровна Ажакулова
Информационно-практический проект «Лекарственные растения Заволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-практический проект «Лекарственные растения Заволжья», в соответствии с программой Е. С. Евдокимовой «Маленький Волжанин»
Автор проекта: воспитатель Ажакулова О. А
Проект: «Лекарственные растения Заволжья»
Тип проекта: информационно – практический.
Вид проекта: групповой.
Публикация «Информационно-практический проект „Лекарственные растения Заволжья“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Продолжительность: краткосрочный (октябрь).
Участники: педагоги, дети и родители подготовительной группы, работники библиотеки.
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
В. Рождественский
Актуальность проекта.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
В Волгоградской области мы можем встретить такие растения как тысячелистник, крапива, лопух, одуванчик и другие травы. Часть растений занесена в Красную книгу. Все меньше остается нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Поэтому в раннем детстве надо приучать детей беречь и охранять природу, растения, рационально использовать ее богатства.
Наблюдая и рассматривая вместе с детьми растения в группе, на улице я заметила, что ребята не знают названия лекарственных растений, их целебные свойства. Поставила перед собой проблему: недостаточные представления детей о лекарственных растениях родного края.
Для решения этой проблемы мною совместно с родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения Заволжья», в соответствии с программой Е. С. Евдокимовой «Маленький Волжанин».
Цель: Расширение и обогащение знаний о лекарственных растениях
Заволжья.
Задачи:
Для детей:
1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях Заволжья.
2. Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, аппликации, ручном труде.
3. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
3. Создать условия для взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
1. Углубить знания родителей по экологическому воспитанию.
2. Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
Ожидаемые результаты:
Дети:
1. Сформированы элементарные представления о лекарственных растениях Заволжья и их целебных свойствах.
2. Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
3. Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Родители:
1. Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
2. Проводят с детьми наблюдения в природе.
3. Привлекают детей к совместному труду в природе.
Педагоги:
1. Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.
2. Используют различные формы работы.
3. Распространяют и обобщают опыт.
Организационные формы работы дошкольников над проектом:
1. Наблюдения в природе.
2. Чтение художественной литературы.
3. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
4. Посещение библиотечного урока «Красная книга Николаевского района»
5. Участие в игровой деятельности.
6. Проведение ситуативных бесед.
7. Продуктивная деятельность.
8. Заучивание стихов, песен.
9. Организация фотоконкурса «Природа родного края».
10. Выпуск экологической газеты «Лекарство под ногами» (родители совместно с детьми).
11. Социальная акция «Подари цветок».
12. Оформление дидактической папки «Календула».
1. Подготовительный этап:
Определение уровня знаний детей о лекарственных растениях; определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов; подбор необходимой литературы по данной теме.
2. Основной этап.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Съедобное – Несъедобное».
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
«Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, одуванчик, календула).
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
«Вершки - корешки»
Цель: познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья.
Познавательно-речевое развитие.
Познавательное занятие «Лекарственные растения-средства оздоровления человека».
Цель: познакомить с лекарственными растениями Заволжья, сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Познавательное занятие «Ядовитые растения».
Цель: познакомить ребят с ядовитыми растениями, напомнить о правилах оказания первой помощи.
Библиотечный урок «Красная книга Николаевского района»
Цель: обобщить знания детей, о растениях нашего района, которые занесены в красную книгу.
Беседа «Зелёная аптека».
Цель: закреплять умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
Чтение произведений.
Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
Чтение А. Онегова «Тропинка полевая».
Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет».
Н. Павловой «Загадки цветов».
А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
Заучивание загадок и стихов о растениях.
Продуктивная деятельность.
Рисование
Тема: «Подорожник».
Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
Тема: «Одуванчик».
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
Аппликация
Тема: «Цветы в вазе».
Цель: Закреплять ранее приобретенные навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке и располагать изображения, по всему листу составляя из них композицию.
Ручной труд
Тема: «Украшаем платок»
Цель: познакомить с нетрадиционным способом изготовления предметов народного творчества.
Прогулки.
Наблюдение «Наш верный друг - подорожник»
Цели: познакомить детей с лекарственным растением - подорожником, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос.
Наблюдение проводится на участке детского сада, где растет подорожник.
Экскурсия к подножию холмов.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут около холмов (полынь, одуванчик, подорожник, пижма и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Работа с родителями.
Активное участие родителей в фотоконкурсе «Природа родного края».
Выпуск экологической газеты «Лекарство под ногами» (родители совместно с детьми).
Социальная акция «Подари цветок».
3. Заключительный этап.
Оформление презентации проекта.
Выпуск дидактической папки «Календула».