Наталья Салманова
Инновационные проекты с применением цифровых технологий в музыкальном развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая работа в современном ДОУ требует от музыкального руководителя использования современных педагогических технологий, направленных на усвоение детьми образовательных программ в условиях реализации ФГОС и ФОП, позволяющих добиться раскрытия и развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Поэтому педагогическая деятельность музыкального руководителя требует обращения к новым формам, которые бы позволили обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Публикация «Инновационные проекты с применением цифровых технологий в музыкальном развитии старших дошкольников» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Такими новыми формами могут стать инновационные проекты – эксперименты с применением цифровых технологий.
Цифровая трансформация существенно изменила нашу жизнь и мы, педагоги - дошкольники должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.
В отличие от обычных средств обучения цифровые технологии значительно расширяют возможности педагогов, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка
По данным социологов, от 20% до 40% всего свободного времени ребенок -дошкольник проводит у экрана. Именно мультимедийное пространство стало сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения. Результаты анкетирования родителей показали, что около 75% дошкольников ежедневно проводят свое свободное время у экрана. Средний возраст первого организованного просмотра составляет 1,8 лет.
Переход на личностно ориентированную модель развития — один из путей обновления содержания воспитания, образования и дальнейшего развития в ДОУ. Ведущими способами общения становятся понимание, признание личности малыша, основанные на умении взрослых занять позицию ребенка.
Развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству, внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс ДОУ, способствует развитию гармонично развитой, инициативной, эмоционально стабильной, самостоятельной и социально активной личности.
Совместная деятельность в инновационных проектах – экспериментах с применением цифровых технологий (создание мультфильма, интерактивной игры, музыкального клипа своими руками, способна развивать творческий потенциал ребёнка, влияя на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, формируя потребности и ценностные ориентации у дошкольников. Приобретение дополнительного оборудования для коллективного создания музыкальных клипов и анимационных фильмов, внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОУ, дают возможность детям оживить свои представления о мире, счастье и учат взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.
Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как наша главная задача — формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.
Основные этапы любой проектной работы следующие :
1. Определение темы
2. Определение целей
3. Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы:
- к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие принадлежности, материалы и оборудование лучше использовать;
- с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.
4. Выполнение проекта - практическая часть.
5. Подведение итогов (защита проекта).
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
- удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;
- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Как известно, особый ребё нок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. Это даёт прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).
Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.
ВЫВОД:
Использование средств информационных технологий стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом. А так же, позволило сделать процесс приобщения дошкольников к музыкальному искусству достаточно эффективным.
По результатам нашей работы с использованием ИКТ у детей повысился уровень эмоционального восприятия музыки, память у детей, развитие мышления, воображения, внимания, любознательности.
Итак, использование нами средств информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыл новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и педагога.