Лучший педагог года

Инновационный педагогический опыт «Пожар тушить — героем быть»

АНЯ КУДАКАЕВА
Инновационный педагогический опыт «Пожар тушить — героем быть»

Мною, Кудакаевой Анной Николаевной, разработан педагогический проект : «Пожар тушить героем быть». Дети – наше будущее, и забота об их здоровье, в котором немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых. Я читаю, что изменить отношение к этой проблеме, нужно уже на дошкольном развитии ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Дошкольным учреждениям и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Ведь пожарные только своими силами не могут в полной мере обеспечить предупреждения пожаров от шалости детей с огнём. Именно поэтому столь важна роль педагога, который своим кропотливым трудом, своим творчеством и умением заинтересовать каждого ребёнка, обеспечивает результата столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности и привитию им навыков правильных действий в случаи возникновения пожара. Эффективным средством воспитания дошкольников являются правильно организованные воспитательные мероприятия по обучению детей поведению в чрезвычайных ситуациях.

Публикация «Инновационный педагогический опыт „Пожар тушить — героем быть“» размещена в разделах

Я определила главные принципы построения проекта:

-систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;

-целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу;

-принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.

Цель проекта - сформировать у детей дошкольного возраста чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.

Условия реализации проекта: реализация проекта в каждом дошкольном учреждении может осуществляться по-разному. Выбор приоритетных направлений работы, методических приёмов, материалов, оборудования должен определяться конкретными условиями: наличие группового помещения, спортивных и музыкальных залов, ИЗО - студии, спортивной площадки на свежем воздухе, качественная звуковая аппаратура, подбор дисков, наглядного материала, детские костюмы, для проведения открытых мероприятий.

Для оформления и проведения открытых мероприятий необходимо осуществлять взаимосвязь с педагогами дополнительного образования: музыкальным руководителем, руководителем по физическому воспитанию, руководителем по ИЗО - деятельности.

Также необходимо наличие перспективного плана, конспектов занятий, праздников.

Ожидаемые результаты:

-знать существование явления «пожар», его опасность и последствия;

- знать источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

- уметь видеть наиболее пожароопасные окружающие предметы и знать правила обращения с ними;

- знать элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички, не трогать электрические приборы без разрешения взрослых и т. д.);

- знать правила поведения при пожаре.

Я знакомлю детей с произведениями художественной литературы, где показаны причины возникновения пожара, его последствия, и наконец, предотвращение пожара.

При ознакомлении детей с художественными произведениями формируется:

1. Интерес к жизни и деятельности людей.

2. Развивается его художественное мышление.

3. Воображение.

4. Правильное звукопроизношение.

Учитывая то, что объём противопожарных знаний дети усвоят в течении ряда лет, я определила комплекс задач, направленных на достижение цели:

-учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг;

-учить элементарным действиям по тушению очага возгорания;

-формировать умение реально оценивать возможную опасность;

-помочь детям запомнить правила пожарной безопасности;

-развивать творческие способности дошкольников;

-воспитывать чувство осторожности и самосохранения;

-воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнём;

-воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях;

-прививать практические навыки поведения при возникновении пожара;

-показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта;

-вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Для решения этих задач :

1. Разработала перспективные планы по каждой возрастной группе с разделением задач, методов и способы их реализации.

2 .Разработала цикл занятий.

Данный проект предусматривает формирование у детей основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения, Это может осуществиться только лишь при знании психологических и возрастных особенностей детей. Чтобы сформировать то, к чему призывают данные рекомендации, то есть при умелой подаче педагогом материала по основам пожарной безопасности и при систематической работе в этом направлении, которая может быть включена в занятия по познавательному развитию или в «Уроки здоровья» для соответствующей возрастной группы.

В дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка. Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно-образовательным процессом, как во время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности, спортивных досугов, развлечений.

Я считаю, что обучение детей основам пожарной безопасности целесообразно начать с пяти лет. Необходимо вырабатывать у детей серьёзное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учётом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребёнка. Нужно формировать у детей в дошкольном возрасте систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которые по мере роста и развития ребёнка, будут повышаться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Необходимо сформировать понимание важности пожаробезопасного поведения.

Желательно разработать и использовать в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующие пожарную технику, к их изготовлению лучше привлечь самих детей. Игры для детей 5-7 лет (различные кубики, пирамидки, куклы и т. п.) могут иметь противопожарную направленность. Фигурка игры, которая носит обучающий характер, а именно образцы пожарной техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, викторины с набором вопросов по правилам пожарной безопасности, загадки, настольные игры противопожарной тематики, игрушечная экипировка пожарных.

Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной, систематической и разъяснительной работой. Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у детей чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учитывать их осторожности при пользовании огнём, электроприборами, средствами бытовой химии и т. д. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя: занятия с воспитанниками, беседы с их родителями (законными представителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов на противопожарную тему, выпуск номеров газет для родителей, встречи с работниками пожарной службы, участие в конкурсе рисунков на противопожарную тему, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением.

Периодически в дошкольное учреждение необходимо приглашать работников пожарной охраны. После встречи – беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показывать средства пожаротушения и приёмов тушения огня.

Также периодически в дошкольном учреждении нужно проводить тренировочную эвакуацию на случай возникновения пожара. Работа по усвоению дошкольниками правил противопожарного поведения, приобретению ими соответствующих навыков, увенчается успехом, при условии, если воспитанники осознанно воспримут необходимость их выполнения.

Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях являются использование игровых заданий, в том числе, и компьютерных игр, в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для среднего, и для старшего дошкольного возраста в соответствующих вариантах. Создающийся с её помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть через барьер боязни, трудности, незнания, неумения, и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придаёт уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.

Мною были проведены: комбинированные занятия (чтение художественной литературы и физическая культура) «Рассказ о неизвестном герое», (ознакомление с окружающим миром и физическая культура) «Огонь и вода», интеллектуальная игра «Ох, счастливчик», драматизация сказки «Кошкин дом», организованны экскурсии в пожарную часть, в уголок противопожарной безопасности по ДОУ.

С педагогами дошкольного учреждения поставили музыкальные спектакли: «Золушка»,

Записан видеодиск с интеллектуальной игрой «Ох, счастливчик», который используется в работе дошкольного учреждения воспитателями для распространения опыта.

Литература

Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. /Методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПБ: Детство – Пресс, 2004.

Аралина Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности». Москва, 2007.

Брешина В. И. «Педагогам и родителям о пожарной безопасности»./Учебное пособие. Москва, 2004.

Шинчарчук С. А. «Правила безопасности дома и на улице». Издательский дом «Литера». Санкт – Петербург, 2008.

Шорыгина Т. А. «Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет». Творческий центр «Сфера».Москва, 2007.

Публикации по теме:

Инновационный опыт работы по литературному образованию младших дошкольников Опытно-экспериментальная работа исследования была организована во второй младшей группе на базе МБДОУ № 4 комбинированного вида Рузаевского.

Инновационный педагогический опыт «Развитие логики и мышления у старших дошкольников посредством математических игр» Тема: «Развитие логики и мышления у старших дошкольников через математические игры». Источник изменений Использование игрового метода.

Инновационный педагогический опыт «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора» (часть I) Информация об опыте, условия возникновения, становления опыта. Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей.

Инновационный педагогический проект по работе с родителями «Я дарю тебе словечко»Инновационный педагогический проект по работе с родителями «Я дарю тебе словечко» Тип проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети, родители, воспитатели, учитель-логопед. Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Инновационный педагогический проект «Теренкур» ТЕМА: " ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ" Авторы: Крипиневич И. И. Воспитатель Курышова И. А Воспитатель. Пояснительная записка:.

Инновационный педагогический творческий проект «Волшебный мир книг» Проект: «Волшебный мир книг» Тема: приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы. Цели проекта:.

Педагогический опыт Актуальность и перспективность опыта. В настоящее время формирование представлений о воспитании патриотических чувств, становится приоритетным.

Педагогический совет: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе» Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды.

Проект по патриотическому воспитанию «Может ли город быть героем?» Паспорт проекта Тема проекта: “Может ли город быть героем?” Цель проекта: создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом.

Эссе: «Мой инновационный педагогический опыт» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Реализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт «Пожар тушить — героем быть»
Опубликовано: 7 сентября 2015 в 13:34
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД