Получи документы

Инновационные методики по развитию чувства ритма на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста (3 фото)

Ольга Дериглазова
Инновационные методики по развитию чувства ритма на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Инновационные методики по развитию чувства ритма на музыкальных занятиях у дошкольник

ов»[/b]

Тема развития чувства ритма у дошкольников это весьма интересная, многогранная и очень востребованная тема. Как развивать чувство ритма у маленьких детей, которые не знакомы с нотной грамотой? Легко, непринужденно и в форме игры, конечно, не как иначе. Методы развития чувства ритма у тетей от 3 до 10 лет примерно одинаковые и разнятся по уровню сложности и по формам работы.

Публикация «Инновационные методики по развитию чувства ритма на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В музыкальном произведении все средства музыкальной выразительности существуют одновременно. Это и мелодия, лад, ритм, тембр, динамика, регистр и т. д. Одно из выразительльных средств, которое ученые признают как базовый компонент музыкальности детей -это метроритмическое чувство.

Почему ритм признается базовым элементом? Ритм это часть нашего биологического наследия. Человеческая биологическая жизнь двухтактна, закрыл глаза- открыл, сжал пальцы-разжал, открыл рот-закрыл, сердце сжалось-разжалось. Двухтактность это основа нашей биологической жизни на земле. Поэтому ребенок рождается с внутренним ощущением пульсации из-за того, что у него бьется сердце. В музыкальных произведениях тоже есть сердце и оно спрятано внутри музыки.

Чувство ритма делится на 2 составляющие- метр, пульсация сильных и слабых долей; ритмический рисунок. Поскольку работа над ритмом очень растянута во времени, на годы, то ее необходимо разнообразить. И тут нам в помощь игровые технологии, которые я использую в своей работе и готова поделиться опытом. Я не являюсь автором данных упражнений, я просто ищу, нахожу и применяю. Всегда интересно посмотреть, а как это будет работать у меня.

Для развития чувства ритма у маленьких детей сейчас существует много разных вариантов: электронных пособий, ритмических карточек, палочек, стаканчиков, шумовых инструментов-шуршание бумагой, приемов бодиперкуссии-звучащих жестов, и сюда я включаю интересную технологию под названием «Хор рук». Все приемы, упражнения не новы, имеют отголоски орф-педагогикии. Карл Орф австрийский педагог, композитор и дирижер, который в середине прошлого века создал принципиально новую систему музыкального воспитания детей «Шульверк». Он первый соединил музыку с движением, речью, звучащими жестами и шумовыми инструментами. Отсюда вышла логоритмика, бодиперкуссия и музицирование на шумовых инструментах.

Я хочу поделиться наиболее интересными приемами, которые я использую в своей работе. Они направлены не только на развитие чувства ритма в узком смысле, а решают целый спектр задач, связанных активизацией внимания, познавательного интереса, с развитием умственной деятельности.

1. Муз. упражнения с мешочками (Игра «Передай другу» или нар. м. «Светит месяц»)

Упражнения с предметами является прекрасный инструментом для развития координации движений и чувства ритма. Хочу познакомить с интересным приемом, который сочетает двигательные элементы- передача предмета со звучащими жестами- бодиперкусии. Хорошая гимнастика для мозга -нейрогимнастика.

2. Упражнения с палочками

Палочки просто незаменимый атрибут для развития ритма у детей. Атрибут №1 с помощью палочек можно творить разные вещи. Они могут быть палочками-стучалочками, палочками -скакалочками, игралочками, палочками-превращалочками,шуршалочками Стучать можно по разным поверхностям. Соотвественно. издаваемый звук будет разным. Стучать учимся в разных ритмах.

3. Упражнение с карточками на координацию. (стоят по кругу перед каждым участником лежит карточка с заданием, под музыку выполняются движения и дети переходят по кругу к след. карточке)

Поскольку ритм неотрывно связан с координацией, а координация напрямую с работой мозга, есть еще одно полезное упражнение с карточками. Для развития чувства ритма очень хорошо использовать наглядные материалы. Ритмические карточки, электронные пособия -игры, ритмы на тарелочках. В ходе упражнения происходит стимуляция мозга для развития памяти, внимания и концентрации.

4. Бумажный оркестр «Шутка» Селиванов

Если говорить о шумовых инструментах, то их разновидностей очень много. Можно играть на всем, что звучит. И след. прием тоже очень интересен, как для развития познавательно-исследовательского интереса, так и в музыкально-исполнительском плане. Это бумажный оркестр. Что мы знаем о бумаге? Какая бывает бумага? Можно спросить детей, какие звуки издает бумага? Ее можно смять, порвать, ею можно похрустеть, можно пошуршать. А как вы думаете, можно ли музыкальное произведение украсить шуршащими звуками? Серьезное это будет произведение, со смыслом или шуточное с юмором?

«Шутка» Селиванов. Не смотря на внешнюю простоту, все же ребенок столкнется со сложностью в исполнении -это ритмическая точность, которая здесь нужна. Это требует внимания. Бумажный оркестр это необычно. Это креативно. Это немного с юмором.

