Наталья Березюк
Инновационные технологии «ТРИЗ: Учимся мыслить смело!»
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ расшифровывается, как «Теория решения изобретательских задач», ее автором является известный ученыйГенрих Саулович
Альтшуллер
Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является –
развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!
Что нам дает использование технологии ТРИЗ?
Публикация «Инновационные технологии „ТРИЗ: Учимся мыслить смело!“» размещена в разделах
Развитие творческого мышления;
Развитие логического мышления;
- Развитие воображения;
- Развитие внимания;
Развитие речи.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ?
• В Познавательном развитии;
• В Речевом развитии;
• В Социально-коммуникативном развитии;
• В художественно-эстетическом развитии;
• В физическом развитии;
Цель триз :
Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Основным принципом занятий является стремление разбудить и активировать в ребенке творца, увлечь словесной игрой — когда можно и посмеяться, и порассуждать, когда придуманная история рождается свободно, без страха, что сказано что-то неправильное, лишнее, глупое.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
Педагог должен дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Методы триз :
• «Имя признака – значение имени признака».
Цель: развитие связной речи с опорой на модели имен признаков.
Д/п. «Дорожка признаков»
«Супермаркет»
Ход игры: Игра начинается со слов:
«В супермаркет мы идём,
Всё, что нужно, приобретём.
В отдел посуды мы идём,
Всё, что нужно, купим в нём!»
Чтобы купить посуду, надо описать её с опорой на пособие «Имя признака – значение имени признака» :
• Д/п. «Поляна признаков»
цель: Учить детей выделять признаки объектов.
Ход игры: По кругу разложены карточки со схемами признаков предмета, в центре сам предмет. По сигналу ведущего дети бегут по кругу и останавливаются напротив какой либо карточки и описывают признак предмета согласно схеме.
• Д/п. «Причина – следствие»
цель:
Учить детей правильно, составлять предложения с причинно-следственной связью, учить связно выражать свои мысли, развивать логическое мышление, связную речь.
Ход игры:
Дети должны составить предложения, используя пару картинок различных ситуаций, используя сначала слово "потому что". Затем составить предложение в обратном порядке, используя слово "поэтому". чтобы картинки правильно отражали причину и следствие событий, изображенных на предложенных картинках.
• Д/п. «Признаки в кругу»
Цель: Учить детей выделять признаки объектов.
Ход игры:
По сигналу ведущего дети с карточками встают в круг, соединяя картинку с признаком соседа, и описывают свой объект по соседнему признаку.
• «Сужение поля поиска» (Игра «Да – Нет ка»)
цель: закрепление названий объектов или предметов, развитие пространственной ориентировки (выше – ниже, справа – слева, перед - после); употребление существительных родительного падежа единственного числа, употребление предлогов «над», «под», развитие умения задавать вопросы.
Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
Плоскостная: на листе (столе, доске) с предметными картинками.
• ММЧ (моделирование маленькими человечками)
цель: позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-»
• Мозговой штурм
цель: развитие коммуникативных способностей детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Темами мозгового штурма могут быть такие:
как уберечь продукты от мышей;
как не намокнуть под дождем;
как мышам достать сыр из-под носа кота;
как выгнать лесу из зайкиной избушки;
Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.
• «Морфологический анализ»
Д/п. «Сочиняем сказки сами»
Используя алгоритм составления сказки по модели часов, дети учатся представлять объект в каком либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания, учитывая химические и физические свойства этого объекта.
• «Звериная путаница».
цель : развиваем фантазию и речь, креативность, интерес к придумыванию нового.
Ход игры:
Из частей двух-трех животных составить новых, загадочных животных. Предложить ребенку назвать все части, придумать названия для необычных существ, придумать и описать новый объект с необычными свойствами, используя четыре серии картинок: «движение», «материал», «звук», «запах».
После обсуждения чудо зверя для закрепления очень важно любым художественным способом зафиксировать придуманное: нарисовать, слепить, сделать коллаж.
В конце игры можно распутать путаницу частей тел, собрав животных правильно.
• «Составление загадок».
цель: учить составлять образные характеристики предметов, объектов путем загадывания загадок; развивать творческую речевую деятельность. умение мыслить самостоятельно, анализировать, сравнивать; логическое, наглядно-образное мышление; внимание;
3) воспитывать умение слушать друг к другу.
• Благодаря играм и упражнениям, у детей повысился интерес к занятиям, увеличился словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Данные игры делают работу с детьми более увлекательной. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованы и уверенны в себе.
Цитата из пособия Людмилы Евгеньевны Белоусовой «Удивительные истории» :
«Многие взрослые воспринимают мир только в розовом или только в Черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, — сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше.
Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл на сам ТРИЗ. Что в нем хорошо, мы уже знаем. А что в нем плохо? Известно, что в современном жестоком мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему.
Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.»