МААМ-картинки

Конспект занятия в рамках инклюзивного образования

бочко кристина
Конспект занятия в рамках инклюзивного образования

Бочко К. 1

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что образова-ние могут получить все дети независимо от ограничений возможностей их здоровья [8]. Инклюзивное образование включает в себя обучение детей с ограниченными воз-можностями здоровья в обычном учебном заведении.

Публикация «Конспект занятия в рамках инклюзивного образования» размещена в разделах

Т. Н. Гусева под инклюзией понимает процесс «обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через участие в обучении, культуре и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них» [4].

Инклюзивное образование, по мнению Т. Г. Туркиной, (англ. inclusion - включе-ние, включающее образование, совместное обучение, это форма обучения каждого че-ловека, независимо от его интеллектуальных, физических, эмоциональных, социаль-ных, языковых особенностей, в которой он получает возможность обучаться в общеоб-разовательных учреждениях [7].

Для людей с ограниченными возможностями здоровья в данном случае форми-руются определенные условия: перепланировка классных помещений, специальные модифицированные методики обучения, учебный план, методы оценки.

Согласно п. 27 ст. 2 ФЗ-273 «Об образовании РФ», инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом раз-нообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [8].

Обучаясь в специализированном учреждении для инвалидов дети с ограничен-ными возможностями здоровья изолированы от окружающего мира, реальных собы-тий, общества, что ограничивает их развитие. Такие дети также нуждаются в воспита-нии, образовании и общении со сверстниками, как и здоровые их сверстники.

Здоровые дети, включенные в инклюзивное образование, проявляют больше со-переживания, сочувствия и понимания, так называемую эмпатию). В общении с деть-ми с ограниченными возможностями здоровья они проявляют больше терпения, ком-муникативных навыков, что актуально для современного общества с выраженным чувством толерантности. Иерархические проявления в инклюзивном образовании снижаются в данных учебных коллективах.

Главной задачей развития инклюзивного образования, по мнению С. В. Алехи-ной, является подготовка руководящего состава инклюзивных образовательных учре-ждений, специалистов и педагогов, работающих в области включающего (инклюзив-ного) образования [1].

Инклюзивное образование, как пишет С. Стабс, должно включать в себя раз-личные методические подходы к обучению с целью удовлетворения потребностей де-тей как здоровых, так и с ограниченными возможностями здоровья. При успешном их внедрении преподавание и обучение будет более эффективным, а значит успешным во всех смыслах обучения и развития подрастающего поколения [6].

Н. Н. Малофеев выделил восемь принципов инклюзивного образования :

ценность каждой личности не зависит от его достижений и способностей;

каждая личность способен думать и чувствовать;

каждая личность имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

каждый нуждаются друг в друге;

истинное образование осуществляется лишь в контексте настоящих взаимо-отношений;

каждая личность нуждается в поддержке и дружбе сверстников;

для каждого обучающегося достижение прогресса проявляется в том, что он может сделать;

многообразие усиливает все стороны жизни каждой личности [5].

Задачи инклюзивного образования включают всех детей в образовательную си-стему и обеспечивают их равноправие.

По мнению Е. А. Вишняковой, тьюторство является важным ресурсом создания гибкой, эффективной, ориентированной на каждого ребенка системы сопровождения в условиях инклюзивного образования. Тьютор в инклюзивном образовании - это по-мощник, осуществляющие физическое сопровождение педагог, специалист, проводя-щий дополнительные занятия. Главная задача тьютора заключается в поддержке каж-дого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе учебной и воспи-тательной деятельности, стремлении социализировать его, научить жизни в окружаю-щем мире, среди сверстников [3].

К преимуществам инклюзивного образования М. Р. Бритянова относит новый социальный подход к инвалидности, разнообразие, развитие личности и социальные навыки, самоопределения и самостоятельности, развитие равных прав и возможностей. Инклюзивные школы должны доказать, что все дети могут достигать успеха, если ока-зывается своевременная и целенаправленная помощь. Они дают возможность обучения в атмосфере равенства, сочувствия, сотрудничества, социальной справедливости и единства. Инклюзивное образование должно расширять профессиональные знания, умения и навыки педагогов, требует от них новых, более гибких форм и методов обу-чения, разработки специальных учебных программ, эффективных для всех детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья [2].

Помимо преимуществ в инклюзивном образовании М. Р. Бритянова выделила и недостатки: отсутствие в настоящее время гибких образовательных стандартов, несо-ответствие учебных планов общеобразовательной школы особым потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие возможностей специальной под-готовки педагогов, а значит отсутствие представлений об особенностях психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Также отме-чается недостаток материально-технического оснащения общеобразовательных школ под нужды «особых» детей, отсутствие «безбарьерной среды» (отсутствие пандусов, специальных лифтов, учебного, реабилитационного и медицинского оборудования, оборудованных учебных мест. В настоящее время в штатном расписании общеобразо-вательных учреждений отсутствуют дополнительные ставки сурдопедагогов, логопе-дов, педагогов-психологов, тифлопедагогов и медицинских работников. К недостат-кам автор также относит безграмотность современного общества, предубеждения, не-достаток знаний, страх, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мыш-ления, низкая заработная плата педагогов, неравномерное распределение ресурсов [2].

С. В. Алехина считает, что существуют серьезные проблемы использования но-вых информационных технологий в образовательном процессе, обусловленным опре-деленными факторами:

- отсутствие в рамках учебного заведения информационно-технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения, модифицированного на осно-ве использования современных технологий для детей с ограниченными возможностя-ми здоровья, учитывающих цели и задачи обучения, индивидуальные потребности обучаемых;

- отсутствие технологической инфраструктуры, учитывающих особенности ин-клюзивного образования : удобство использования, доступность, гибкость, экономиче-ская доступность, рентабельность [1].

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов должно создавать специальную коррекционно-развивающую среду, обеспечивающей комфортные условия и в то же время равные с обычными детьми возможности в получении образования в рамках специальных образовательных стан-дартов, оздоровление и лечение, обучение и воспитание, коррекцию нарушений разви-тия, социальную адаптацию.

Учитывая положительный опыт Швеции, Норвегии, Дании, к внедрению ин-клюзивного образования в нашей стране необходимо подходить постепенно и осто-рожно. Обсуждение данной проблемы длилось многие годы прежде чем внедрить ее в общеобразовательные школы. Очень важно формирование толерантного отношения общества, хорошее финансирование с целью создания благоприятной развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый ребенок должен учиться комфортно, эффективно, вести целенаправ-ленную работу с педагогом, обученным взаимодействовать с детьми с особыми по-требностями. Работа с родителями здоровых детей также очень важна. Они должны понимать роль инклюзивного образования и все его положительные и отрицательные стороны, дать время для адаптации к данной ситуации, попросить подготовить своих детей к обучению с детьми с ограниченными возможностями здоровья, учить их толе-рантности и терпению.

Таким образом, под инклюзивным образованием понимается форма обучения каждого человека, независимо от его интеллектуальных, физических, эмоциональных, социальных, языковых особенностей, в которой он получает возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях. Можно сделать вывод о слабой работе законода-тельства, регламентирующего права детей с ограниченными возможностями здоровья, неэффективность разработанной программы по предоставлении работы для выпускни-ков с ограниченными возможностями. Очень важно овладение педагогами новыми компетенциями, подготовка местного сообщества, родителей и детей. Важно найти подход к родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, поддержать и помочь им.

Список литературы

1. Алёхина С. В. Инклюзивное образование : история и современность / С. В. Алехина. – М. : Первое сентября, 2013. - 33 c.

2. Бритянова М. Р. Инклюзивное образование / М. Р. Битянова; – М. : Классное руководство и воспитание школьников, 2015. – 218 с.

3. Вишнякова Е. А. Методические рекомендации с моделями тьюторского со-провождения по обучению детей с ОВЗ / Е. А. Вишнякова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. – 66 с.

4. Гусева Т. Н. Инклюзивное образование / Т. Н. Гусева. - М. : Школьная книга, 2010. — 272 с.

5. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специ-ального образования в России Н. Н. Малофеев. - М. : Просвещение, 2011. – 119 с.

6. Стабс С. Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах / С. Стабс. - М., 2002. – 89 с.

7. Туркина Т. Г. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / Т. Г. Туркина, М. Ю. Перфильева, Ю. П. Симонова, С. А. Прушинский. - М. : РООИ «Перспектива», 2012. - 63 с

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. – 29.10.2019.

Публикации по теме:

Организация инклюзивного образования в ДОУ Большое внимание организации инклюзивного образования уделяется в Белгородской области. Как правило, процесс вовлечение детей с умственными.

Фотоотчет по неделе инклюзивного образованияФотоотчет по неделе инклюзивного образования с 1 по 5 апреля в нашем МБДОУ с. Чистополье прошла неделя инклюзивного образования. Началась она 2 апреля с акции "Зажги синим". 2 апреля-Всемирный.

Готовность педагогов к реализации инклюзивного образования в ДОУ В законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья - дети с ОВЗ, имеют равные со.

Организация инклюзивного образования в детском саду С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Реализация прав детей с ограниченными.

Практика инклюзивного образования в рамках обучения специальности «Социальная работа» в условиях СПО ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Психолого-педагогические проблемы реализации инклюзивного образования ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы инклюзивного образования,.

Реализация инклюзивного образования: мечты и реальность Реализация инклюзивного образования: мечты и реальность. «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ Необходимо учитывать следующий спектр обеспечения условий инклюзивного образования детей с.

Введение инклюзивного образования в группу общеразвивающего вида ДОУВведение инклюзивного образования в группу общеразвивающего вида ДОУ Консультация для воспитателей на тему: «Введение инклюзивного образования в группу общеразвивающего вида в ДОУ». Инклюзивное образование.

Эссе «Реализация инклюзивного образования — мечты или реальность» «Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить» Жан Ванье «Из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в рамках инклюзивного образования
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 03:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД