Светлана Кривошеева
Инновационная долгосрочная программа «Маленький пешеход»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Программа «Маленький пешеход» разработан для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Маленький пешеход» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Публикация «Инновационная долгосрочная программа „Маленький пешеход“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Программа предназначена для педагогов, работающих в ДОУ и специалистов, которые также непосредственно работают с детьми.
Концепция программы
В процессе занятий по ПДД у ребенка формируется культура поведения не только в общественном транспорте. Он становится грамотным пешеходом на дороге.
Формируются такие психические процессы как анализ и синтез собственного поведения на дороге.
Также в процессе трудовой деятельности формируются умения общения детей со сверстниками. Правильно организованный досуг в системе позволяет интересно и с пользой для себя и окружающих провести качественную подготовку детей подготовительной группы к школе.
Актуальность
По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Новизна
Основное направление программы - активизировать грамотность юного пешехода на проезжей части, снизить уровень ДТП на дорогах по причине неправильного поведения ребенка.
Опыт работы с детьми позволит систематизировать и обобщить «наработанный» материал в программу «Маленький пешеход» для детей 6-7 лет.
Предлагается форма организации занятий детей в мини-группе (не более 10 человек).
Цель программы
Систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах поселка, во дворе и транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи программы
Образовательные:
- Продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.
-Познакомить детей с правилами дорожного движения.
Развивающие:
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию, коммуникативных навыков;
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, и еще не устойчивыми психическими процессами, где преобладающим является процесс «возбуждения» над процессом «торможения», контролировать процесс «возбуждения» еще не всегда под силу старшему дошкольнику.
Также возраст характеризуется изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы рассчитана на 1 год.
Организация деятельности программы
В работе участвует до 10 детей, занятия проводятся 2 раза в неделю, по 5 человек в один день. В первый день занимается одна подгруппа (5 детей) и во второй день – вторая подгруппа (5 детей).
Дни занятия выбирают в зависимости от интенсивности учебной нагрузки, в соответствии с расписанием основных занятий. При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с каждой подгруппой – не более 25 минут. Гибкая форма организации детского труда в до- суговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками ПДД. Состав подгруппы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами.
В середине занятия проводят физкульт минутки для снятия напряжения. Комплексы физкульт минуток подбирает руководитель программы, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Подбирают фонотеку музыкальных произведений для проведения физкульт минуток и фонового сопровождения самостоятельной работы детей.
Ожидаемы результаты
- систематизированное представление об опасностях на дороге;
- о прогнозировании опасных ситуаций;
- умения оценить влияние опасных ситуаций на жизнь и здоровье человека;
- выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Формы контроля
1) Тестирование;
2) Конкурсы;
3) Викторины;
4) Формы проведения контроля (выставки детских работ, участие в выставках, систематизация работы воспитателя, памятки, игры.).
Педагогическая диагностика
Овладение детьми указанными знаниями, умениями, навыками фиксируется в таблице на начало и конец учебного года по результатам тестирования, анализа детских работ, бесед с детьми с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планируется индивидуальная поддержка детей.
1. Соответствие требованием государственного стандарта
Программа : «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста разработан в рамках:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожного движения (с изменениями на 7 мая 2013 года № 92 – ФЗ г. Москва) (редакция, действующая с 5 ноября 2013 года);
2. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864.
Преемственность
Программа предполагает :
- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;
- развить личностные качества;
-дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта дороги.
Принципы реализации программы (по Е. А. Козловской, С. А. Козловскому) :
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи;
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной);
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации;
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД;
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Деятельность программы состоит из различных видов деятельности:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
- самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые, с правилам, дидактические и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
- деятельность на занятиях проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.