Система развития речи детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ

Ольга Рыжова
Система развития речи детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ

В статье предпринята попытка отразить основные компоненты системы развития и коррекции речи детей в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения.

Сложившаяся в настоящее время практика развития и коррекции речи в дошкольных образовательных учреждениях не всегда позволяет достигнуть достаточной готовности для дальнейшего развития коммуникативной культуры детей. Бессистемный характер процесса развития и коррекции речи в ДОУ, базирующегося на отдельных методиках и не учитывающего индивидуальный языковой потенциал детей, приводит всего лишь к эмпирическим изменениям, не соответствующим реальным показателям коммуникативных (в том числе речевых) возможностей. Решить назревшую проблему возможно по средством реализации целостной концепции проектирования системы развития и коррекции речи в образовательном пространстве ДОУ.

Технологическое обеспечение направлено на оптимизацию коммуникативных (в том числе речевых) возможностей детей в образовательном пространстве ДОУ.

Формируется потребность детей в коммуникативном (в том числе речевом) поведении в раз личных видах деятельности.

Образующие проектируемую систему развития и коррекции речи детей компоненты – целевой, содержа тельный, деятельностный и результативный – представлены следующим образом.

Целевой компонент. Языковое и коммуникативное (в том числе речевое) развитие в аспекте проектируемой системы и ее концепции – это направленный процесс, где приоритетными оказываются лингвистические ценности. Важным является то, что в результате присвоения ребенком культурного языкового наследия и совершенствования в связи с этим коммуникативного (в том числе речевого) поведения происходит развитие интегративных характеристик личности, и на этой основе достигается новый уровень социальных и индивидуальных проявлений личности в коммуникативных отношениях (разучивание стихов и потешек, инсценировки русских народных сказок, участие в народных календарных праздниках, пополнение словаря детей народных языком).

Содержательный компонент разработан на основе общедидактических и методологических положений. Ведущей тенденцией становится изменение содержания развития и коррекции речи в образовательном процессе ДОУ, его базовой основы за счет понимания роли языковой способности дошкольников, взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов, а также приоритетности того или иного компонента на определенном возрастном этапе дошкольного детства. Развитие языковой способности – основы развития и коррекции речи – модифицирует содержательное ядро речевого процесса.

Развитие языковой способности, на наш взгляд, обеспечивается

– максимальной личностной направленностью проводимых мероприятий (выбор персонажа сказки, умение произносить те или иные звуки, эмпатия);

– ориентацией на формирование мотивации к коммуникативной деятельности, на основе которой развертывается речевая деятельность (конкурс на лучший костюм, конкурс чтецов, фестиваль ораторов);

– предметно практической направленностью процесса воспитания и обучения, позволяющей одновременно формировать языковые, познавательные и коммуникативные ориентировки (создание лаборатории, мастерской по лечению книг, дежурство, состязания в стихах и т. д.);

– формированием чувства языка и опорой на него в речевой деятельности детей (логоритмика, пропевки сложных слов, русские народные заклички и запевки, сочинение сказок);

– проведением собственно речевых и коррекционных мероприятий на основе установления взаимосвязей между фонологическим, семантическим и синтаксическим компонента ми языковой способности (НОД «Трудные слова», НОД «Зачем нужны синонимы», НОД «В царстве волшебных слов»).

Публикации по теме:

Система работы педагога по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализовано-игровую деятельность Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных.

Театрализованная деятельность как способ развития речи детей дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию доклад из опыта работы по данной теме, представленный мною на педагогических чтениях "Инновационный потенциал.

Формирование культуры межнационального общения детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребовала усиление внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим.

Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет.

Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста (1 слайд) Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка. (2 слайд) Речь является одной из важнейших психических.

Применение пескотерапии для развития речи детей старшего дошкольного возраста Применение пескотерапии для развития речи детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время очень остро стоит проблема о возрастании.

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста Статья. Логинова Анна анатольевна. Воспитатель детского сада №19 «Василек» г. Якутск. Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного.

Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста Тема моей работы по самообразованию: «Игры, способствующие развитию речи детей младшего дошкольного возраста». Данную тему я выбрала не.

Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста Развитие речи является одним из важнейших направлений развивающей работы с детьми в старшем дошкольном возрасте. Большую помощь в развитии.

Статья из опыта работы по развитию речи «Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста» «Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы :описание словесных игр, методики обучения.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Математика
  • Космос
Автор публикации:
Система развития речи детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ
Опубликовано: 3 мая 2016 в 13:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Лесные прогулки» Фоторепортаж.
Фоторепортаж "Лесные прогулки" Отпуск подходит к концу, так жаль! Но у меня есть замечательные воспоминания о лесных прогулках! Летом лес выгладить...
Консультация для родителей. «Развитие словесно — логической памяти у детей 5–7 лет»
Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет Цель: формирование педагогической компетенции родителей. Описание: материал для родителей детей...
План тематического дня во второй группе раннего возраста «На цветочной полянке»
План тематического дня во второй группе раннего возраста "На цветочной полянке", Лариса Вострых МДОБУ «Детский сад № 1 «Теремок", г. Дальнегорск В августе в...
Проект «Белый медведь»
В проекте «Белый медведь – хозяин Арктики» участвовали дети и воспитатели второй младшей группы «Умники» МАДОУ «ЦРР - детского сада № 215 «Капельки солнца»....
Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019...
Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год ( 2 часть продолжение) Планируемые результаты освоения...