Ольга Маскина
Камни Марблс — инновационный прием в коррекционной работе педагога — психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Новые ФГОС предъявляют особые новые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание содержательно – насыщенной, вариативной, доступнойсреды; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
Публикация «Камни Марблс — инновационный прием в коррекционной работе педагога — психолога» размещена в разделах
Сегодня я представляю материал, о практической ценности которого еще малоизвестно в педагогическом сообществе, но который, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС, и может быть успешно использован в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста – это камешки Марблс.
Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс — в переводе означает «мраморный». Это небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата.
Эти шары различаются по размеру. Чаще всего они около 1,25—2,5 см в диаметре, но размер может варьироваться. Камешки имеют разнообразную цветовую гамму. Марблы используются в различных играх, носящих общее название «марблс» (marbles).
Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный, спиленный.
Я считаю, что самая главная цель при использовании этих камешков — это развитие общей и мелкой моторики рук. В основном цели ставятся коррекционные :
1. Формирование правильного захвата шарика кистью руки;
2. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук;
3. Развитие мышления;
4. Развитие ориентировки на плоскости;
5. Работа над запоминанием цвета;
6. Обогащение словарного запаса;
7. Развитие внимания и памяти;
8. Развитие фантазии ребенка.
Так же, разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Я предлагаю использовать камешки Марблс для организации следующих игр и упражнений:
«Укрась предмет».
Игра «4-ый лишний».
Дети на карточках, предложенных психологом, находят лишний предмет и кладут на него камень Марблс, поясняя свой выбор.
Упражнение «Ориентация на листе бумаги».
Инструкция: Перед ребенком лежит белый лист бумаги, предлагается выполнить следующее задание: положить в центре листа зеленый камень; положить в левый верхний угол желтый камень; положить синий камень в правый верхний угол, в левый нижний угол положить красный камень.
Потом можнопопросить проговорить, где лежит красный камень, зеленый камень и т. д.
Игра «Сухой бассейн» или «Найди и определи что это».
Упражнение на развитие внимания.
Инструкция: Педагог-психолог называет ребятам различные слова. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат название животного, либо зеленый (слышат название растения). Список предлагаемых слов: тигр, береза, лев, самолет, заяц, волк, дерево, цветок, змея, дом, машина, тополь, лошадь.
Упражнение «Змейка».
Упражнение «По дороге в гости к гному».
Инструкция: Детям поочередно предлагается проложить путь от одного гномика к другому. Задание усложняется тем, что дорога может быть как прямой, так и извилистой.
Используя данный материал в своей работе с детьми на протяжении года, я получила следующие результаты: из 25 человек с высоким уровнем подготовки к школе выпущено 20 человек (80%, со средним – 5 (20%). Эти дети имеют благоприятный прогноз обучаемости, они успешны в общении со сверстниками и взрослыми, имеют хороший запас знаний и умений. У всех детей в конце года была выявлена положительная динамика развития психических процессов. У многих детей повысился общий уровень познавательного развития.
Опыт работы по использованию камешков Марблс для развития детей дошкольного возраста обобщен на педагогическом совете нашего детского сада и рекомендован к использованию воспитателями всех возрастных групп.