6. «Бодиперкуссия»

Если продолжить разговор о шумовых инструментах, то тут следовало бы упомянуть о том, что самым первым инструментом человека было наше тело, - говорил К. Орф. Слушать его и слышать, играть на нем, значит пропускать музыку и ее ритм через себя. Так родилась система «Бодиперкуссии», которую активно используют педагоги по всему миру в различных видах деятельности.

Ритм и телесное его проигрывание это путь, который всегда и всех ведет к успеху. Лучше всего чувство ритма развивается через движение и через игру по поверхностям своего тела, таким образом ритм «забивается» в тело и потом тело может отдавать эти ритмы в совершенно разных комбинациях.

В дальнейшем мы просто переносим пульс сердца на музыкальные инструменты. Существует 4 базовых движения -хлопки, шлепки-удары по коленям, по груди, притопы, щелчки.

Некоторые движения удобно разучивать с текстом.

Например, «Голубь, Воробей, Дятел, Соловей»

«По дороге Маша шла и корзиночку нашла»

«Мышка»

Важно: все приемы осваиваем с текстом, потом чередуем_вслух -про себя. В конце текст убирается и остаются одни движения. Движения должны быть простыми, чтобы детям было понятно и они с уверенностью их выполняли. Можно эти движения использовать не только в муз. композиции, можно обратиться к нар. фольклору, пословицам, потешкам.

• А. Барто «Зайку бросила хозяйка» или «Уронили Мишку но пол»

• Делиб «Вальс»

• М. Глинка «Полька»

• «Гуси» муз. композиция со словами

С педагогами:

• «Полька» усложненный вариант

• «Ах, березка»

Хлопки улучшают циркуляцию, способствуют улучшению тонуса мышц. Активизируется внимание, улучшается координация движений, задача по развитию чувство ритма успешно решается.

7. В заключении я хотела поделиться еще одной интересной музыкально – педагогическая технология «Хор рук» (по методике Т. Боровик) в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Автор Т. А. Боровик - музыковед, практикующий педагог в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей, исследователь.

Все мы знаем, что такое хор_это коллектив, состоящий из нескольних голосов. Но в данном случае не о певческом 2-х голосии, а о двигательном. Суть технологии «Хор рук» сводится к тому, все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях, зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них, соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера».

Данная технология направлена на развитие:

• координационной свободы движения,

• чувства ритма,

• внимания,

• ансамблевой слаженности,

• способности к двигательной импровизации, фантазии детей.

Суть приема в том, чтобы при помощи жестов, движения рук и туловища, передать музыкальный образ. Это похоже на ритмопластику, только при помощи рук и атрибутов. Происходит проживание образа при помощи пластических произвольных движений что оказывает положительное психологическое влияние на организм ребенка, гармонизирует его психологические функции, оказывает коррекционное воздействие на детей с ОВЗ.

Особенностями являются:

Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа.

В зависимости от выбранного музыкального материала, темы, сезона, сюжета, поставленных задач получаются самые разные по настроению и характеру композиции: «Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек», «Оркестр», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия», «На морском побережье».

В хоре рук используются дополнительные атрибуты, которые закрепляются на руках детей, что способствует более глубокому восприятию музыки и развитию творческого и ассоциативного мышления.

Начинается работу с разучивания одноголосия, т. е. одной партии.

Педагог выполняет роль дирижера, а дети роль хора. «Хор» повторяет движения за «дирижером». Также разучивается отдельно вторая партия, позже 2 партии соединяются одновременно. Для показа можно привлекать воспитателя группы. По мере накопления двигательных навыков место «дирижера» предлагается занять одному из детей (для подг. гр.)

В заключении можно сказать, что применение этих технологий интересно, занимательно, полезно и результативно. Самое главное правило- двигаться от простого к сложному, развивать и закреплять навыки в игровых формах, педагогу потребуется желание, немного фантазии, увлеченность своей идеей. Проявляя творческий подход можно прийти к хорошим результатам.

Инновационные методики по развитию чувства ритма на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста
Фото №1 Инновационные методики по развитию чувства ритма на Фото №2 Конспекты музыкальных занятий музыкальных занятиях у дошкольник ов Тема развития чувства ритма у дошкольников это весьма интересная многогранная и очень востребованная тема

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Использование куклы на занятиях по эмоциональному развитию детей дошкольного возрастаИспользование куклы на занятиях по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста Приветствую всех друзей и гостей моей странички! Сегодня хочу поделиться своим опытом использования куклы в занятиях педагога-психолога.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Консультация для родителей «Детские игры на развитие чувства ритма»Консультация для родителей «Детские игры на развитие чувства ритма» Консультация для родителей "Детские игры на развитие чувства ритма" Вся наша жизнь — это ритм. Развитие чувства ритма помогает улучшить.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактическая игра для развития чувства ритма «Весенние цветочки»Музыкально-дидактическая игра для развития чувства ритма «Весенние цветочки» Цель: развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок. Задачи: • Развивать ритмический.

Пособие по развитию чувства ритма у дошкольников «Ритмические карточки «Кляксы»Пособие по развитию чувства ритма у дошкольников «Ритмические карточки «Кляксы» Проблеме развития музыкального ритма посвящено множество работ известных музыковедов. Авторами известных сегодня всему миру музыкальных.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные методики по развитию чувства ритма на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 октября 2023 в 15:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные методики по развитию чувства ритма на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дериглазова (УИ 249592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД