МААМ-картинки

Проект «Дорога добра». Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

Вера Сигаева
Проект «Дорога добра». Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы

Проект : «Дорога добра»

Тип проекта : инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Вид проекта : долгосрочный.

Возраст: старшая, подготовительная группы детского сада.

Срок реализации проекта : с июня 2016 года по май 2018 года.

Проблема: негативное отношение к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличие физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Проект „Дорога добра“, Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве» размещена в разделах

Актуальность проекта :

• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

• в получении образовательного и социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья вместе со сверстниками.

Цель проекта :

Научить детей, родителей и педагогов видеть в «особенном ребёнке» – обычного.

Задачи проекта :

1. разработка и апробация программы «Дети двойной исключительности» для детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;

2. апробация и реализация технологий «Пусть дети учат друг друга», «Трио», позволяющих достигнуть планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;

3. проведение мониторинга межличностных взаимоотношений воспитанников в группе, эмоционально-личностной сферы ребенка, проверку психологической комфортности пребывания ребенка с ОВЗ в группе детского сада.

4. формирование информационного, научно-методического фонда, обеспечивающего реализацию проекта;

5. формирование мотивационной, теоретической готовности воспитанников, родителей, воспитателей, к развитию основ толерантности;

6. проведение мониторинга эффективности реализуемых технологий.

Участники проекта : воспитанники старшей группы, родители (законные представители) дошкольников, педагоги.

Предполагаемый результат:

I. изменение социального статуса воспитанника с ОВЗ в группе;

II. создание благоприятного микроклимата в группе дошкольников;

III. гуманное отношение старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ.

Предварительная работа:

Изучение литературы по развитию толерантности у старших дошкольников; сбор научно-методической информации по формированию толерантности у старших дошкольников; изучение опыта работы групп комбинированной направленности по формированию толерантного отношения к воспитанникам с ОВЗ; прохождение курсов повышения квалификации по программе «Формирование модели инклюзивного образования для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» в объеме 72 часов.

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач, предварительная работа, составление адаптированной рабочей программы.

№ Мероприятия ответственные

1. Организация консультаций с педагогами детского сада по развитию толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве. Сигаева В. А. воспитатель

2. Подготовка документации по проекту :

• разработка адаптированной рабочей программы «Дети двойной исключительности» для детей с ОВЗ в общеобразовательном дошкольном учреждении;

• подготовка памяток о толерантном отношении к детям с ОВЗ в общеобразовательном дошкольном учреждении;

• подбор наглядного и иллюстративного материала о понятии «толерантность» для дошкольников и родителей;

• разработка календарно-тематического плана совместных занятий «Трио» (воспитанник с ОВЗ-родитель-воспитатель).

Сигаева В. А. воспитатель

Дробышева Е. В. старший воспитатель

Сигаева В. А. воспитатель

Сигаева В. А. воспитатель

3. Анкетирование родителей на предмет отношения их к инклюзивному образованию. Сигаева В. А. воспитатель; Федяинова И. И. воспитатель

4. Консультация психолога МАОУ СОШ № 12 по развитию толерантности старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ. Психолог МАОУ СОШ № 12 Загарских Т. В.

II этап. Информационно-исследовательский, практический.

Период работы второго этапа проекта : с 1 сентября 2016 года по 31 мая 2018 года.

Практическая работа строится по пяти направлениям:

№ п/п Направление работы Периодичность Ответственный

1 Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» 4 раза в месяц Сигаева В. А., воспитатель

2 Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» по технологии «Пусть дети учат друг друга» 1 раз в месяц Сигаева В. А., воспитатель

Федяинова И. И., воспитатель

3 Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) 2 раза в месяц Сигаева В. А., воспитатель

4 Работа с родителями всех воспитанников группы 1 раз в месяц Сигаева В. А., воспитатель

Федяинова И. И., воспитатель

5 Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) 1 раз в месяц с чередованием мультфильмов и аудиокниг Сигаева В. А., воспитатель

Полякова М. С., воспитатель

Чтобы научить детей, родителей и педагогов видеть в «особенном» ребенке обычного, целесообразно использовать две педагогические технологии: «Пусть дети учат друг друга» и «ТРИО».

Технология «Пусть дети учат друг друга» заключается во взаимном обучении, когда один воспитанник («обучающий») учит другого («учащегося») под наблюдением педагога. Эту технологию можно использовать при обучении по разным образовательным областям : «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Познавательно развитие». Данную технологию эффективно применять в качестве инструмента на этапе закрепления полученных навыков и знаний.

Обычно более успешный воспитанник учит менее успевающего воспитанника примерно одного с ним возраста. Еще один вариант – взаимное обучение в условиях группы, когда все воспитанники в группе делятся на пары и выполняют обязанности обучающих и учащихся.

Следует также отметить, что воспитанники с особыми образовательными потребностями, выступая в роли обучающих, могут повысить самооценку и добиться лучших успехов в освоении программы, особенно если работают с младшими воспитанниками.

При применении данной технологии «особенному» воспитаннику уделяется больше индивидуального внимания, работа выполняется на его собственном уровне, упражнения повторяются, есть немедленная обратная связь, поддержка со стороны сверстников и дополнительное время для выполнения упражнений. А так же «обучающие» воспитанники закрепляют и расширяют собственные навыки, повышают уровень уверенности в себе и чувствительность к потребностям других. Педагогу это позволяет повысить уровень сотрудничества в группе и дает дополнительное время для занятий с другими воспитанниками.

Технология «ТРИО» направлена на совместную деятельность ребенка, педагога и родителей, которая помогает родителям выбрать правильную позицию по отношению к ребенку с ОВЗ, вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Для воспитанника с ОВЗ занятия по данной технологии повышают самооценку, обеспечивают эмоциональное благополучие, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Для педагога регулярные контакты с родителями повышают уровень ответственности за обучение воспитанников и педагогической компетенции во взаимодействии с родителями.

Перспективный план реализации проекта (образец)

№ п/п Направление работы Мероприятие Цель

Сентябрь 2016 год

1 Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» «На морском дне» Расширение и закрепление математических представлений через создание и решение проблемных ситуаций.

«Приключения Колобка» Развивать связную и интонационную выразительность речи у ребенка с ЗПР, его эмоционально волевую сферу.

«Не обижайте муравья» Развивать умение логически мыслить, представлять воображаемый объект.

«Страна умных игр» Учить ребенка играть в дидактические игры.

2 Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» «Знакомство»

Определить эмоциональное состояние ребенка в семье, в детском саду, на момент прихода и ухода из детского сада.

3 Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) «Совместный рисунок» Актуализировать опыт сотрудничества между родителями и детьми.

«Слепой и поводырь» Способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми.

4 Работа с родителями всех воспитанников группы Родительское собрание на тему «Инклюзивное образование» Погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и обучения.

5 Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) Просмотр мультфильма «Чучело-мяучело» Формирование таких нравственных качеств как добросердечность, отзывчивость, милосердие.

III этап. Обобщающий.

Таким образом, в проектной деятельности ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает образовательный и социальный опыт вместе со сверстниками. На протяжении всего времени проведения проекта меняется социальный статус воспитанника с ОВЗ среди воспитанников группы с положительной динамикой.

По окончании проекта выпускники детского сада будут знать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов.

Родители воспитанников группы будут ознакомлены с результатами контрольной диагностики на итоговом родительском собрании в мае 2018 года.

С помощью проекта по развитию толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве воспитанники смогут понимать

друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей;

проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают

другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать

чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Все это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве ДОУИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве ДОУ Надо сказать, что в обществе, когда информация становится особой ценностью, а информационная культура человека-определяющим фактом профессиональной.

Формирование культуры межнационального общения детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребовала усиление внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим.

Характеристика общественного участия в управлении реализацией конкретной инновации на уровне образовательной организации Роль общественности Форма участия Функции общественности Технологии реализации Эффекты «управляющий» управляющий совет обеспечении реализации.

Инновации предметно-пространственной среды в группеИнновации предметно-пространственной среды в группе Сухой бассейн У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе.

Инновации в процессе обучения и воспитания Инновации в процессе обучения и воспитания Доклад на педагогическом совете В настоящее время в нашей стране происходят существенные.

Линейка-трафаретка, как помощь в развитии ориентировки в двухмерном пространствеЛинейка-трафаретка, как помощь в развитии ориентировки в двухмерном пространстве ЛИНЕЙКА – ТРАФАРЕТКА Цель: Способствовать развитию ориентировки в двухмерном пространстве у старших дошкольников. Умственное развитие.

Новогоднее путешествие обезьянки Малышки. Автор Лямин Саша, 6 лет. Новогоднее путешествие обезьянки Малышки. Жила была в жаркой Африке маленькая обезьянка по имени Малышка. Обезьянка как обезьянка, только.

Система развития речи детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ В статье предпринята попытка отразить основные компоненты системы развития и коррекции речи детей в образовательном пространстве дошкольного.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дорога добра». Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
Опубликовано: 18 сентября 2016 в 13:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Дорога добра». Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве» (включая файлы) размещена пользователем Вера Сигаева (УИ 290472) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД