Папки-передвижки

Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой

Самигуллина Карина Фаритовна
Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой

Выполнила: воспитатель детского сада №16

Самигуллина Карина Фаритовна

Социализация в современной дошкольной педагогике представляет собой

«процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества,

приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые

Публикация «Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н, П, Гришаевой» размещена в разделах

регулируют её взаимоотношения с обществом». Так г. М. Андреева дает следующее определение: социализация– это двусторонний процесс, включающий в себя: с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, социализация предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

Задачами социального развития дошкольников являются: освоение норм и правил общения детей с взрослыми и друг с другом, развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе, развитие умений коллективно трудиться и получать от этого удовольствие, освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: «я – член коллектива», «я – мальчик или девочка», «я – житель россии» и др., развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитие навыков саморегуляции поведения.

Н. П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс. Так н. П. Гришаева предлагает систему по социализации, которая включает 10 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно: клубный час, рефлексивный круг, ситуация месяца, «заключительные праздники по «ситуациям месяца», «проблемные педагогические ситуации», дети – волонтеры, социальная акция, волшебный телефон, развивающее обучение, технология включения родителей в образовательный процесс.

Рассмотрим некоторые технологии подробнее. Технология «ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности. Предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения.

Ситуации месяца позволяет детям освоить социальные роли. Я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин.

В каждом ДОО имеется возможность разработать индивидуальный план «ситуаций месяца», исходя из целей и задач образовательного процесса. В нашем учреждении этот план «ситуаций» для старшего дошкольного возраста следующий: сентябрь. «здравствуй, осень золотая». Октябрь. «я и моя семья». Ноябрь. «каждой вещи своё место». Декабрь. «по маршруту добрых дел». Январь. «улица полна неожиданностей». Февраль. «лесная школа. Папин день». Март. «мамочку милую очень люблю». Апрель. «где я живу, где ты живёшь». Май. «как хорошо, если мир на земле».

Воспитателю в «ситуации» отводится роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители. Выходная диагностика проводиться в различных формах, например: «волшебный телефон», анкетирование, наблюдение, опрос родителей.

Данная технология способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «ситуацией месяца». Дают возможность проявлять всему коллективу ДОО инициативу и творчество.

Заключительные праздники по «ситуациям месяца»: предполагают по завершению «ситуации месяца» проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.

Например, итогом ситуации «моя семья», как правило, бывает совместное мероприятие с семьей.

Наиболее важной в структуре ситуации месяца является «проблемная педагогическая ситуация». Она исходит из того, что у обычного ребёнка нет даже навыка разобраться в простейшей нравственной ситуации. Поссорятся две девочки – воспитательница помирит. Затеют мальчишки драку – воспитательница разнимет, разведёт по углам, переключит внимание на другое, более интересное занятие. Она все знает, все умеет, всегда рядом. И постепенно для детей воспитатель превращается в какое-то подобие робота, выполняющего определённые функции. Да и сам педагог не ощущает себя целостной личностью, лишь ответственным лицом, у которого нет чувств, отсутствует весь спектр эмоций, кроме тех, которые, как ей кажется, необходимы воспитателю.

Можно предложить, например, такую задачу: группа пришла с прогулки, очень хочется, есть, а обеда нет. Или внезапно отключили свет. Что делать? И пусть каждый ребёнок сам позаботится о себе. Кто-то сможет справиться с задачей, а кто-то – нет. Ведь для принятия самостоятельного решения нужна свобода выбора.

Каждая проблемная педагогическая ситуация может быть организована в различные дни месяца – это зависит от педагогических целей. Целесообразная периодичность – два раза в месяц, затем один раз в полгода и контрольная через год. Время проведения: 20 – 30 минут, в младших группах – 15 минут. Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённой возрастной группы. У детей до пяти лет в проблемных педагогических ситуациях главный герой не реальный персонаж, а кукла. Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей, затем анализирует для самоконтроля степень совпадения.

Ситуация проводится без присутствия взрослых. Воспитатель наблюдает из укромного места за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Человека, проводящего проблемные педагогические ситуации, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам). Однако он должен быть знаком с психологией возраста и понимать эмоциональное состояние детей, уметь завершать ситуацию на позитивном моменте. Степень эмоционального напряжения в проблемных педагогических ситуациях необходимо тщательно продумать, определить сценарием в различных вариантах. Важно разработать запасные ходы для ведущего, предусмотреть различные подходы к индивидуальности каждого ребёнка.

Ситуации следует начинать прорабатывать с самых простых (менее эмоционально наряжённых, затем переходить к сложным. Проведение круга рефлексии после ситуации обязательно. «что сейчас произошло?», «а что ты делал?», «а что ты чувствовал?». И «а что ты будешь делать, если кто-то придёт ещё раз?».

В начале года обязательно предупреждаются родители о проведении в садике таких ситуативных занятий. После каждого мероприятия воспитатель вывешивает в групповой раздевалке табличку: «ситуация». Это сигнал для пап и мам. Они должны обязательно расспросить ребенка о происшедшем, вместе сделать соответствующие выводы, возможно, зафиксировать их письменно. Каждая «ситуация» повторяется два-три раза, с интервалом в две-три недели, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную позицию.

Технологии развивающего обучения принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребенку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп. Либо мы стремимся избегать трудностей, искать более лёгкие, обходные пути, молчать и сдерживать свою ярость, либо мы встречаемся с проблемой лицом к лицу, ищем разумный выход, повышаем свою самооценку и завоевываем уважение в коллективе. Это примеры двух противоположных стратегий – избегания и компромисса; существуют и другие: например, соперничество, приспособление или сотрудничество. Но лишь одна из них, а именно – поиск компромисса, является наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Замечательные психологи а. Фабер и э. мазлиш в своей книге «как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлагают следующее решение конфликта:шаг 1: опишите то, что вы видите. или попросите самих детей рассказать, что происходит между ними, шаг 2: опишите чувства, которые, по вашему мнению, испытывает ребенок. это может быть раздражение, злость, досада, обида, степень конфликтности группы в целом, шаг 3: примите чувства ребенка. посочувствуйте одному и «помычите» другому. можно сказать: «да, я хорошо тебя понимаю! это очень неприятно, когда ты играешь, и вдруг у тебя отбирают игрушку…», «хм…», шаг 4: попросите детей озвучить свои позиции друг другу. на этом этапе важно не предлагать своё решение, шаг 5: если этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами, напомните правила, существующие в группе, в детском саду или обществе в целом, шаг 6: оставьте детей одних, дав им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти решение, которое устроит обоих. можно добавить, что когда ребята найдут такое решение, они могут подойти к вам и рассказать, что у них получилось: «коврик мира». Безусловно, обращение к «правилам жизни в группе», к помощи «коврика мира» возможно лишь при успешном внедрении технологии «развивающее общение» в жизнь детей еще в начале учебного года в каждой возрастной группе. Если в группе произошла какая-либо ситуация, следует обсудить случившееся. Спросить, что другие дети, не участвовавшие в нарушении, думают об этом, хотели бы они попасть в такую ситуацию. Обратить внимание инициатора нарушения на реакцию и чувства других детей. Предложить детям ввести правило и сделать его правилом недели, то есть время от времени напоминать о нём детям. Повесить на видное место, например, в уголок под названием «правила нашей группы». Вводить следует не более одного правила в неделю и не больше восьми правил в год (пяти правил в младших группах). Спросить детей: «ребята, а что же нам делать в следующий раз, если кто-то нарушит наше правило?» внести своё предложение, например, установить «кресло размышления», на котором ребенок, нарушивший правило, должен сидеть около 2 – 5 минут. По истечении времени воспитатель просит подойти и обсудить с ним то, что ребенок для себя решил. Почему размышление над способами самопомощи работает более эффективно, нежели обычное наказание? Классическое наказание – постановка в угол, лишение сладкого, угрозы, жалобы родителям и т. п. – освобождают ребенка от ответственности и контроля над своими действиями в будущем. То есть, он отбыл своё время в углу или на стульчике, и освободился от чувства вины и необходимости корректировать своё поведение. Время для размышлений и задача самостоятельно придумать способы самопомощи не унижает достоинства ребенка и не освобождает его от ответственности.

Главное при овладении технологией «развивающее общение» – соблюдать следующие принципы: принимать все чувства ребёнка, прояснять эти чувства для осознания их ребёнком, не принимать отдельные действия ребенка, ведущие к нарушению эмоционального и физического благополучия детей и взрослых, например: «Я не могу позволить тебе так поступать, потому что у нас есть правило…», говорить ребенку о своих чувствах, используя «Я – сообщение», вводить правила жизни в группе, разработанные совместно с детьми, хвалить ребёнка за сделанную работу через её описание, не давать ребенку готовых рецептов, а говорить: «А как ты думаешь?.», постоянно поддерживать позитивную инициативу ребенка, стараться в любом режимном моменте предоставить ребёнку возможность выбора. Дети начинают сами в такой же манере общаться друг с другом и взрослыми. Существенно, в 2 – 3 раза, понижается уровень агрессивности в общении детей, особенно у мальчиков. Значительно чаще дети обращаются к воспитателю за советом, а не только с жалобой, что существенно повышает эмоциональный комфорт в общении и способствует эмоциональной защищённости каждого ребенка и препятствует эмоциональному выгоранию педагога.

