Консультация «Инновационные технологии в развитии речи дошкольников. Синквейн»

Иванова Елена Геннадьевна
Консультация «Инновационные технологии в развитии речи дошкольников. Синквейн»

Цель моей работы: Развитие связной речи дошкольников.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

1. Формировать умения строить предложения, описательный рассказ, высказывать собственное мнение, думать, рассуждать.

1. Закреплять знания о словах-предметах, словах признаках, словах действиях.

2. Развивать зрительное внимание, память, воображение.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Поэтому важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении  инновационных технологий. Вот с таким инновационным, интересным и, на мой взгляд, результативным методом я хочу вас познакомить. Называется этот метод СИНКВЕЙН.

Синквейн легко интегрируется с другими образовательными областями программы и является одним из эффективных методов развития речи дошкольника.

Слайд 3

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Слайд 4

Существуют определенные правила написания синквейна.

Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово; 

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки») – одно слово

Слайд 6. Алгоритм обучения синквейну.

Гораздо легче новый вид изложения мысли воспринимается, если задание изложено в стихотворной форме или в форме загадки. Например,

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите-ка, друзья ?

Слайд 7.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна веду поэтапно:

Работу начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Чтобы ребенок мог правильно, полно, грамотно выразить свою мысль,

В первой строке синквейна задаю тему, которая заключает в себе одно слово.

Т. е., на этом этапе я знакомлю дошкольников с понятием«слово-предмет». Детям предъявляется модель-существительное, которое обозначает предмет описания и отвечает на вопрос кто? или что?

Дети учатся дифференцировать живые и неживые предметы и правильно задавать вопрос.

Соответственно актуализируется номинативная лексика (отражающая прямое значение слова).

Обратите внимание на экран.  

Наряду со словом-предметом я ввожу символ или модель, обозначающие предмет.

В моем случае это графическое изображение человечка.

Почему именно такой символ? Да потому, что это самый понятный символ для детей именно в перспективе нашего задания.  

Итак, возвращаясь к нашей загадке, мы помни, что слово-предмет в данном синквейне – это кукла.

Слайд 8 II этап

Вторая строка — два слова.

На этом этапе я ввожу «слово-признак». Наша модель-прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая?соответственно актуализируется адъективная лексика (употребление в речи прилагательных).

НАПРИМЕР,

Кукла какая? красивая, любимая

Обратите внимание, как изменилось графическое изображение модели.

Одежда человечка окрасилась в желтый цвет,которая позволяет увидеть между ними разницу и задать вопросы: что изменилось?

Какая у человечка стала одежда?

Слайд 9 III этап

Третья строка образована тремя глаголами. Т. е., на этом этапе я ввожу понятие “Слова-действия”, предъявляю модель-действие предмета, чем актуализирую предикативная лексику (употребление в речи глаголов). Например,

Кукла (что делает) Спит, сидит, стоит.

Обратите внимание на модель. Наш человечек обрел ручки и ножки, соответственно, глядя на него мы понимаем, что человечек двигается.

Слайд 10 IV этап

Четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету.

Т. е., здесь ребенку нужно составить предложение по заданной теме. Можно составлять предложение с уже имеющимися словами, можно придумать что-то новое. Главное, чтобы это было в рамках заданной темы. Предложение состоит из черырех слов. Может состовлять из трех или пяти слов.

Слайд 11 V этап

Ну и наконец пятая строка — резюме, итог, вывод. Это одно слово для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. То есть это личное отношение автора к теме. Выражена пятая строка может быть существительным, наречием, даже глаголом. Главное, что бы это было отношение ребенка к предмету.

Слайд 12

Итак, коллеги, мы с вами пришли к модели синквейна, которую вы видите на экране. (модель)

Слайд 13

Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия. Поэтому синквейн может быть изображен в картинках. Для этого я использую мультимедийные средства обучения. Например, давайте попробуем составить синквейн по данному алгоритму в картинках.

АПЕЛЬСИН

Оранжевый, круглый (ЩЕЛЧОК)

Растет, выжимается, съедается.  (ЩЕЛЧОК)

Апельсин висит на ветке.  (ЩЕЛЧОК)

Сок.

При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают устные нерифмованные стихотворения. Свои работы (синквейны)

дети оформляют как в форме графических рисунков, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Эти рисунки вы видите на экране

Я использую синквейны на занятиях по художественному творчеству – их легко составлять к любым поделкам, рисункам, аппликациям детей.

На данном слайде вы видите синквейн на тему : «Домашнее животное».

Эти игры не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.

Играя с детьми я заметила, что дети стали хорошо справляться со всеми заданиями и я предлагаю детям используя слова из синквейна, придумать рассказ. Сначала это рассказ про один объект.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Затем я перехожу к более усложненному варианту, где на картине присутствует несколько объектов. Тем самым я решаю одну из поставленных задач — составление описательного рассказа.

Также синквейн  несёт определенную эмоциональную окраску автора (дети, Появляется возможность сравнить высказывания, взглянуть с разных сторон.

Например при описании картины:

Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, Светится, Радует.

В парке осыпаются листья.

Золото!

Осень

Ветреная, холодная.

Дождит, Шуршит, Хмурится.

Люди смотрят в окна.

Грусть!

Слайд

Чтобы работа по созданию синквейна успешно проводилась не только в детском саду, но и дома индивидуально, я познакомила родителей с этой технологией.

Для этого я провела:

-тематическую консультацию;

- составила «памятки» с алгоритмом построения синквейна и попросила составить синквейн вместе с детьми дома ;

Оценивая использование современной технологии синквейн, я отметила, что у детей улучшились показатели в лексико-грамматическом оформлении высказываний. Дети научились находить в тексте главные элементы, делать выводы и заключения, анализировать, обобщать, кратко излагать и на основе готового синквейна строить рассказ, тем самым я решаю все поставленные задачи.

Уважаемые коллеги, мое выступление подходит к концу. И чтобы подвести итог всему вышесказанному, я предлагаю вам написать синквейн

о нашем брифинге. На память в свою копилку.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности,.

Синквейн — новая технология в развитии речи дошкольников Специалисты и педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются не только нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют.

Буклет «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Лето Теплое, солнечное. Купаться, отдыхать, гулять. Лучшее время года. Каникулы. Ребенок Маленький, беззащитный. Смеется, радуется, растет.

Использование технологии «Дидактический синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Использование технологии "Дидактический синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста (пояснительная записка) Хорошая.

Консультация для педагогов «Проектные технологии в развитии речи дошкольников» Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Педагогические технологии в развитии речи дошкольников. Презентация «Песочный разговор» Актуальность. Речь тесным образом связана со всеми сторонами человеческого сознания: Является средством общения; Является средством передачи.

Консультация «Игровые технологии в художественном развитии младших дошкольников» В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор она остается наименее изученной в.

Синквейн — инновационный прием технологии в работе по развитию речи Название проекта. «Синквейн- инновационный прием технологии в работе по развитию речи.» Ярославль, 2017 год Тип.

Современные технологии в развитии речи дошкольников Доклад на тему: «Современные технологии для развития речи дошкольников» Идеология ФГОС направлена на формирование принципиально нового.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Наша армия
Автор публикации:
Консультация «Инновационные технологии в развитии речи дошкольников. Синквейн»
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 09:11
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Мастер-класс по изготовлению композиции из бумаги и ватных дисков «Снеговик» к...
Добрый день, уважаемые коллеги! Зимой, когда выпадает много снега, первое, что хочется сделать, это слепить снеговика. Этот зимний персонаж является одним из...
Мастер-класс по объемной аппликации из пряжи для вязания «Снегири»
( совместное творчество педагога и воспитанника) Доброе время суток, дорогие друзья! Сегодня изготовим поделку "Снегири" в технике "объемная...
Конспект ОД по ФЭМП «Робопчелка Жужа знакомится с треугольником» для детей второй...
Конспект ОД по ФЭМП на тему: "Робопчелка Жужа знакомится с треугольником" для детей второй младшей группы Цель: Формирование представлений о сенсорном...