Марина Трясцина
Инновации во взаимодействии ДОО с семьей. Опыт проведения родительского собрания в форме коучинг-сессии
▼ Скачать + Заказать документы
Коуч - сессия как форма активизации образовательных инициатив семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование характеризуется интенсивным развитием инновационных процессов. Одним из основных принципов дошкольного образования, опираясь на Стандарт, является сотрудничество, взаимодействие Организации с семьей (п. 1.4).
Публикация «Инновации во взаимодействии ДОО с семьей, Опыт проведения родительского собрания в форме коучинг-сессии» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Во многих дошкольных учреждениях, также как и в нашем, возникает проблема по взаимодействию с родителями воспитанников в области экологического воспитания. Педагогическая пассивность родителей, непонимание родителями своей воспитательной функции. С целью решения данной проблемы, коллективом ДОО было принято разработать план взаимодействия дошкольной организации с семьей. С начала учебного года были проведены различные традиционные мероприятия по взаимодействию с родителями в области экологического воспитания (общие и групповые род. собрания, консультации, индивидуальные беседы, проектная деятельность и др.) Но проведенный после мероприятий анализ анкет, показал, что: только 30% родителей – осведомлены и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы; 53% родителей – имеют недостаточно информации, но поддерживают работу ДОО; 17% родителей – возлагают работу на ДОО.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОO. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОO на современном этапе. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Вывод: малое количество родителей посещают традиционные мероприятия, организованные ДОО в области экологического воспитания.
С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Задача педагогов детского сада - поиск инновационных форм взаимодействия с ними. На следующем этапе педагогами было принято решение провести ряд мероприятий экологической направленности с использованием коучинг – сессии. Родителям была предложена тематика встреч и наиболее актуальными для них стали темы:
ЗОЖ;
Домашние питомцы в жизни ребенка;
Экология начинается в семье.
Из предложенных тем встреч, остановились на теме: «Экология начинается в семье»
Основа данной техники – интерактивное общение (интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации, но также и определенное влияние на других людей, дискуссия (вопрос-ответ, где родители не получают советов и рекомендаций, а только отвечают на вопросы, которые ему задает коуч, и сами находят пути для решения своих проблем. В процессе работы педагог выстраивает с родителями партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советником, чтобы родители сами могли понять, что и зачем им надо делать, определили способы, с помощью которых они могут достичь желаемого и сами наметили этапы достижения цели. Данная форма работы (коуч – сессия, направлена также на развитие взаимодействия всех участников образовательного процесса, что будет оказывать позитивное влияние на качество образ. процесса.
Еще более располагали к продуктивной беседе и откровенным ответам тихая спокойная музыка и конечно вопросы коуча, которые заставляли заглянуть в глубину проблемы, а не давать поверхностный ответ. Ни один родитель не смог остаться безучастным, каждому хотелось высказаться: кому- то рассказать о своей проблеме, кому-то поделиться позитивным опытом. По технологии коучинг-сессия проходит в четыре этапа, каждый из этапов может быть отдельным занятием.
На второй встрече вниманию родителей была предоставлена аудиозапись, содержащая диалог между матерью и ребенком. (По дороге домой из д. с., ребенок видит маленького котенка, обращает внимание матери на него. Ребенку жаль котенка, он хочет его приласкать, накормить и т. д.) Во время обсуждения услышанного родители провели параллель между диалогом и своим повседневным общением со своими детьми. Родителям дается задание, как можно в этой ситуации поступить иначе (Сострадание и сочувствие – это проявление экологического сознания).
На этой встрече родители обсуждают выполненное задание, и слушают другую аудиозапись (где мать останавливается, обращает внимание на несчастное животное и т. д.)
На протяжении всей сессии родители заполняли дома рамку результатов. И самый значимый результат по желанию обсуждали вместе.
После сессии был проведен анализ рамок результатов, из которого было понятно, что данная форма работы родителям понравилась, они на протяжении всей сессии оставались активными участниками, кол-во родителей на момент первой встречи и на момент последней.
Количественный анализ анкет показал, что на момент первой встречи, количество родителей было 8 человек, на момент второй встречи – 14,на момент третьей – 18, и на момент последней встречи – 21 родитель! Также можно отметить, как односложно родители заполняли анкеты на начальном этапе и на конец сессии в рамках результатов были более развернутые, откровенные ответы.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Представляю Вашему вниманию презентацию данного мероприятия, а также разработанную мной, рамку фиксации результатов. В эту рамку родители фиксировали свои маленькие и большие шаги, которые они преодолели на пути к достижению цели.