Лучший педагог года

Информационные технологии в образовании

Виолетта Камалова
Информационные технологии в образовании

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации.

Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.

Публикация «Информационные технологии в образовании» размещена в разделах

Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит:

техническая среда (вид используемых технических средств);

программная среда (набор программных средств);

предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).

С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и в различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные технологии.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В образовательных учреждениях, где разрабатываются и осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические возможности и средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Эти процессы определяют тяготение руководителей и преподавателей к формированию или использованию новых технологий обучения, к педагогическому эксперименту.

Школа, работающая в экспериментальном режиме, в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕХНИЧЕСКИМ И ПРОГРАММНЫМ СРЕДСТВАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Опыт разработки и использования учебных компьютерных программ и систем, полученный в лицее, позволил формулировать ряд требований, выполнение которых необходимо для эффективного использования компьютерных технологий в учебно- воспитательном процессе.

Основным требованием, предъявляемым к техническим средствам и компьютерным программам и системам, является возможность быстро предъявлять, собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать учебную информацию.

В практической работе можно выделить два аспекта деятельности, направленной на обеспечение образовательного учреждения необходимыми компьютерными программами и программными системами. Это их приобретение и разработка. Как в том, так и в другом варианте вся работа строится по единой схеме. В первом случае основной задачей является экспертная оценка приобретаемых средств, на основе которой принимается решение об их соответствии образовательным целям и содержанию образования и дальнейшем их использовании; во втором - собственная постановка учебной задачи, разработка соответствующих учебных программ и систем. В любом случае вся работа ведется с учетом направленности образовательного процесса, возрастного уровня и других специфических качеств той группы учащихся, в которой планируется организация обучения с использованием информационных технологий. Специалистами лицея был разработан алгоритм этой деятельности.

Порядок разработки (экспертизы) учебных программных средств

1. Формулировка образовательной цели.

2. Анализ используемых методик на соответствие цели.

3. Анализ (разработка) сценариев учебных занятий (вопросы, задачи, ответы и решения, диагностика знаний и умений, уровень интерактивности и др.) в соответствии с выбранными методиками.

4. Анализ (разработка) алгоритмов реализации учебных сценариев.

5. Анализ (разработка) интерфейса пользователя (форм и средств взаимодействия учащихся с компьютерными программами).

6. Исследование' (разработка) компьютерных программ в соответствии с алгоритмами (необходимые вводные, тренировочные упражнения, пояснения; реакция на действия учащихся и т. д.).

7. Разработка подробных инструкций и рекомендаций по применению программных средств, анализу и соответствующей обработке результатов работы учащихся.

8. Анализ (разработка) средств сбора результатов работы группы учащихся по сети и их распечатки для последующей их обработки и обобщения.

УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Сегодня многие образовательные учреждения стремятся ввести в свой учебный план занятия с применением компьютеров и компьютерных технологий. Чаще всего это стремление ввести в образовательный процесс пропедевтический курс информатики, организовать профильный курс с использованием компьютеров, использовать информационные технологии в самых разных предметных областях школьной программы ничем, кроме желания, не обоснованы. Практика показала, что формальное отношение к использованию компьютера в образовательном процессе чаще всего приводит к обратному результату - снижению мотивации к обучению, если этот процесс не обеспечен дидактическими средствами, а генератором мотивации считается сам компьютер. Анализ данной проблемы в рамках проводимой в лицее работы позволил сделать вывод о том, что любые предметные курсы, ориентированные на реализацию в рамках информационных технологий, рекомендуется вводить только при выполнении следующих условий:

наличие квалифицированных преподавателей, прошедших специальную подготовку к работе в условиях применения информационных технологий;

достаточное количество технических средств соответствующего уровня;

наличие методически обоснованных и соответствующего качества (прошедших экспертизу) учебных или других компьютерных программ и систем;

наличие в качестве приложения к компьютерным программам полного дидактического комплекса (учебники, методические пособия, задачники, система контроля знаний, умений, навыков и др.);

наличие научно-методической проработки курса, его дидактического наполнения и программного обеспечения с учетом преемственности содержания до завершения процесса обучения.

В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе был выделен ряд аспектов, требующих системного анализа с точки зрения влияния на здоровье учащихся, на формирование мотивации к обучению, повышение эффективности обучения.

Психологический аспект

Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой

учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.

Дидактический аспект

Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует развитию у детей нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся.

Работа в среде информационных технологий приучает школьников понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе.

В соответствии с теорией обучения П. Я. Гальперина результатом обучения является формирование познавательной деятельности или ее отдельных элементов, в том числе различных действий. Как известно, процесс преобразования знаний и умений в навыки проходит в три этапа: обучение, тренировка и автоматизация.

Технологический аспект

Опыт использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в начальной школе показал, что дети успешно справляются с учебными заданиями уже в 1-м классе, если у них сформированы первоначальные умения общения с компьютером. Основной задачей является снижение напряжения как учащихся, так и учителя на первых занятиях. Это можно сделать, если акцентировать внимание школьников на двух моментах:

отработке способов работы с устройствами ввода информации (клавиатура, манипулятор «мышь») и анализе результатов этой работы;

соотнесении собственных воздействий на систему с результатами этих воздействий.

Организационный аспект

Учебные занятия в среде информационных технологий предусматривают работу за одним рабочим местом одного ученика (Сан-Пин-96). Это требование реализуется путем деления класса на группы. На сегодняшний день традиционной формой организации таких занятий является последовательное обучение групп одного класса, что крайне усложняет работу по составлению школьного расписания занятий. В лицее, пока только в старших классах, была принята и действует система синхронного обучения групп на базе двух компьютерных классов одновременно силами двух учителей. Такая система может быть реализована при наличии абсолютной согласованности педагогов на уровне учебных программ, планов, содержания, форм, методов и средств обучения. Единственной проблемой в этой системе является набор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников лицея.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Проблема объективной и независимой диагностики качества образования решается на экспериментальном уровне. За основу системы педагогических измерений был взят технологический комплекс, разработанный государственным центром тестирования (ЦИТО) Голландии и реализуемый сегодня при проведении единого государственного экзамена в России.

Основой диагностического инструментария являются сконструированные по специальным правилам тестовые задания, на базе которых конструируются тесты.

По данным тестирования можно планировать и корректировать образовательный процесс, работу по переподготовке и повышению квалификации педагогических работников, использовать различные формы дифференциации педагогических работников с точки зрения оценки

Публикации по теме:

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

3D-принтер в образовании в школе 8 вида3D-принтер в образовании в школе 8 вида D в образовании: наступающее будущее В нашей школе каждый может найти занятие по душе. Для нужд детей есть швейная мастерская, и типография.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Информационные материалы для беседы с детьми и родителями «История возникновения праздника «Международный день спасибо» Сегодня, 11 января празднуется необычный праздник - "Международный день спасибо". В этом году мы с детьми и с педагогами подготовили необычную.

Информационные стенды как одна из форм сотрудничества детского сада, семьи и общественности.Информационные стенды как одна из форм сотрудничества детского сада, семьи и общественности. Начался новый учебный год. Наше дошкольное учреждение по прежнему работает в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Одной из его.

Информационные уголки для родителейИнформационные уголки для родителей Информационные уголки для родителей. Набирая малышей в группу раннего возраста, мне захотелось придумать новое название группы и, следовательно,.

Информационные материалы для бесед с детьми и родителями «История возникновения праздника  «День матери» Руки усталые, тихо опущены. Волосы русые в узел завязаны. Тихая моя, нежная моя, Добрая моя мама. (А. Шульгина) Слова этой песни, трогают.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детейНетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Информационные таблички для родителей в образовательной средеИнформационные таблички для родителей в образовательной среде Вот такие таблички, необходимые и незаменимые были "внедрены и апробированы" в нашей группе Как же быть родителям, которые неожиданно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационные технологии в образовании
Опубликовано: 13 октября 2020 в 21:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД