Инновационная долгосрочная программа «Маленький пешеход»

Светлана Свешникова
Инновационная долгосрочная программа «Маленький пешеход»

1. Пояснительная записка

Программа «Маленький пешеход» разработан для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Маленький пешеход» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Программа предназначена для педагогов, работающих в ДОУ и специалистов, которые также непосредственно работают с детьми.

Концепция программы

В процессе занятий по ПДД у ребенка формируется культура поведения не только в общественном транспорте. Он становится грамотным пешеходом на дороге.

Формируются такие психические процессы как анализ и синтез собственного поведения на дороге.

Также в процессе трудовой деятельности формируются умения общения детей со сверстниками. Правильно организованный досуг в системе позволяет интересно и с пользой для себя и окружающих провести качественную подготовку детей подготовительной группы к школе.

Актуальность

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.

Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Новизна

Основное направление программы - активизировать грамотность юного пешехода на проезжей части, снизить уровень ДТП на дорогах по причине неправильного поведения ребенка.

Опыт работы с детьми позволит систематизировать и обобщить «наработанный» материал в программу «Маленький пешеход» для детей 6-7 лет.

Предлагается форма организации занятий детей в мини-группе (не более 10 человек).

Цель программы

Систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах поселка, во дворе и транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.

Задачи программы

Образовательные:

- Продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.

-Познакомить детей с правилами дорожного движения.

Развивающие:

- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию, коммуникативных навыков;

Воспитательные:

- Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, и еще не устойчивыми психическими процессами, где преобладающим является процесс «возбуждения» над процессом «торможения», контролировать процесс «возбуждения» еще не всегда под силу старшему дошкольнику.

Также возраст характеризуется изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы рассчитана на 1 год.

Организация деятельности программы

В работе участвует до 10 детей, занятия проводятся 2 раза в неделю, по 5 человек в один день. В первый день занимается одна подгруппа (5 детей) и во второй день – вторая подгруппа (5 детей).

Дни занятия выбирают в зависимости от интенсивности учебной нагрузки, в соответствии с расписанием основных занятий. При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Продолжительность занятий с каждой подгруппой – не более 25 минут. Гибкая форма организации детского труда в до- суговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками ПДД. Состав подгруппы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами.

В середине занятия проводят физкульт минутки для снятия напряжения. Комплексы физкульт минуток подбирает руководитель программы, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Подбирают фонотеку музыкальных произведений для проведения физкульт минуток и фонового сопровождения самостоятельной работы детей.

Ожидаемы результаты

- систематизированное представление об опасностях на дороге;

- о прогнозировании опасных ситуаций;

- умения оценить влияние опасных ситуаций на жизнь и здоровье человека;

- выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Формы контроля

1) Тестирование;

2) Конкурсы;

3) Викторины;

4) Формы проведения контроля (выставки детских работ, участие в выставках, систематизация работы воспитателя, памятки, игры.).

Педагогическая диагностика

Овладение детьми указанными знаниями, умениями, навыками фиксируется в таблице на начало и конец учебного года по результатам тестирования, анализа детских работ, бесед с детьми с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планируется индивидуальная поддержка детей.

1. Соответствие требованием государственного стандарта

Программа: «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста разработан в рамках:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожного движения (с изменениями на 7 мая 2013 года № 92 – ФЗ г. Москва) (редакция, действующая с 5 ноября 2013 года);

2. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864.

Преемственность

Программа предполагает:

- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;

- развить личностные качества;

-дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта дороги.

Принципы реализации программы (по Е. А. Козловской, С. А. Козловскому):

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».

Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи;

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.

Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной);

4. Принцип возрастной безопасности.

С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации;

5. Принцип социальной безопасности.

Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД;

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Деятельность программы состоит из различных видов деятельности:

- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);

- самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);

- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые, с правилам, дидактические и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

- деятельность на занятиях проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Юный пешеход» Возраст детей: 3–4 года МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК» Возраст детей: 3 – 4 года Срок реализации:.

Игровая программа «Я — пешеход» по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицеИгровая программа «Я — пешеход» по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице Цель: закрепление знаний по основным правилам дорожного движения. Воспитание социально-нравственных качеств личности. Оборудование: карта.

Инновационная деятельность (проект)Инновационная деятельность (проект) Тема: «Формирование личностных качеств детей дошкольного возраста посредством приобщения к социокультурным нормам общества и государства».

Инновационная деятельность в ДОУ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ С. Н. Бондаренко «Человек, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом». С. Л. Рубинштейн.

Инновационная деятельность в современной образовательной организации Глaвнoй целью Федеральнoгo гoсудaрственнoгo oбрaзoвaтельнoгo стaндaртa дoшкoльнoгo oбрaзoвaния (Прикaз Минoбрнaуки Рoссии oт 17.10.2013.

Инновационная педагогическая технология «Ситуация месяца» Сегодня мы должны обучать детей жить в мире, которого сами не знаем… Актуальность. Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально.

Инновационная работа воспитателя в ДОУ «Инновационные формы работы воспитателя в ДОУ» Вступление Модернизация системы образования влечёт за собой существенные и качественные.

Консультация Инновационная деятельность в ДОУ В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы.

Программа «Маленький волшебник» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КРУЖОК «МАЛЕНЬКИЙ ВОЛШЕБНИК» (Художественно-эстетическое направление).

Рабочая программа «Маленький пешеход» (социально-коммуникативное развитие). Возраст детей 5–7 лет Актуальность Программы. Проблема дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Игрушки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Инновационная долгосрочная программа «Маленький пешеход»
Опубликовано: 10 июля 2017 в 11:21
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект проведения занятия по знакомству детей средней группы с росписью «Гжель»
Конспект проведения занятия по знакомству детей средней группы с росписью «Гжель» Цель: познакомить детей с росписью гжель. Задачи: 1. познакомить детей с...
Дидактическая игра «Знатоки» для подготовительной группы
Дидактическая задача: Закрепить представления детей о богатстве рукотворного мира. Образовательные задачи: Расширять знания о предметах, удовлетворяющих...
Конспект открытого занятия по плаванию в старшей группе ДОУ
План-конспект открытого занятия по обучению плаванию Дата проведения: 13 декабря 2017 года Место проведения: ГБОУ Школа №830, плавательный бассейн д/о...
Четыре стиля воспитания, которые приводят к избалованности ребенка
Очень часто родители задают на консультациях у психолога во такие вопросы: « Почему дети ведут себя плохо? », « Почему они делают нам все назло? », « Почему...
Консультация «Как развивать отличные навыки преподавания»
Обучение класса детей намного сложнее, чем большинство людей себе представляют. Вам не только нужны знания разных предметов, чтобы передать их дальше, но и...