Елена Гулькова
Инновационные технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Капелька»
Воспитатель: Гулькова
Елена Александровна.
«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, которые мы все с вами используем в нашей деятельности. Одним из эффективных средств развития мыслительных процессов стали инновационные игровые пособия «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера, развивающих логическое мышление, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.
Публикация «Инновационные технологии» размещена в разделах
Замечательная игра «Логические блоки Дьенеша», названная так в честь своего создателя - венгерского педагога Дьенеша, заслуживает самого пристального внимания педагогов, работающих с дошкольниками. Сложно переоценить ее значение для формирования интеллектуальных способностей дошкольников, для развития их познавательной активности.
Известный психолог Лев Семенович Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.
Мы все прекрасно знаем о важности и необходимости решения данной проблемы.
Поэтому меня заинтересовала проблема успешности развития логического мышления у детей дошкольного возраста и определилась необходимость использования инновационных логических игр и упражнений.
В связи с этой проблемой успешности развития логического мышления встал вопрос, как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Сделать обучение занимательным, найти новые педагогические игровые технологии, чтобы в деятельности научить детей:
• Думать (анализировать, сравнивать, искать объяснения, обобщать, доказывать);
• Удивляться (радуются успехам и достижениям, новизне);
• Фантазировать (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
• Достигать (целеустремленность, настойчивость, проявляют волю в достижении результата);
Сущность методики Кюизенера для дошкольников.
Комплект Кюизенера предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как для малышей раннего возраста, так и для будущих учеников: каждому возрасту соответствует свой уровень заданий. В мышлении ребёнка находит отражение всё то, что изначально совершается путём практических манипуляций. Работа со счётными палочками даёт возможность перевести внешние действия во внутренний план.
Набор Кюизенера — это множество, с его помощью детям легко продемонстрировать отношения порядка и эквивалентности. Здесь скрыты самые разные математические ситуации. Поскольку число в комплекте моделируется из цвета и величины, то и в мышлении ребёнка начинают формироваться абстрактные понятия. И это является закономерным следствием его самостоятельных практических действий. Ребята осваивают количественный и порядковый счёт.
Задачи использования счётных палочек в ДОУ
Использование в педагогическом процессе ДОУ пособия Кюизенера помогает решению многих задач:
Как улучшить память и повысить концентрацию?
Этот российский препарат, оказывает психостимулирующее действие, влияет на работоспособность, уменьшает раздражительность и эмоциональную возбудимость. Узнать больше
• Образовательные:
o Формирование понятий числа и количества, представлений об их соотношении.
o Закрепление количественного и порядкового счёта.
o Освоение понятия «состав числа», обучение навыкам сложения, вычитания.
o Формирование измерительных умений (в частности, сравнение предметов по их длине, ширине и высоте).
o Закрепление знаний геометрических фигур (путём складывания их из элементов набора).
• Развивающие. Деятельность с набором Кюизенера базируется на активном размышлении, поиске правильных способов действий. Поэтому пособие развивает детский интеллект, познавательную активность, а также мелкую моторику, конструктивные навыки, ориентировку в пространстве, внимание, воображение и фантазию.
• Воспитательные. Занятия с данным дидактическим материалом формируют такие черты характера, как настойчивость, терпение, усидчивость, наблюдательность.
Приёмы работы
Палочки Кюизенера — это полифункциональный дидактический материал. Для обучения по данной методике педагог использует различные приёмы, прежде всего игровые. Однако, чтобы деятельность была успешной, они должны соответствовать возрасту детей и уровню их развития.
Так, младших дошкольников вначале просто нужно познакомить с набором. Пусть малыши поиграют с палочками, по желанию сложат из них разные узоры. Можно предложить ребятам соорудить из элементов какую-нибудь постройку. В дальнейшем дошкольники могут задействовать детали в сюжетно-ролевых играх (например, в качестве товара в магазине или помады в салоне красоты).
Игры для старших дошкольников
Игры для детей 5–7 лет объединены в один блок, поскольку многие воспитанники уходят в школу после окончания старшей группы (в 6 лет). И хорошо, если к этому возрасту они будут обладать необходимыми навыками, которые пригодятся для дальнейшей учёбы. Примеры игр:
• «Покажи число». Палочки раскладываются по возрастанию (10 шт.). Воспитатель показывает карточку с изображением числа, а дети выбирают соответствующую палочку.
• С закрытыми глазами дошкольник должен найти в наборе 2 элемента одинаковой длины (затем 3 или 4).
• «Измерь дорожки». Кошка и котёнок решили измерить длину дорожки шагами. У кошки получилось 5 шагов, а у котёнка — 10, хотя расстояние было одинаковым. Задача детей — изобразить с помощью палочек шаги обоих персонажей (осваивается понятие условной меры).
• «Домики для матрёшек». Воспитатель демонстрирует силуэты трёх разноцветных матрёшек разного размера и раздаёт каждому ребёнку их набор. Дом красной матрёшки ниже, чем дом синей, а дом синей ниже, чем дом жёлтой. Ребята должны выложить из палочек соответствующие картинки.
• «Мосты для зверюшек». По такой же словесной инструкции строятся мостики для животных, чтобы они смогли перебраться через речку: у медведя мост шире, чем у зайца, а у зайца шире, чем у мышонка.
• «Сложи фигуру по описанию». По указанию педагога дети выкладывают на столе ромб, пирамиду, бантик, снежинку, ворота, равнобедренный треугольник и даже «рисуют» палочками целую картину.
• Создание из палочек объёмных построек, например, пирамиды, колодца, башни, избушки Бабы-яги и пр.
• Достраивание симметричных картинок. Дошкольнику предлагается картинка, где схематически изображена половина какого-либо предмета, например, бокала. Задача ребёнка — дополнить изображение в той же цветовой гамме.
• Выкладывание на скорость букв и цифр с помощью набора Кюизенера.
• «Разложи яблочки в корзинки». На яблоне выросли красивые сочные яблочки, их 10. Их необходимо разложить в две корзины разными способами (закрепляется состав числа 10). Дети выполняют задание — составляют число 10 из двух счётных палочек, каждая из которых соответствует определённому числу (например, жёлтая и жёлтая — 5 и 5 или синяя и белая — 9 и 1 и т. д.). Выясняется, в каком случае яблоки будут разложены поровну.
• «Сплети коврик из палочек». Ребятам предлагается сплести коврик по определё нным правилам: все ряды должны быть разными, каждый ряд состоит из палочек, которые по длине суммарно равны красной, заканчивается коврик белой бахромой.
Диагностика логического мышления дошкольников с помощью палочек Кюизенера
Перед тем как воспитатель введёт в педагогический процесс задания с набором Кюизенера, желательно провести мониторинг данного проекта. Вначале по определённым критериям определяется начальный уровень математических знаний и навыков детей (это направления «Количество и число», «Состав числа», «Величина» — в зависимости от возраста воспитанников). После этого намечаются перспективы дальнейшей работы. В конце года педагог снова проводит мониторинг — оценивает результативность деятельности с использованием развивающего дидактического материала, проводит сравнительный анализ, делает соответствующие выводы.
Палочки Кюизенера являются замечательным средством для проведения диагностики логического мышления дошкольников. На их основе ребёнку предлагается ряд заданий, по уровню выполнения которых можно судить о его интеллектуальных способностях.
Диагностическое обследование проводится педагогом в мини-группах воспитанников или в индивидуальной форме
Результаты выполненных заданий воспитатель оценивает по следующим критериям:
• Активность ребёнка в деятельности с цветными счё тными палочками Кюизенера: интерес к деятельности, целеполагание, планирование деятельности, поиск способов решения задачи (вариативность, адекватность, самооценка.
• Творческие проявления детей в деятельности с цветными счё тными палочками Кюизенера: самостоятельное придумывание игровых упражнений развивающей направленности (или повторение известных) и вовлечение в них детей, оригинальность, аргументированность игровых замыслов.
• Принятие ребёнком ведущей роли в играх и упражнениях.
Каждое задание педагог оценивает по десятибалльной системе. В итоге экспериментально определяются 3 уровня развития дошкольников:
• Высокий уровень (8–10 баллов). Дети проявляют высокую активность в деятельности с палочками Кюизенера. Прослеживается интерес к деятельности, целеполагание, планирование и вариативность выполнения упражнений, оценка собственного результата. Легко принимают на себя роль взрослого. Аргументируют свои игровые замыслы. Дети проявляют высокую самостоятельность в выполнении упражнений, оригинальность и творчество, рационально используя имеющийся опыт.
• Средний уровень (4–7 баллов). Дети активны в поисковой деятельности. Прослеживается наличие интереса к деятельности, но по ходу выполнения упражнений не сохраняется. Планируют свою деятельность, оценивают свой результат. Принимают на себя роль взрослого. Аргументируют свои игровые замыслы. Сниженная самостоятельность, требовалось подключение взрослого к процессу: повторное объяснение упражнения, советы, указания, наводящие вопросы. Сниженная творческая инициатива, дети в основном опираются на имеющийся опыт при выполнении заданного, не проявляя творчества.
• Низкий уровень (менее 3 баллов). У детей сниженная активность в деятельности с палочками Кюизенера, заменяют заданное манипуляциями с палочками. Интерес к деятельности не проявляют. Не принимают на себя роль взрослого. На помощь педагога не всегда реагируют адекватно или вообще отказываются от выполнения упражнения, но при этом (в большинстве случаев) аргументируют свой отказ: «Я не знаю, как это делать. Ничего не понимаю», «У меня ничего не придумывается. Я не знаю, что составить». Творчество не проявляют, на слово «придумай» не реагируют.
Таблица: примеры тестовых упражнений с палочками Кюизенера для старших дошкольников
Название упражнения Цель Методика предъявления
«Составь число 5» Выявить уровень развития активности детей (интерес к деятельности, целеполагание, планирование деятельности, вариативность поиска способов решения задачи). 2 мальчика решили составить число 5 разными способами. Один построил так (предъявление схемы №1, другой так (предъявление схемы №2, а как построишь ты?
«Двусторонняя лесенка» Выявить уровень развития активности детей (целеполагание, планирование деятельности, самооценка, вариативность, адекватность решения задачи). Составь лесенку, чтобы с самой верхней ступеньки могли спуститься 2 человечка, но в разные стороны (один направо, другой налево).
«Помоги малышу» Выявить умения детей в принятии на себя ведущей роли в играх и упражнениях с цветными счётными палочками Кюизенера. Смог бы ты помочь ребёнку 4 лет научиться считать, пользуясь цветными счётными палочками? Как? Расскажи и покажи.
«Придумай игру» Выявить уровень развития творческой инициативы у детей в конструировании игровых упражнений. Придумай игру, в которую ты смог бы поиграть с детьми группы.
Набор счётных палочек, разработанный математиком из Бельгии Дж. Кюизенером, популярен во всём мире. В детском саду заниматься по данной методике можно с воспитанниками любого возраста, постепенно усложняя задания по мере взросления детей. Хотя пособие предназначено в первую очередь для занятий математикой, оно затрагивает и другие образовательные области (развитие речи, эстетическое воспитание). Задача педагога — подключить фантазию и предлагать воспитанникам различные варианты игр и упражнений. Но чтобы деятельность была результативной, проводить занятия нужно регулярно.
Значение «Логических блоков Дьенеша»
для всестороннего развития дошкольников
Мнение, что математическое мышление совсем не обязательно в жизни, что оно может пригодиться детям только на уроках математики, очень ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:
1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т. д.
6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Для решения задач в работе с детьми мною запланированы ряд мероприятий:
1. Создание перспективного планирования.
2. Оснащение развивающей среды группы наборами с блоками Дьенеша и альбомы к ним в соответствии с возрастом.
3. Изготовление авторских игр к блокам.
4. Создание схем, карточек по работе с блоками.
В работе с детьми логические блоки Дьенеша планирую использовать в различных видах деятельности: в НОД, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности. На занятиях по формированию элементарных математических представлений считаю необходимым включить игры с блоками. А так же аппликации, рисовании, т. к. они помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании- ориентироваться в пространстве и закономерностях, а также легко используются как предметы-заместители в сюжетно-ролевых и подвижных играх, в самостоятельной деятельности детей.
В конце учебного года планируется проведение диагностики уровня развития логического мышления.
С целью выяснения заинтересованности родителей значения развития логического мышления у детей, мною было проведено анкетирование, результаты которого показали, повышенный интерес в использовании игр на основе логических блоков Дьенеша. В созданной мною группе "Педагог-родитель" размещена консультация по теме "Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша". Планируется изготовление папки-передвижки, проведение мастер-класса для родителей, индивидуальные консультации по данной теме.
Изготовлены буклеты, с содержанием которых будет полезно ознакомиться не только родителям, но и коллегам.
Взаимодействуя с педагогами ДОУ планирую проведение индивидуальных консультаций, участие в творческой группе по взаимопосещаемости, создание и распространение буклетов, памяток, публикации на сайте ДОУ и сети интернет (ped-kopilka.ru, infourok.ru и др., проведение мастер-класса в ДОУ по теме.
Формы работы с блоками.
Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Логические блоки Дьенеша на занятиях по математике можно использовать:
В разделе «количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.
В разделе «величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие, по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.
В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов Полезны задания типа «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру (цвету) и др.
В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать.
«Ориентировка в пространстве»
Например, задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый; расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество). Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем, в правом верхнем (правом нижнем) углу, можно дать детям задания: слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше и т. д.
В пособии Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей "Логика и математика для дошкольников" представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
- для развития действий классификации и обобщения;
- для развития способности к логическим действиям и операциям
Самостоятельная деятельность детей в математическом научающем центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).
Картотека дидактических игр с Блоками Дьенеша
Дидактическая игра «Найди»
Задачи:
1. Знакомить с логическими блоками
2. Закрепить название геометрических фигур, основные цвета, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий»
3. Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявляя общий признак и находить фигуру по заданному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша
Ход игры: Педагог дает детям задания – «Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).