Валентина Тумайкина
Инновационный педагогический опыт «Организация краеведческой работы с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Организация краеведческой работы с дошкольниками“» размещена в разделах
Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Молодое поколение не должно быть «Иванами, не помнящими своего родства». Именно сейчас, когда идеалы современной молодёжи устремлены на Запад, когда идёт американизация нашего общества и особенно культуры, мы должны вернуть новое поколение к своим родным корням и истокам, раскрыть богатство национальной культуры, воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство патриотизма.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В дошкольном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Со словом "Родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
На мой взгляд, самоидентификация ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании детей, которые возникли в последнее время.
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие, воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости. Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.
Хочется напомнить замечательные слова известного русского ученого Д. С. Лихачева: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки».
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Знакомство дошкольников с культурными истоками малой Родины становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к малой Родине.
Учитывая национальный состав группы детей, с которыми работаю, ведущей педагогической идеей считаю - необходимость соблюдения интересов полиэтнического состава населения, развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания, не замыкая ребенка в культурных традициях одного народа. Особое внимание уделяю развитию любви к родному краю, познавательных способностей и потребностей посредством усвоения различных пластов народной культуры, формирую у детей интереса к народному искусству, обеспечиваю условия для воспитания детей в духе толерантности.
Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» - эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют доказательств. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков
А что эти слова значат для наших детей? С этим вопросом я обратилась к моим воспитанникам. Ответы, которые я получила (это интересно; это важно знать, чтобы уважать историю предков; всегда интересно, откуда ты родом; не зная истории родного края нельзя считать себя культурным человеком, позволили мне сделать вывод: ребятам это интересно.
Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Используя краеведческий материал на занятиях, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет разнообразить методику занятий, участвует в патриотическом воспитании дошкольников.
Главной целью моей работы по краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край. На достижение этой цели направлена реализация следующих задач:
1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Я считаю, что решению задач по ознакомлению дошкольников с родным краем будут способствовать:
• создание в группе расширенного центра по краеведению с различными дидактическими и игровыми пособиями;
• раннее начало обучения дошкольников;
• включение элементов краеведения во все виды деятельности детей.
Развитие работы по краеведению должна осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
В нашей группе созданы следующие условия:
1. Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.
2. Создана предметно - развивающая среда (центры развития ребенка).
3. Разработаны картотеки наблюдений, опытов, экспериментов, игр.
4. Система работы отражена в перспективном и календарном планировании.
Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и детей. Изучением краеведения я занимаюсь не только на занятиях, но и в свободную деятельность. Именно в ДОУ закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.
Таким образом, организация краеведческой деятельности есть введение маленького человека в мир малой и большой Родины не «беспристрастным знатоком и наблюдателем, а активной личностью, имеющей свою позицию, свою точку зрения, свою заинтересованность в том, что же происходит в этом загадочном мире Родины» /В. А. Сухомлинский/.
Теоретическая база опыта.
Для обеспечения теоретической базы наряду с региональной программой «Мы в Мордовии живем» я использую следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности.
• Российский этнографический музей детям. С – П «Детство - Пресс», 2001г.
• Красная изба. С – П «Детство», 2000 г.
• Маленькие Россияне. М., 2005 г.
• Татарские народные игры и праздники. Я. Хайбеков. Казань,1990 г.
• Лямбирь/ Саранск, МКИ, 1993г.
• География моей Республики. Саранск, МКИ., 1993 г.
• Мордовский народный костюм. Саранск, МКИ, 1990 г.
• Э. А. Богатеева. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. М., 1982 г.
• Программа обучения детей мордовским языкам в ДОУ. (автор Исайкина А. И.)
• Программа обучения детей татарскому языку. (сост. Батршина В. Р.)
Красная книга Республика Мордовия. В. И. Астрадамов. – Саранск: Морд. кн. изд-во,2005.-333с.
Родничок :Хрестоматия для маленьких / Сост. А. И. Брыжинский.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Свою работу строю по следующим тематическим блокам:
1. Блок «Моя семья» - взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, повышению педагогической компетентности в вопросах формирования у детей положительных нравственных качеств, на социализацию детей и положительное общение их с окружающими.
2. Блок «Мое село» - рассказать и показать детям, что село славится своими достопримечательностями, памятниками, своей историей, традициями, лучшими людьми. Обратить внимание детей старшего дошкольного возраста на объекты, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, мечеть, почта, аптека, рассказать об их назначении.
3. Блок «Моя республика» - знакомить с климатическими особенностями, с растительным и животным миром. Расширить представления о неживой природе, характерной для Мордовского края. Дать первичные представления о Красной книге.
4. Блок «Саранск-столица Мордовии. Символика» - расширять представления о городе Саранске-столице Мордовии, о его достопримечательностях (музеях, памятниках, стадионах, театрах, учебных заведениях,производстве. Воспитывать гордость за достижения земляков в области культуры, спорта. Продолжать знакомить с гербом флагом и гимном Мордовии.
6. Блок «Будем Родине служить» - дать представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников войны, их фронтовых и трудовых подвигах). Рассказать о подвигах героя Великой Отечественной войны М. П. Девятаева. Прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.
7. Блок «Культура и традиции» - знакомить детей с бытом и традициями народов, проживающих в Мордовии. Вызвать интерес традициям: гостеприимство, почитание родителей. Знакомить с видами устного народного творчества: считалки, пословицы и поговорки, загадки, потешки. Углубить представления о народных промыслах, о декоративно- прикладном искусстве.
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем являются занятия по познавательному развитию. Важно, чтобы занятия активизировали мыслительную деятельность. С этой целью я использую приемы сравнения ( например: сравниваем культуру и быт мордовского и татарского народа, вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты ( например: свойства глины и песка). Дети анализируют, делают выводы, обобщают ( например : климатические условия и природный ландшафт способствовали тому, что народы, живущие на мордовской земле занимались охотой и земледелием.).
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим, в группе, мною оформлен центр краеведения, где созданы условия для совместной и самостоятельной деятельности детей. В центре имеется разнообразный материал: тематические альбомы о Мордовии, о городе Саранске, о селе Лямбирь, альбомы с репродукциями картин Ф. В. Сычкова и современных мордовских художников, фотографиями скульптур С. Д. Эрьзи, национальным татарским, мордовским, русским костюмами, дидактические игры, раскраски: «Матрёшки», «Народное творчество» и др.
В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материала и оборудования в уголке способствуют расширению познавательного, коммуникативного, художественно-эстетического опыта детей.
Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего края, познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира мордовской земли. Большую роль играют занятия-экскурсии в музей по ознакомлению с трудом земляков. Знакомлю детей с историей создания и развития предприятий района, выпускаемой продукцией, лучшими тружениками.
Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Вопросы, заданные детям в процессе рассказа, активизируют внимание детей, побуждают к логическому мышлению (Почему так называют наше село? Как вы думаете, почему здесь построили город? т. д.)
Учитывая ведущую деятельность детей, широко использую различные виды игр в краеведческой работе. Разработала ряд дидактических игр по ознакомлению с городом Саранск и селом Лямбирь («Где я нахожусь», «Узнай и расскажи», «Когда это было», природой Мордовской земли («Экологический светофор», «Дуб и его друзья», «Кто живет в лесу» «Съедобное - несъедобное» и др, трудом земляков («Кто потрудился?», «Чем богата Мордовская земля?»). Широко использую игры народов, проживающих на территории Мордовии: русские, мордовские, татарские.
Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт («Автотранспортное предприятие», «Библиотека», «Ателье», «Стройка» и т. д)
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок. Особенно нужно отметить педагогическую ценность коллективного продуктивного труда по созданию коллажей, макетов («Улица города», «Лес» и др., где у детей помимо других социальных качеств, формируется чувство ответственности за свою работу, как частицу общего труда.
Нравы, эстетические представления, обычаи народа передает декоративно-прикладное искусство. При рассматривании произведений изобразительного искусства обращаю внимание на красоту сильных, здоровых людей, изображенных на картинах Ф. В. Сычкова, на виды труда, исстари присущие народу, проживающему на территории Мордовии, на культуру быта, обряды, традиции народов.
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.
Мною проведены такие мероприятия как «Праздник урожая», викторина «Что ты знаешь о Мордовии», «Татарские народные сказки», «Традиции русской семьи».
Важным условием в решении задач по краеведческой работе с дошкольниками, является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. В своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Работа по тематическому блоку “Культура и традиции” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей. При изучении тематического блока “Саранск-столица Мордовии” большую роль играют экскурсии с участием родителей. В работе использую “домашние задания”. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи в город Саранск, на природу дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии. Родители так же участвуют в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников, организации выставок народного прикладного искусства.
Анализ результативности
Результативность инновационного опыта в том, что краеведение пробуждает интерес к национальной культуре русского, мордовского, татарского народов. Я считаю, что у детей формируются:
• правильность и полнота представлений о родной республике, о своей национальной принадлежности, о традициях, фольклоре разных народов Республики Мордовия;
• понимание и уважение иных народов, культур;
• интерес к традициям и фольклору;
• осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
В ходе этой работы столкнулась со следующими проблемами. Родители пассивно относятся к нетрадиционным формам взаимодействия, не владеют достаточными знаниями о родном городе, крае. Мало познавательного материала для дошкольников. Недостаточно иллюстраций (быт, традиции). Недостаточно теоретического материала по организации краеведческой работы в ДОУ.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный инновационный педагогический опыт «Организация краеведческой работы с дошкольниками»» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.
Практический материал поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость познания.
Опыт моей работы был размещен на сайтах МААМ, Nsportal, представлен на заседаниях РМО Лямбирского района проект: «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора». Выступление в районной предметной секции воспитателей дошкольных образовательных учреждений с докладом «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям народной культуры».
Выступление на Республиканском семинаре «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста» с докладом : «Приобщение дошкольников культуре мордовского народа через изучение мордовского языка»; на Международном практическом семинаре в рамках проекта «Языковое гнездо» (показ НОД по изучению мордовского языка «Эрзянь кель»).