Таким образом, вашему вниманию представлены и разобраны некоторые педагогические технологии н. П. Гришаевой.

Литература:

1. Инкина, Е. Современные технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // – Международный образовательный портал. – Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 57008.: [web-сайт]. – : MAAM. RU. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-tehnologi-yefektivnoi-socializaci-detei-doshkolnogo-vozrasta.html.

2. Харитонова, Е. В. «Эффективная социализации ребенка в дошкольной образовательной организации через использование современных технологий» [Электронный ресурс] // статья / Е. В. Харитонова. : https://sch2017u.mskobr.ru/files/ffektivnaya_socializacii_rebenka_v_doshkol_noj_obrazovatel_noj_organizacii_cherez_ispol_zovanie_sovremennyh_tehnologij.pdf.

3. Педагогические технологии социализации дошкольника [Электронный ресурс] // электорон. книга. : [web-сайт]. http://www.psy-kuznetsova.ru/images/7_Pedagogich-tehnologiidiagnostica_GNP.pdf.

4. Гришаева, Н. П. Технологии социализации детей дошкольного возраста. Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников. Номинация «Сценарии заключительных праздников по ситуации месяца» [Электронный ресурс] // статьи. – Н. П. Гришаева, Т. В. Коломийченко. : [web-сайт]. – : https://www.sherbakova.ru/uncategorized/grishaeva-technology-of-socialization-of-children-of-preschool-age-club-hour-as-an-effective-technology-of-positive-socialization-of-preschool-children.html.

5. Баскажакова, Н. В. «Современные технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста» (Н. П. Гришаева) [Электронный ресурс] // консультация / Н. В Баскажакова, И. В. Перевозникова. : [web-сайт]. – http://mminusads.minusaedu.ru/images/detsad/gruppi/kapelki/natasha/nod/konsultaziyatexnologii.pdf.

6. Грецкая, Ю. П. Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве [Электронный ресурс] // статья / Ю. П. Грецкая [web-сайт]. – : Молодой учёный. – №7. – с. 171.–173. https://moluch.ru/archive/193/48369/. https://moluch.ru/archive/193/48369/.

7. Коломийченко, Т. Эффективная социализация ребёнка в дошкольной образовательной организации через использование современных технологий [Электронный ресурс] // – Международный образовательный портал. – Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 57008.: [web-сайт].https://www.maam.ru/detskijsad/yefektivnaja-socializacija-reb-nka-v-doshkolnoi-obrazovatelnoi-organizaci-cherez-ispolzovanie-sovremenyh-tehnologii-484863.html.

8. Гришаева, Н. П. Проблемы социализации современных дошкольников [Электронный ресурс] // статья /https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-sotsializatsii-sovremennyh-doshkolnikov.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационные образовательные технологии в музыкальном воспитании дошкольников Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию технологию по развитию слышания музыки, которую я реализую в группах старшего.

Инновационные технологии в ДОУ Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития.

Инновационные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожуунаРТ. ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.

Инновационные технологии ДОУ Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного.

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ (из опыта работы) Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ. (Из опыта работы). 1. Особенности экологического.

Картотека физкультминуток для дошкольников «Инновационные технологии» Большой — маленький Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь. По ровненькой дорожке По.

Презентация «Инновационные технологии в ДОУ» Инновационные педагогические технологии в образовательной деятельности. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо.

Инновационные технологии в логопедии Инновационные технологии в логопедии. Данный проект в первую очередь предназначен для работы с детьми, страдающими нарушениями слуха (глухие.

Инновационные здоровьесберегающие технологии Важность выбранной темы позволила определить цель и задачи организации педагогической работы по данному опыту. Цель: формирование у дошкольников.

Технологии эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой «Социальная акция и развивающее обучение» В основу положено внедрение инновационной технологии социально-коммуникативного развития Н. П. Гришаевой. Это технология эффективной социализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 14:35
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой» (включая файлы) размещена пользователем Самигуллина Карина Фаритовна (УИ 722442) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД