Инга Панфёрова
Информационно-творческий проект «Инновационные формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
ВМР «Детский сад №6 «Колобок»
г. Вольска Саратовской области»
Информационно- творческий проект
«Инновационные формы работы с родителями в
раннем дошкольном возрасте, на период
адаптации детей к детскому саду»
Разработали воспитатели
Публикация «Информационно-творческий проект „Инновационные формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2022
Панферова И. С.
Вольск 2022 г.
Актуальность. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
В это время ребенок остро переживает даже кратковременную разлуку с мамой, трудно привыкает к новой обстановке, бывает «неуправляем», к нему не применимы многие приемы и методы воспитания и обучения, которые используют в работе с дошкольниками. Объяснения, инструкции, указания взрослого часто не действуют, организованные занятия не достигают своей цели, малыши не умеют слушать, принимать и выполнять задания взрослого.
Дети эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов важно проводить первые мероприятия с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со свер-стниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Проблема - непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить, красиво одеть, но и общаться с ним. Научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Цель проекта - установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей в адаптационный период.
Задачи:
познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
-подготовить детей к адаптационному периоду;
-создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьей.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Апробировать нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного развития ребенка.
- Объединить усилия для развития и воспитания детей.
- Выявить и реализовать потребность родителей в педагогических знаниях.
-Создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов.
- Вовлечь родителей в участие в воспитательно - образовательном процессе через совместное творчество.
- повышение педагогических умений педагогов: (планирование работы с родителями, самообразование педагогов, консультации, педагогический опыт).
Тип проекта : информационно- творческий
Срок реализации – долгосрочный (май 2022- август 2022
Участники проекта : воспитатели, родители, дети, узкие специалисты.
Предполагаемые результаты
1. Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ.
2. Результативность воспитательно-образовательного процесса.
3. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
4. Повышение психолого-педагогических знаний среди родителей и обучение их взаимодействию с детьми.
План реализации проекта
Этапы Сроки Содержание Участники
Подготовительный Май - Изучение литературы по данному вопросу,
- Знакомство с современными подходами и формами взаимодействия семьи и ДОУ,
- Разработка новых интерактивных форм работы с родителями.
- Составление плана проекта
- Анкетирование родителей (приложение 1)
воспитатели
родители
Основной Июнь
- Клуб молодых родителей;
- Совместное развлечение родителей и детей «День защиты детей»(участок детского сада);
-Мастер – класс «Флаг России» (совместное творчество детей и родителей) (группа);
Акция «Подари ленту триколор» к Дню России (городской парк)
-Почтовый ящик;
-Организация и наполняемость пространственно-развивающей среды на участке детского сада;
- Изготовление «Тропы здоровья»(участок детского сада)
- Консультация «Собираемся в детский сад»
воспитатели специалисты родители дети.
Июль - «Доброе утро» - совместная зарядка родителей и детей под музыкальное сопровождение» (участок детского сада);
-Мастер-класс «Ромашка» (совместное творчество детей и родителей)
- Изготовление стенгазеты к «Дню семьи,любви и верности» (фото семей)
- Игровое мероприятие: «Мама, папа, я – дружная семья»
Круглый стол «Наши детки» Обсуждение наиболее актуальных вопросов воспитания и развития, детей раннего возраста Воспитатели
родители
дети
Август
- Совместная с родителями и детьми экскурсия в городской парк;
- Посещение театра на подушках (ЦДО Радуга);
-Круглый стол «Игры на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»;
-Помощь родителей в организации ППРС группы;
Конкур рисунков на асфальте «Я рисую лето!»
-Памятка для родителей
«Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему впервые посещать детский сад»
Воспитатели
родители
дети
Заколючительный - Анализ проделанной работы;
- Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
Процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакт друг с другом и со взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации;
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Проводимая работа позволила повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений;
Использование нетрадиционной формы работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Список литературы:
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика. Рекомендации/ авт. сост Соколовская Н. В. -Волгоград: Учитель,2011.-188с.
2. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения, комплексные занятия. Волгоград: Учитель, 2012. -127с.
3. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.