Мастер класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»

Альфия Байгускарова
Мастер класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»

Цель: познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога.

Задачи:

- ознакомить с понятием «Метафорические ассоциативные карты»;

- рассмотреть продуктивные формы и методы работы с метафорическими ассоциативными картами;

- провести с педагогами несколько вариантов работ с метафорическими ассоциативными картами;

- повышать интерес педагогов к нетрадиционным методам в работе с детьми

Оборудование: мультимедийный проектор, 3 колоды карт:

1. «Я и все – все- все»

2. «Из сундука прошлого»

3. «PERSONITA»

Раздаточный материал: буклеты

План проведения мастер- класса:

1. Вводная и теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход проведения

1. Вводная и теоретическая часть

Мастер класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»

"Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале. Хочу вас сегодня познакомить с метафорическими ассоциативными картами (МАК). Популярность метафорических карт растет с каждым годом. Их существует большое количество, как для взрослых, так и для детей. Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы не только взрослых, но и детей, с которыми я работаю. Карты – это всего лишь инструмент в работе психолога. Они обладают многими достоинствами:

- помогают вывести на поверхность глубинные переживания;

- проявление фантазии, работа с внутренним состоянием человека;

- открывают перспективу.

МАК в первую очередь работает с нашим подсознанием. К сожалению, осознанного в нашей жизни очень мало, только 4% и 96% - это информация, которая хранится в глубине нашего подсознания. МАК помогают получить ответы из глубин подсознания, а главное не травмируя человека.

Диапазон областей, где обращение через МАК к воображению, фантазии и потоку ассоциаций может оказаться весьма эффективным и полезным, весьма широк, вот некоторые из них:

-коммуникационные игры и тренинги;

-создание положительной (безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация и обмен мнениями без оценочных суждений;

-тренинг позитивного мышления;

- развитие интереса к самоизучению и саморазвитию;

- актуализация личностного роста;

- коррекция и терапия межличностных отношений;

- терапия супружеских отношений;

- терапия детско-родительских отношений;

- помощь в разрешении конфликтов;

- работа с линией времени, моделирование и исследование любых процессов

в прошлом и будущем;

- реабилитационная работа;

- проработка и терапия травм;

- работа с посттравматическим синдромом;

- помощь в преодолении стрессов;

- проработка и терапия страхов;

- работа с психосоматическими явлениями;

- работа со сновидениями и фантазиями;

- развитие творческого потенциала детей и взрослых;

В своей работе я их использую при проведении тренинговых занятий с детьми, родителями и педагогами на развитие коммуникативных качеств, а так же развитие творческого потенциала детей и взрослых. А также в индивидуальном консультировании, проработке и терапии страхов.

2. Практическая часть

Как же они работают?

Карты «Персонита» предлагают нам с помощью игры взглянуть на жизнь глазами других людей, таким образом, обучая навыкам толерантности к чужим взглядам и убеждениям. Эти карты я применяю в работе с педагогами и родителями.

Карты «Из сундука прошлого» могут использоваться в консультации, психотерапии, в групповой индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Они, прежде всего, направлены на выявления детско-родительских отношений.

В работе с детьми я использую набор карт Камиллы Крюгер «Я и все-все-все». Персонажи этого комплекта – дети. С помощью данных карт мы можем решить любую проблему, которая волнует ребенка. Образы карт помогут обойти защитные барьеры ребенка, которые мешают ему развиваться.

Варианты работы с картами.

«Расскажи историю.

Эта процедура может быть использована на первом этапе индивидуальной работы с ребенком для установления контакта. Психолог предлагает ребенку выбрать карту, которая больше всего понравилась, и сочинить по ней историю.

Психолог в данном случае оказывает на ребенка и сочиненные им истории минимальное воздействие. Его основные задачи сводятся к созданию позитивной мотивации на работу, к анализу выбранной карты и созданной на ее основе истории.

«Страх уходи!»

Ребенок выбирает карту, персонаж которой ему кажется самым смелым – тем, кто не боится того, чего боится он сам. Далее ребенок сочиняет о персонаже историю, в которой ребенок может описать, как бороться со страхом. Другой вариант, когда ребенок выбирает два персонажа, один назначается трусишкой, другой смельчаком. Смельчак рассказывает трусишке, как перестать боятся.

«Нарисуй продолжение»

Игра может быть использована в тренингах для развития креативности и гибкости мышления. Ведущий или один из участников выбирает наугад одну карту, которая будет основой для работ всех участников. В обоих случаях после завершения творческого этапа имеет смысл создать галерею работ - так их будет удобнее рассматривать и – при необходимости - обсуждать.

Что изображено на карте?

Кто является главным действующим героем изображенной истории?

Чем история началась и чем закончилась?

Кто я на этой картинке?

Что она для меня означает?

Они созданы для того, чтобы вам было легче было установить контакт с клиентом, помочь ему проявить себя, поскольку карточки это не методика работы, а средство взаимодействия с клиентом.

Таким образом, МАК помогают работать с подсознанием ребенка. Раскрывают внутренние проблемы детей, помогают бороться со страхами при этом, не оказывая травмирующего воздействия на психику. Карты помогают выявить внутренние проблемы и переживания испытуемого.

Использованная литература

1. Канц Г. Метафорические карты: Руководство для психолога. – 2-е изд.

– М.: Гинезис, 2014

2. Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все-все-все»/ К. Крюгер; худож. В. Кирдий. – СПб.: Речь, 2016. – 48 с.

Публикации по теме:

Использование приемов куклотерапии в работе психолога Конспект занятия с детьми тема: «Кукла Северная Берегиня - Травница» Подготовила и провела: педагог – психолог Сапогова О. В. г. Оренбург,.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика в работе с детьми» на тему: «Логоритмика в работе с детьми» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение логоритмики для развития детской речи.

Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками Мастер-класс для педагогов Дата проведения: 03.02.16г. Место проведения: Конкурс «Воспитатель года» Проводит: воспитатель МКДОУ «Народненский.

Мастер-класс: «Использование приёмов самомассажа в Практике педагога» Минеева Лидия Анатольевна Учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Суксунский детский сад «Малышок» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

Мастер-класс на тему «Использование метода интеллект-карт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста» Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.

Мастер-класс «Работа педагога психолога дошкольного учреждения с детьми с аутистическим спектром» В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х.

МО педагогов-психологов «Использование ИКТ и ЭОР в работе педагога-психолога ДОУ»МО педагогов-психологов «Использование ИКТ и ЭОР в работе педагога-психолога ДОУ» В нашем современном обществе ребенок буквально с первых дней своей жизни погружается в информационный поток. В ближайшем окружении ребенка.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Отчет о проделанной работе педагога-психолога Отчет о проделанной работе педагога – психолога В течение 2015-2016 учебного года была проведена психолого-педагогическая работа согласно.

Использование притч в работе педагога-психолога Бывает так, что мы не можем обойтись без науки, без математики, без ученых споров, с помощью которых развивается человеческое сознание.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Мастер класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 18:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации-2019»

Организация большого спортивного праздника в начале осени стала доброй традицией в столице и регионах. С 2004 года, когда кросс прошёл в первый раз, в нём многое поменялось. Неизменным осталось главное –...

21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

Развлечение «Праздник летних дождей»
Развлечение «Праздник летних дождей» Ход развлечения: ( Дети под музыку входят в зал) Ведущий: Сколько солнца! Сколько света! Что же это? Дети: Это –...
Конспект занятия по лепке с использованием природного материала «Ежики»
Программные задачи: продолжать учить детей использовать природный материал ( шишки) в лепке, дополняя его деталями из пластилина; развивать фантазию и...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Ветка рябины в вазе»
Фото отчет: занятия по рисованию «Ветка рябины в вазе» Фото отчет: занятия по рисованию «Ветка рябины в вазе» Педагога дополнительного образования...