Приложение МААМ

Синквейн — инновационный прием технологии в работе по развитию речи

Светлана Грачева
Синквейн — инновационный прием технологии в работе по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Название проекта.

«Синквейн- инновационный прием технологии в работе по развитию речи

Ярославль, 2017 год

Тип проекта: информационно – практико - ориентированный

Продолжительность: сентябрь- ноябрь 2017 год

Участники–воспитанники старшей группы № 5, воспитатели группы, родители, учитель – логопед, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности, педагог по физической культуре

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Публикация «Синквейн — инновационный прием технологии в работе по развитию речи» размещена в разделах

Ребенок – дошкольник очень пластичен и легко обучаем. но для большинства детей характерно быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного материала вызывает интерес и помогает решить эту проблему

Использование синквейна облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью

Применяя графическое изображение. мы учим детей видеть главное и систематизировать полученные знания

Цель проекта:

Повышение результативности работы по развитию речи посредством целенеправленного применения метода синвейн

«В каждом ребенке есть солнце,

Только дайте ему светить»

Задачи:

Познакомить детей с новой творческой формой работы-

составление синквейна

Обогащать, актуализировать словарный запас детей

Развивать импрессивную речь.

Закреплять навыки словообразования.

Формировать и совершенствовать умение использовать в речи

различные конструкции

предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Формировать умение высказывать суждение делать

умозаключения.

Развивать мышление, память.

Научить детей самостоятельно добывать знания.

Научить применять знания. умения, навыки в конкретной

ситуации.

Научить умению выявлять, наблюдать, различать,

классифицировать,

оценивать, делать выводы,принимать продуманные решения.

Вовлечь ребенка в интерактивную деятельность

"Расскажи - и я забуду

Покажи - и я запомню

Дай попробовать- и я пойму»

.

Продукт проекта:

Журнал выпуск 1 «Овощи, фрукты» «Осень»

Журнал выпуск 2 «Сказки»

Журнал выпуск 3 «Профессии»

Журнал выпуск 4 «Потешки»

Журнал выпуск 5 «Семья»

Журнал выпуск 6 «Животные» и др

Картотека сказок

Д И «Составь синквейн»

Д И «Скажи наоборот»(по сказкам «Волк и Лиса», «Заюшкина

избушка»,

«Кот, Лиса и Петух»

Д И «Скажи иначе» (к героям прочитанных сказок)

Д И «Чей. чья. чье»

Д И «Кто где живет»

(Игры по теме)

Выставка поделок детей и родителей по теме проекта

Тексты синквейнов -загадок по русским народным сказкам

Тексты синквейнов -загадок по сказкам К Чуковского

Готовые синквейны. составленные к героям прочитанных

сказок

Рисунки к синквейнам

Оборудование:

Альбомы

Рассказы, стихи

Сказки и басни

Алгоритм синквейна,

Иллюстрации к сказкам, рассказам, басням,

Пословицы, чистоговорки,

Загадки,

Основные формы реализации проекта:

беседы с детьми

рассматривание альбомов, иллюстраций к сказкам загадкам, пословицам

прослушивание аудиозаписей

подбор и заучивание пословиц к сказкам в целом и к героям сказок

загадывание загадок о животных., о профессиях. об овощах и фруктах

чтение сказок, потешек, художественных произведений

разучивание песен, хороводов

дидактические игры

лексико – грамматические упражнения

выставки

Принципы реализации проекта

Дидактический принцип – наглядность, доступность. сознательность,

индивидуальный подход.

Принцип системности и последовательности

предполагает воздействие на все компоненты речи

Принцип взаимосвязи задач позволяет решать

несколько задач одновременно

Принцип дифференциации и индивидуализации

предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого

ребенка и его семьи

Принцип диалогического общения

отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов проекта

Принцип доступности

предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей,

подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений

Принцип поэтапного преодоления трудностей

Принцип здоровьясбережения

Гипотеза

Если применять метод синквейна, то у детей увеличится словарный состав, речь

станет богаче, ярче.

Сформируется умение использовать в речи различные конструкции предложения,дети

научатся описывать предметы, составлять рассказы

А также у детей будут развиваться следующие умения и навыки:-добывать

информацию, делать сравнения составлять четкий план своих действий, речевого

высказывания

Предполагаемый результат

Дети овладеют понятиями:

«Слова – предметы» (живые- неживые)

«Слова- признаки»

«Слова – действия»

«Предложение»

Дети научатся:

- Правильно понимать и задавать вопросы

- Согласовывать слова в предложении

- Подбирать антонимы, синонимы

-Составлять рассказы

-Составлять синквейн к одному слову по лексической теме

-Составлять синквейн к разным словам- предметам, связанных между собой

лексической темой

Составлять короткие рассказы по готовому синквейну с использованием слов и

фраз, входящих в состав этого синквейна.

- Анализировать синквейн – загадку

-Составлять синквейн, используя алгоритм

-Выделять главную мысль. формулировать идею. делать вывод

-Чувствовать себя творцом

Iэтап проекта – Выявление проблемы

Деятельность педагога. Деятельность детей. Деятельность родителей. Взаимодействие со специалистами

Формулирует проблему по данной теме. Принимают задачи проекта.

Обсуждают проблему проекта, цели и задачи. Координируют совместную деятельность по различным образовательным

областям.

Определяет задачи, намечает перспективу деятельности для решения проблемы. Участвуют в проведении викторин, конкурсов.

Моделирует ситуацию, позволяющую выделить проблему. Составляют рассказы синквейны на заданную тему. Участвуют в анкетировании

Создает эмоциональный настрой и заинтересовывает родителей и детей на предстоящий проект.

Занимаются продуктивной деятельностью.

Совместно с детьми собирают информацию по теме.

Проводит анкетирование родителей на тему «Как вы считаете, нужно ли…»

Собирают совместно с родителями информацию о составлении синквейна Отвечают на вопросы анкеты

Обсуждает с родителями цель и задачи проекта. Готовят сообщения по разделам проекта. Высказывают свое мнение о значении проведения данного проекта

Стимулирует детей в сюжетно-ролевой игре к развитию разнообразных сюжетов, используя все части речи

Предоставляют:

Информационные листки

Готовые синквейны

-Синквейны –загадки

-Раскраски-

-Алгоритм синквейна

IIэтап проекта - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Деятельность педагога. Деятельность детей. Деятельность родителей. Взаимодействие со специалистами.

Составляет перспективный план работы по теме проекта Расширяют и систематизируют информацию о синквейне Читают детям русские народные сказки, потешки, познавательную художественную литературу о животных, профессиях. семье. В образовательной деятельности художественно- эстетической направленности музыкальный руководитель знакомит, разучивает вместе с детьми, песни. хороводы

Осуществляет сбор и систематизирует информацию по темам «Синквейн»., «Осень», «Профессии», «Семья», «Животные», «Сказки» «Потешки» Отражают полученные знания в составлении рассказов, синквейнов, сюжетно-ролевых играх на всех занятиях по программе по темам.

Подбирают пословицы к сказкам Играют в д и. по теме «Синквейн»

Учат пословицы. загадки по теме проекта

Читают с родителями сказки. рассказы Составляют синквейны по сказкам, к героям русских народных сказок и к сказкам К Чуковского

Анализируют с детьми синквейны- загадки В образовательной области

оздоровительной направленности педагог по физической культуре играет в подвижные игры.

С детьми имитирует движения животных

Читает детям познавательную и художественную литературу, сказки, пословицы. загадки по теме проекта

.Проводит занятия на темы по проекту

Рассматривают иллюстрации к сказкам, потешкам

Составляют рассказы по теме «Овощи- фрукты»

Изучают памятку по составлению конспектов, обсуждают.

Подготавливает детей к составлению рассказов и сочинению синквейнов.

Предоставляет родителям памятку о составлении синквейнов

Составляет и оформляет список дидактических игр

Обсуждает с родителями и детьми тематику синквейнов

Учит пословицы о труде, дружбе, трусости, смелости

Собирает материал для создания детско- родительских журналов по темам «Овощи. фрукты» «Сказки» «Семья» «Животные» «Потешки» «Профессии».

Проводит анкетирование родителей по темам проекта

Разрабатывает цикл бесед, викторин и занятий по теме проекта

В с-р играх используют распространенные предложения и красочные выражения. Следят за своей речью, используя в предложениях слова- признаки. Подбирают материал по составлению синквейнов.

Оформляет детско- родительские журналы журналы

«Фрукты- Овощи»

«Семья»

«Животные»

«Сказки»

«Потешки»

Составляют, синквейны различной тематики.

Сочиняют. рассказы по синквейнам. Раскрашивают тематические раскраски.

Рисуют синквейны

Составляют алгоритмы синквейнов.

Рассматривают иллюстрации с музеями сказочных героев

Делают поделки сказочных героев. составляя к ним синквейны по тематике

Участвуют в оформлении дидактических игр

Оформляют информационные листки с заданиями, подбирают пословицы к сказкам.

Собирают иллюстративный материал для оформления журналов.

Оформляет:

- дидактические игры,

- алгоритм синквейна

- картотеку сказок

- картотеку чистоговорок по прочитанным сказкам

Учатся составлять чистоговорки

Участвуют в оформлении дидактических игр, в изготовлении пособий для занятий по теме.

Собирает библиотеку «Русские народные сказки и потешки»

Читает познавательную литературу о семье, о природе. животных. профессиях

Собирает иллюстрации к детско- родительским журналам по темам

Собирают библиотеку литературных произведений русских писателей о животных. профессиях

Знакомит воспитанников с литературными произведениями русских писателей о животных (Бианки Соколов- Микитов. Пришвин и др)

Организует выставки на темы:

- «Русские писатели о животных»

«Мамочка- любимая»

«Поделки по русским народным сказкам»

Оформляет тематические недели на родительском стенде

Знакомит детей с Ярославской картой сказок

Праздник Водяного в Пошехонье

Мышка в Ростове

-«Царство Берендея»;

Баба-Яга

IIIэтап проекта – Практическая деятельность.

Образовательная деятельность Задачи Участники Сроки проведения

I. Речевое развитие

1. НОД: «Слова- предметы»

2 Лексико- грамматические упражнения

3. Беседы:

«Я и моя семья»

«История одной фотографии».

«Что такое профессия»

4. Рассматривание:

- семейных альбомов

- фотоальбома «Все профессии важны…».

5 Загадки о профессиях.

6. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».

II.Художественно- эстетическое развитие

1. НОД:

- рисование «Семья».

III. Познавательное развитие

Беседы по лексическим темам:

Что такое дом?

Отношения детей в семье

День рождения

Познакомить детей со словами – предметами

Закрепить усвоение лексического значения слова

Способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы

Учить правильно задавать вопросы к словам – предметам

Учить соотносить слова- предметы с их графическим изображением

1. Формировать представления о семье,о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

2. Воспитывать желание заботится о близких.

3. Развивать чувство гордости за свою семью.

4. Упражнять в умении отгадывать загадки, выделяя главные признаки

5. Воспитывать уважение и интерес к людям труда, к различным профессиям, к тому, где и кем работают их родители

Дети

Родители

Сентябрь

1 неделя

Речевое развитие

НОД «Слова- признаки»

Беседа «Где работают ваши родители»?

Д И «У кого что»

Д И «Кому что»

Д И «Где работает?

Составление синквейна по профессиям

Познавательное развитие

Дидактические игры:

«Определи профессию по словам».

«Ответь пословицей»

«Найди в пословице слова противоположные по смыслу»

«Подбери пословицу к сказке, рассказу, басне»

. .Художественно- эстетическое развитие

. Раскраска по теме «Профессии»

Познавательное развитие

Чтение сказки «Заюшкина избушк»

Чтение сказки «Лисичка- сестричка и серый волк»

. Чтение стихов о профессиях:

С. Михалков «А что у вас?»

Б. Заходер «Шофер».

Л. Кордашев «Наш доктор».

Е. Пермяк «Мамина работа».

НОД Тема: «Пословицу сказал – дорогу указал»

Викторина «Пословица – мудрость народная»

Закреплять представления детей о профессиях учитель, врач, водитель.

Активизировать словарь детей по теме

Продолжить знакомить с устным народным творчеством.

Ввести пословицы в активный словарь детей, научить правильно употреблять их в

своей речи.

Учить осмысливать значение пословиц, составлять небольшие рассказы, отражающие

это значение.

Формировать поисковую деятельность, развивать умение употреблять пословицы к

сказкам и по ситуации.

Учить составлять описательные рассказы к героям сказок.

Выучить отрывки из стихотворений по желанию

Дети

Родители

Педагог по изобразительной деятельности

Музыкальный руководитель

2 неделя

Речевое развитие!

НОД «Слова- действияI

Беседа««Ярославль - любимый город»

Беседа «Государственная символика города Ярославля».

.Игра – путешествие по карте – схеме «Спассо – Преображенский монастырь» (Площадь

Богоявления).

Художественно- эстетическое развитие

Конструирование «Мой город»

Рисование Медведя

Раскраска по сказкам и потешкам

Познакомить детей с достопримечательностями родного города

Научить работать с картой – схемой

Речевое развитие

НОД

Ознакомление с окружающим

(Викторина по теме «Осень"

Составление синквейна по теме «Осень

Составление синквейна» «Семья«

.Познавательное развитие

Беседа «Времена года»

Д И «Хорошо, плохо»

ДИ «Что где растет»

Рассматривание:

Альбом «Времена года" .

Выставка иллюстраций «Осень»

4 неделя

Речевое развитие

Чтение сказки «Гуси – лебеди

Беседа «Что такое синквейн

Составление стнквейна к сказке «Гуси- лебеди»

Беседа «Деревья нашего леса»

.Д И «Найди по описании»

Д И «Чей лист»

Д И «Съедбное - несъедобное

Октябрь

1 неделя

.Познавательное развитие

. Логическая игра «Распредели по группам».

. Д И «Чьи детки»

Д И «Что где растет»

Художественно- эстетическое развитие

рисование «Наш лес».

поделки «Лесовичок», «Грибок», «Избушка».

Закреплять знания детей о деревьях наших лесов.

Учить различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям 3

Формировать умение классифицировать предметы по группам

.Речевое развитие

Чтение сказки «Кот и Лиса»

Составление синквейна к героям сказки «Кот и Лиса»

Беседы

«Дикие животные Ярославского края весной»

. «Правила поведения в лесу»

«Пошехонье – город 5 рек и 7 мостов»

- «Русские народные праздники» (Хозяин рек Пошехонья, Праздник Водяного)

- «Музей Медведя»

- .Художественно- эстетическое развитие

- Поделка «Медведь – хозяин леса»

- Рисование «Сидит белочка в дупле»

Познакомить со сказкой «Кот и Лиса»

Учить составлять описательные рассказы

Учить детей составлять синквейны к героям сказок

.Расширять и уточнять знания детей о диких животных, их внешнем виде, среде

обитания.

.Воспитывать гуманное отношение к диким животным, чувство милосердия

.Познакомить со сказочными героями музеев Ярославской области

2 неделя

Речевое развитие

Беседа «По дорогам Ярославских сказок»

.Художественно- эстетическое развитие

Конструирование «Берендеево царство»

Рисование «Курочка Ряба»

Прививать любовь к народному фольклору, и искусству

Расширять, активизировать словарь детей

3 неделя

.Познавательное развитие

. Беседа: «Что ты видел в деревне?»

. Д И «Назови детенышей»

Д И «Чья голова, чьи лапы».

. Рассказ о музее Мыши (г Р остов)

.Художественно- эстетическое развитие

Расскраски по сказкам

Расширять знания детей о музеях Ярославской области

Речевое развитие

.Рассказ о музее Курочки - Рябы (Село Ермаково

Беседа «Выдающиеся люди….»

.Художественно- эстетическое развитие

лепка – курочка

аппликация «Снесла курочка яичко»

4 неделя

Речевое развитие

Чтение сказки «Лиса и журавль»

Беседа о правилах поведения за столом

Беседа «Встреча гостей»

Составление синквейна по русским народным сказкам

Познакомить со сказкой «Лиса и Журавль»

Повторить правила поведения за столом и поведения в гостях

Обогащать словарь

Ноябрь

1 неделя

.Познавательное развитие

НОД ТЕМА: «Ярмарка слов»

Беседа

«Как животные готовятся к зиме»

Д И «Кто живет в дупле?»

Художественно- эстетическое развитие

Лепка белочки, лисы

Раскраски по потешкам по желанию детей

Познакомить и обсудить с детьми как животные готовятся к зиме

Обогащать словарь детей по теме «Животные»

Речевое развитие

Чтение сказки «Жадные медвежата»

Пословицы о жадности, доброте, смелости, трусости

Беседа «Правильно ли поступили медвежата? Лиса?»

Составление синквейнов по прочитанным сказкам, рассказам

Художественно- эстетическое развитие

: Лепка «Медвежата делят сыр»

Раскраска по сказке

Закреплять понятие «Синквейн»

Закреплять умение составлять синквейны, развивать критическое мышление.

Продолжать учить подбирать пословицы к сказкам, объяснять их значение

Обогащать словарь

2 неделя

.Познавательное развитие

Беседа «Как птицы готовятся к зиме»

Д И «Какие?.»(Зимующие, перелетные)

Д И «Определи….(водоплавающая, болотная, хищная»)

Художественно- эстетическое развитие

Рисование галки

Лепка снегиря

Познакомить детей с птицами

Учить классифицировать их по группам

Продолжать учить составлять описательные рассказы по теме «Птицы"

Обогащать и активизировать словарь по данной теме

Развивать мелкую моторику

3 неделя

Речевое развитие

НОД Тема:«Поздняя осень»

(Составление синквейна по темам «Золотая осень» «Поздняя осень)

Познавательное развитие

Беседа «Когда это бывает?»

Беседа «Времена года»

Викторина по творчеству К Чуковского

Составление синквейна к героям сказок К Чуковского

Составление синквейнов по русским народным сказкам

Расширить и активизировать словарь по темам

Учить составлять синквейн по прочитанным сказкам и рассказам

Публикации по теме:

Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи Основная функция педагогики – воспроизводство культуры общества и передача существующей культуры подрастающему поколению. В связи с тем,.

Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности,.

Использование технологии «Дидактический синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Использование технологии "Дидактический синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста (пояснительная записка) Хорошая.

Камни Марблс — инновационный прием в коррекционной работе педагога — психолога Новые ФГОС предъявляют особые новые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание содержательно.

Конспект НОД «Медведь» с использованием технологии «синквейн» Цель – формировать умение составлять синквейн с опорой на ряд картинок Задачи: 1) развитие связной речи детей 2) упражнять в умении рассказывать.

Конспект организованной образовательной деятельности По речевому развитию с использование технологии «Синквейн» Конспект организованной образовательной деятельности По речевому развитию с использование технологии «Синквейн» Технологии «Триз» Путешествие.

Конспект занятия по развитию речи по сказке «Хаврошечка» А. Н. Толстого (с использованием технологии «синквейн» ) в старшей группе Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, социальная. Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Синквейн как дидактический прием ознакомления детей с правилами дорожного движения Тема:«Синквейн, как дидактический прием ознакомления детей с Правилами дорожного движения» Воспитатель: Кучмина Е. В. Дата проведения: 19.12.2017. г.

Синквейн в работе с дошкольниками. Образовательные технологии СИНКВЕЙН- это один из методов новой образовательной технологии (развитие критического мышления через чтение и письмо). Сегодня очень важно.

Современные технологии в логопедии «Дидактический синквейн» с мультимедийным приложением Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синквейн — инновационный прием технологии в работе по развитию речи
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 23:27
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Синквейн — инновационный прием технологии в работе по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Грачева (УИ 494059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД