Ольга Дериглазова
Инновационные методики по развитию чувства ритма на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационные методики по развитию чувства ритма на музыкальных занятиях у дошкольник
ов»[/b]
Тема развития чувства ритма у дошкольников это весьма интересная, многогранная и очень востребованная тема. Как развивать чувство ритма у маленьких детей, которые не знакомы с нотной грамотой? Легко, непринужденно и в форме игры, конечно, не как иначе. Методы развития чувства ритма у тетей от 3 до 10 лет примерно одинаковые и разнятся по уровню сложности и по формам работы.
Публикация «Инновационные методики по развитию чувства ритма на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
В музыкальном произведении все средства музыкальной выразительности существуют одновременно. Это и мелодия, лад, ритм, тембр, динамика, регистр и т. д. Одно из выразительльных средств, которое ученые признают как базовый компонент музыкальности детей -это метроритмическое чувство.
Почему ритм признается базовым элементом? Ритм это часть нашего биологического наследия. Человеческая биологическая жизнь двухтактна, закрыл глаза- открыл, сжал пальцы-разжал, открыл рот-закрыл, сердце сжалось-разжалось. Двухтактность это основа нашей биологической жизни на земле. Поэтому ребенок рождается с внутренним ощущением пульсации из-за того, что у него бьется сердце. В музыкальных произведениях тоже есть сердце и оно спрятано внутри музыки.
Чувство ритма делится на 2 составляющие- метр, пульсация сильных и слабых долей; ритмический рисунок. Поскольку работа над ритмом очень растянута во времени, на годы, то ее необходимо разнообразить. И тут нам в помощь игровые технологии, которые я использую в своей работе и готова поделиться опытом. Я не являюсь автором данных упражнений, я просто ищу, нахожу и применяю. Всегда интересно посмотреть, а как это будет работать у меня.
Для развития чувства ритма у маленьких детей сейчас существует много разных вариантов: электронных пособий, ритмических карточек, палочек, стаканчиков, шумовых инструментов-шуршание бумагой, приемов бодиперкуссии-звучащих жестов, и сюда я включаю интересную технологию под названием «Хор рук». Все приемы, упражнения не новы, имеют отголоски орф-педагогикии. Карл Орф австрийский педагог, композитор и дирижер, который в середине прошлого века создал принципиально новую систему музыкального воспитания детей «Шульверк». Он первый соединил музыку с движением, речью, звучащими жестами и шумовыми инструментами. Отсюда вышла логоритмика, бодиперкуссия и музицирование на шумовых инструментах.
Я хочу поделиться наиболее интересными приемами, которые я использую в своей работе. Они направлены не только на развитие чувства ритма в узком смысле, а решают целый спектр задач, связанных активизацией внимания, познавательного интереса, с развитием умственной деятельности.
1. Муз. упражнения с мешочками (Игра «Передай другу» или нар. м. «Светит месяц»)
Упражнения с предметами является прекрасный инструментом для развития координации движений и чувства ритма. Хочу познакомить с интересным приемом, который сочетает двигательные элементы- передача предмета со звучащими жестами- бодиперкусии. Хорошая гимнастика для мозга -нейрогимнастика.
2. Упражнения с палочками
Палочки просто незаменимый атрибут для развития ритма у детей. Атрибут №1 с помощью палочек можно творить разные вещи. Они могут быть палочками-стучалочками, палочками -скакалочками, игралочками, палочками-превращалочками,шуршалочками Стучать можно по разным поверхностям. Соотвественно. издаваемый звук будет разным. Стучать учимся в разных ритмах.
3. Упражнение с карточками на координацию. (стоят по кругу перед каждым участником лежит карточка с заданием, под музыку выполняются движения и дети переходят по кругу к след. карточке)
Поскольку ритм неотрывно связан с координацией, а координация напрямую с работой мозга, есть еще одно полезное упражнение с карточками. Для развития чувства ритма очень хорошо использовать наглядные материалы. Ритмические карточки, электронные пособия -игры, ритмы на тарелочках. В ходе упражнения происходит стимуляция мозга для развития памяти, внимания и концентрации.
4. Бумажный оркестр «Шутка» Селиванов
Если говорить о шумовых инструментах, то их разновидностей очень много. Можно играть на всем, что звучит. И след. прием тоже очень интересен, как для развития познавательно-исследовательского интереса, так и в музыкально-исполнительском плане. Это бумажный оркестр. Что мы знаем о бумаге? Какая бывает бумага? Можно спросить детей, какие звуки издает бумага? Ее можно смять, порвать, ею можно похрустеть, можно пошуршать. А как вы думаете, можно ли музыкальное произведение украсить шуршащими звуками? Серьезное это будет произведение, со смыслом или шуточное с юмором?
«Шутка» Селиванов. Не смотря на внешнюю простоту, все же ребенок столкнется со сложностью в исполнении -это ритмическая точность, которая здесь нужна. Это требует внимания. Бумажный оркестр это необычно. Это креативно. Это немного с юмором.
6. «Бодиперкуссия»
Если продолжить разговор о шумовых инструментах, то тут следовало бы упомянуть о том, что самым первым инструментом человека было наше тело, - говорил К. Орф. Слушать его и слышать, играть на нем, значит пропускать музыку и ее ритм через себя. Так родилась система «Бодиперкуссии», которую активно используют педагоги по всему миру в различных видах деятельности.
Ритм и телесное его проигрывание это путь, который всегда и всех ведет к успеху. Лучше всего чувство ритма развивается через движение и через игру по поверхностям своего тела, таким образом ритм «забивается» в тело и потом тело может отдавать эти ритмы в совершенно разных комбинациях.
В дальнейшем мы просто переносим пульс сердца на музыкальные инструменты. Существует 4 базовых движения -хлопки, шлепки-удары по коленям, по груди, притопы, щелчки.
Некоторые движения удобно разучивать с текстом.
Например, «Голубь, Воробей, Дятел, Соловей»
«По дороге Маша шла и корзиночку нашла»
«Мышка»
Важно: все приемы осваиваем с текстом, потом чередуем_вслух -про себя. В конце текст убирается и остаются одни движения. Движения должны быть простыми, чтобы детям было понятно и они с уверенностью их выполняли. Можно эти движения использовать не только в муз. композиции, можно обратиться к нар. фольклору, пословицам, потешкам.
• А. Барто «Зайку бросила хозяйка» или «Уронили Мишку но пол»
• Делиб «Вальс»
• М. Глинка «Полька»
• «Гуси» муз. композиция со словами
С педагогами:
• «Полька» усложненный вариант
• «Ах, березка»
Хлопки улучшают циркуляцию, способствуют улучшению тонуса мышц. Активизируется внимание, улучшается координация движений, задача по развитию чувство ритма успешно решается.
7. В заключении я хотела поделиться еще одной интересной музыкально – педагогическая технология «Хор рук» (по методике Т. Боровик) в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Автор Т. А. Боровик - музыковед, практикующий педагог в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей, исследователь.
Все мы знаем, что такое хор_это коллектив, состоящий из нескольних голосов. Но в данном случае не о певческом 2-х голосии, а о двигательном. Суть технологии «Хор рук» сводится к тому, все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях, зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них, соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера».
Данная технология направлена на развитие:
• координационной свободы движения,
• чувства ритма,
• внимания,
• ансамблевой слаженности,
• способности к двигательной импровизации, фантазии детей.
Суть приема в том, чтобы при помощи жестов, движения рук и туловища, передать музыкальный образ. Это похоже на ритмопластику, только при помощи рук и атрибутов. Происходит проживание образа при помощи пластических произвольных движений что оказывает положительное психологическое влияние на организм ребенка, гармонизирует его психологические функции, оказывает коррекционное воздействие на детей с ОВЗ.
Особенностями являются:
Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа.
В зависимости от выбранного музыкального материала, темы, сезона, сюжета, поставленных задач получаются самые разные по настроению и характеру композиции: «Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек», «Оркестр», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия», «На морском побережье».
В хоре рук используются дополнительные атрибуты, которые закрепляются на руках детей, что способствует более глубокому восприятию музыки и развитию творческого и ассоциативного мышления.
Начинается работу с разучивания одноголосия, т. е. одной партии.
Педагог выполняет роль дирижера, а дети роль хора. «Хор» повторяет движения за «дирижером». Также разучивается отдельно вторая партия, позже 2 партии соединяются одновременно. Для показа можно привлекать воспитателя группы. По мере накопления двигательных навыков место «дирижера» предлагается занять одному из детей (для подг. гр.)
В заключении можно сказать, что применение этих технологий интересно, занимательно, полезно и результативно. Самое главное правило- двигаться от простого к сложному, развивать и закреплять навыки в игровых формах, педагогу потребуется желание, немного фантазии, увлеченность своей идеей. Проявляя творческий подход можно прийти к хорошим результатам.