Папки-передвижки

Информационное поле-парциальная программа «Я-исследователь»

Бабкина Елена Анатольевна
Информационное поле-парциальная программа «Я-исследователь»

Информационное поле-парциальная программа «Я- исследователь»

Дефенция Характеристика

Определение Дополнительные общеобразовательные программы-дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы (ФЗ от 30.04.2021 N127-ФЗ)

«Я-исследователь»- это дополнительная общеобразовательная программа эколого-экспериментальной направленности.

Цель Развитие экологического сознания старшего дошкольника в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Публикация «Информационное поле-парциальная программа „Я-исследователь“» размещена в разделах

Задачи 1. Формировать основы экологического сознания, осуществляя познавательно-речевое и коммуникативно-личностное развитие детей в процессе экспериментальной и опытнической деятельности детей.

2. Прививать правила, умения и навыки экспериментальной деятельности, проводить эксперименты по алгоритму со слов воспитателя

3. Воспитывать эмоционально-положительное, бережливое отношение к природному наследию своего края.

Условия результативности Теоретическая и практическая подготовка педагогов, ориентированная на решение задач исследовательского обучения, владеющих соответствующими умениями и навыками; создание особой предметно-пространственной среды, позволяющей детям дошкольного возраста включаться в поисковое эксперементирование.

Показатели результативности Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Цель которой выявить:

-место детского экспериментирования в предпочтениях детей

-исследовать предпочитаемый вид деятельности

-выявить степень устойчивости интересов ребенка

-исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования

Показатели Диагностические методики

Отношение детей к экспериментальной

деятельности Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к

экспериментальной деятельности.

Уровни сформированности экспериментальной

деятельностью

Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми

экспериментальной деятельностью (по Ивановой А. И.).

Уровень развития любознательности,

познавательной активности

Мини тесты «Изучение познавательной инициативы».

«Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер

Уровень представлений о предметах и объектах

неживой природы Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Уровни Отношение к экспериментальной деятельности Целепологание Планирование Реализация Рефлексия

Высокий Познавательное отношение

устойчиво. Ребенок

проявляет

инициативу и

творчество в

решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему.

Активно высказывает

предположения.

Выдвигает гипотезы,

предположения, широко пользуясь

аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует

предстоящую

деятельность.

Осознанно выбирает

Предметы и

Материалы для

Самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. Действует планомерно.

Помнит о цели работы на протяжении всей

Деятельности. В диалоге

со взрослым поясняет ход

деятельностиДоводит

дело до конца. Формулирует в речи достигнут результат

Или нет, замечает

неполное

соответствие

полученного

результата гипотезе.

Способен

Устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний В большинстве

случаев ребенок

проявляет активный

познавательный

интерес

Видит проблему

иногда

самостоятельно, иногда с небольшой

подсказкой

взрослого. Ребенок

высказывает

предположения,выстраивает гипотезу

самостоятельно или с

небольшой помощью

других (сверстников

или взрослого) Принимает активное

участие при

планировании

деятельности

совместно со

взрослым.

Самостоятельно готовит

Материал для

экспериментирования,

исходя из их качеств и

свойств. Проявляет

настойчивость в достижении результатов,

помня о цели работы.

Может

формулировать

выводы

самостоятельно или по наводящим

вопросам.

Аргументирует свои суждения и пользуется

Доказательствами с помощью взрослого.

Низкий Познавательный интерес неустойчив,

слабо выражен. Не всегда понимает

проблему.

Малоактивенв выдвижении идей по

решению проблемы.

С трудом понимает

выдвинутые другими

детьми гипотезы. Стремление к

самостоятельности не выражено. Допускает

ошибки при выборе

материалов для

самостоятельной деятельности из-за

недостаточного осознания их качеств

и свойств. Забывает о цели,

увлекаясьпроцессом.

Тяготеет к однообразным, примитивным действиям,

манипулируя

предметами. Ошибается в

установлениисвязей и

последовательностей (что

сначала, что потом). Затрудняется сделать вывод даже с

Помощью других.

Рассуждения

формальные,

псевдологические, ребенок

ориентируетсяна внешние,

несущественные особенности

материала, с которым

он действует не вникая в его

подлинное

содержание.

Диагностическое задание 1. «Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер, целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

Диагностическое задание 2. По методике «Маленький исследователь» предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) - 3 балла, за четвертый (экспериментирование) - 4 балла. Чем больше баллов тем выше уровень.

Диагностическое задание 3. Наблюдение «Изучение познавательных интересов»

№ п/п Вопросы Возможные ответы

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? а) часто б) иногда в) очень редко

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? а) рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? а) часто б) иногда в) очень редко

5

Проявляет интерес к символическим «языкам» : пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); а) часто б) иногда в) очень редко

6 Проявляет интерес к познавательной литературе а) часто б) иногда в) очень редко

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно; 17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

Диагностическое задание 4. Для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природеавторским коллективом Климовой Н. Р., Кривовой Л. И., Прохоровой Л. Н. разработаны мини-тесты, в которых реб нку предлагаются следующие вопросы:

1. Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса.

2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?

3. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи.

4. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)- покажи.

5. Сравни свойства песка, глины, почвы.

6. Расскажи о свойствах магнита.

7. Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.

8. Сравни свойства дерева и железа, их назначение.

9. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.

10. Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.

Проблема Проблемой определяется то, что современный ребёнок, современные дети активно осваивают виртуальный мир и в то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, интеллектуальная пассивность. Это проявляется в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. В детском сознании стираются грани между добром и злом, теряются человеческие ценности, нравственность, этические нормы. Дети порой не замечают то, что находится у них совсем рядом «под ногами». И как следствие существует опасность, что общество в будущем получит бездуховное поколение, равнодушное к природе, живому и неживому окружению.

Актуальность Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, а также является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

В условиях внедрения ФГОС ДО поисково-исследовательская деятельность (экспериментирование) является одним из направлений развития личности дошкольника. Данная деятельность носит интегрированный характер и помогает в реализации образовательных областей.

Новизна Новизна программы заключается в активном включении детей в экспериментальную деятельность, связанную с потребностью в умственных впечатлениях, развитием любознательности, творческой свободы, сознательным природоохранным поведением ребенка в природе, данная программа формирует первоначальные исследовательские умения детей от 5 до 7 лет, включает в активную познавательную деятельность

Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что исследовательская деятельность помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать, также детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

Принципы • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• сотрудничество организации с семьей;

• приобщение детей к социокультурным нормам;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• возрастная адекватность дошкольного образования.

Публикации по теме:

Парциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольниковПарциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольников ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЮ МИР» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Аналитический отчет по экологическому воспитанию «Воспитатель-исследователь»Аналитический отчет по экологическому воспитанию «Воспитатель-исследователь» Если ты любишь всё таинственное, загадочное и необычное, любишь наблюдать и размышлять. Доверяешь только своим глазам и опыту – значит.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Фотоотчет «Юный исследователь»Фотоотчет «Юный исследователь» Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование.

Фотоотчёт о неделе «Я — юный исследователь»Фотоотчёт о неделе «Я — юный исследователь» Вторая неделя января в нашей группе была посвящена теме «Я – юный исследователь». В процессе этой недели мы знакомились с детьми с разными.

Парциальная программа «Маленькие художники» от 3 до 5 лет Утверждаю Директором МБОУ СОШ № 196 ___Третьяковой Е. Н. «___» ___2015г. Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное.

Познавательно-информационное занятие по экологии «Берегите первоцветы»Познавательно-информационное занятие по экологии «Берегите первоцветы» Познавательно – информационное занятие по экологии на тему «Берегите первоцветы» Содержание материала: 1 раздел. Цели и задачи экологического.

Познавательный проект «Маленький исследователь на огороде» Актуальность темы проекта: Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого.

Коллективное творчество «Во поле березки стояли, во поле матрешки гуляли» рисование с элементами плоскостной аппликацииКоллективное творчество «Во поле березки стояли, во поле матрешки гуляли» рисование с элементами плоскостной аппликации Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь»Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь» Экспериментально - исследовательская деятельность проект «Мыльные истории» Курицкая Влада, 6 лет Руководитель: Тынянских Галина Ивановна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационное поле-парциальная программа «Я-исследователь»
Опубликовано: 10 июня 2022 в 08:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД