Алеся Тихонова
Инновационный проект по детской журналистике в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Аннотация проекта.
На организацию совместной деятельности взрослых и детей, основанную на
технологии «детская журналистика» – перспективное направление в деятельности
детей, которая дает огромные возможности для их творческой реализации.
Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и
навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное
Публикация «Инновационный проект по детской журналистике в старшей группе» размещена в разделах
творческое познание, социальной уверенности. Журналистская деятельность
развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения
окружающего мира, даёт возможность использовать разнообразные формы общения,
развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас у
дошкольников.
Основная проблема:
Проблема развития речевой и коммуникативной компетентности воспитанников
остается одной из актуальных проблем развития речи детей дошкольного возраста.
Исходя из опыта работы видно, что не все дети старшего
дошкольного возраста в полной мере владеют свободной устной речью, не все могут
свободно выразить свои высказывания, суждения, не все проявляют инициативу и
самостоятельность, интересуются причинно-следственными связями и способны к
самостоятельному экспериментированию. У детей небогат словарный запас, детская речь
невыразительна. Дошкольники затрудняются или не умеют:
- анализировать проблемные ситуации;
- самостоятельно находить пути и способы решения проблемы;
- действовать вместе с другими;
- добиваться конечного результата;
- вести диалог друг с другом и с взрослыми;
- задавать вопросы на различные темы
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий,
направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой
социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на
этапе завершения уровня дошкольного образования.
Одной из таких технологий является детская журналистика.
Таким образом, актуальность проблемы определяется рядом факторов, среди которых:
1. Необходимость создания новой модели организации образовательного процесса,
соответствующей ФГОС дошкольного образования, что позволит значительно
повысить качество образовательных услуг.
2. Социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего
высоким уровнем познавательной и коммуникативной компетентности.
3. Потребность в дальнейшем выявлении эффективных методов и средств в
познавательном, социально - коммуникативном развитии дошкольников.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию,
детская журналистика развивает познавательный интерес к различным областям
знаний, формирует навыки сотрудничества, даёт возможность использовать
разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь,
обогащать словарный запас. Воспитывает умение работать в подгруппе и
самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров. Детская
журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков,
основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное
творческое познание, социальной уверенности.
Актуальность темы:
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового
телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам
новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее.
Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире,
нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее,
осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Введение
ФГОС дошкольного образования предусматривает создание условий развития
ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах
деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Сегодня наиболее яркими, развивающими, интересными, значимыми для детей
являются такие технологии, которые бы сделали главным участником
педагогического процесса самого ребенка, получающего информацию
непринужденно, в игровой, интересной для него форме. Одной из таких технологий
является детская журналистика, занимаясь которой ребята чувствуют свою
значимость, ответственность, гордость за общее дело. Благодаря своей
неординарности, интересным сюжетам, активным включением в образовательный
процесс детей, родителей и социальных партнёров, детская журналистика набирает
свою популярность и увлекает участников педагогического процесса. Играя в
журналистов, мы многому научимся, потому что детская журналистика дает
огромные возможности для активизации познавательной активности, раскрытия
художественно-творческого потенциала, речевого развития и социализации детей.
Маленьким журналистам до всего есть дело. Играя, они могут они могут
познакомиться с людьми различных профессий: врачами, пожарниками,
строителями…Они расскажут о жизни детского сада, о людях, событиях и
праздниках. Одним словом, детским журналистам интересно все!
Детская журналистика – это деятельность, способная сориентировать ребенка в
современном мире, дать ему зачатки тех личностных качеств, которые необходимы
современному человеку. Данная технология способна помочь ребенку войти в
современный мир, найти свое место в жизни, быть активным, успешным,
коммуникабельным, целеустремленным, ориентированным на самообразование. В
результате данной деятельности дошкольники смогут научиться ориентироваться и
продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим
социумом.
Основные ориентиры проекта :
Срок реализации проекта :
1 год (с 01.10.2021г по 30.05.2022г).
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители,
социальные партнёры.
Адресация проекта : проект предназначен для педагогов ДОУ.
Типовые особенности проекта :
• По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
• По количеству участников: групповой.
• По продолжительности: долгосрочный.
Каковы возможные особенности проекта : на уровне образовательного учреждения.
Практическая значимость:
Применение технологии «детская журналистика» имеет преимущества, которые
могут повлиять на качество и эффективность образовательной деятельности в
условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
дошкольного образования.
Данный инновационный проект позволяет обеспечить условия для формирования у
детей нравственных качеств, социально-коммуникативной компетентности в
непринужденной, игровой форме, позволяет обеспечить открытость образовательного
пространства для сотрудничества со стороны социальных институтов.
Использование системного подхода по реализации проекта позволяет формировать
такие качества у детей как инициативу, самостоятельность, развивать способность к
самовыражению, что в конечном итоге положительно скажется на его целостном
развитии. Кроме того, журналистская деятельность развивает творческую мысль,
формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
Создание продукта деятельности в процессе детской журналистики : видео-выпуски
«Новости Сказки», газеты «В гостях у Сказки» - современное
средство информирования родительской общественности о жизни детей в детском
саду, а также интересное средство формирования позиции «юного гражданина».
Цель проекта : Формирование культурной, творческой, социально-активной
личности, ориентированной на социально-значимую инициативу через организацию
совместной деятельности взрослых и детей с использованием технологии «детская
журналистика».
Задачи проекта :
Педагогические задачи:
1. Создать в группе пресс-центр «Юные журналисты» для формирования
нравственных качеств дошкольников и социально-коммуникативной
компетентности на основе детской журналистской деятельности.
2. Разработать содержание и формы организации работы пресс-центра по
внедрению в педагогический процесс технологии «Детская журналистика».
3. Вовлечь всех участников проекта в образовательную деятельность (дети –
родители – воспитатели – специалисты).
Задачи для воспитанников:
1. Формировать начальные представления о профессиональных журналистских
качествах и навыках, о профессии журналиста, о средствах массовой
информации.
2. Формировать социально – коммуникативные компетентности: готовность
получать в диалоге необходимую информацию и пользоваться ею, отстаивать
свою точку зрения на основе уважения другого мнения, умение вступать
в диалог и вести его, говорить свободно, пользоваться языком в различных
ситуациях общения; слушать собеседника и др.
3. Формировать умение использовать разнообразные формы общения, развивать
монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.
4. Развивать умение быть активным, успешным, коммуникабельным,
целеустремленным, продуктивно взаимодействовать с информационной средой и
окружающим социумом.
5. Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои
действия с действиями партнёров.
Задачи для родителей:
1. Объединить усилия ДОУ и родителей для реализации проекта
Новизна проекта заключается в организации журналистской деятельности
дошкольников с применением современных интерактивных методов:
интервьюирование, кластер, метод «погружения», синквейн, «Броуновское
движение». Дети становятся непосредственно активными участниками в работе
видео-выпуска «Новости из Сказки», в производстве газеты «В гостях у Сказки», что
усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов,
построения самостоятельных высказываний и рассуждений, активизации
познавательной активности, раскрытия художественно-творческого потенциала и
социализации детей. Детская журналистика позволяет строить педагогический
процесс, ориентируясь на ФГОС ДО.
Ресурсное обеспечение проекта :
Кадровое: педагоги ДОУ, специалисты ДОУ, родители.
Информационное: методическая и справочная литература, периодическая печать,
Интернет ресурсы, сайт ДОУ.
Материально-техническое: наглядные и дидактические пособия, компьютерное и
мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы (фотоаппарат, диктофон,
микрофон, видеокамера, смартфон, ноутбук, материалы для продуктивной деятельности (краски, кисти, карандаши и т. д.)
Этапы реализации проекта :
Октябрь 2021г. – Май 2022г.
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап - подготовительный, планово-прогностический.
Октябрь 2021г.
2 этап - практический, основной.
Ноябрь 2021– Май 2022г.
3 этап – итоговый.
Май 2022г.
План реализации проекта
Этап Содержание этапа
I этап
подготовительный:
Октябрь 2021 года. -определение цели и задач проекта;
-планирование работы с детьми, родителями, педагогами.
-предварительная работа по сбору информации;
- анкетирование родителей;
-изучение литературы, интернет-ресурсов, опытов работы других
ДОУ
Работа с педагогами ДОУ
-разработка механизма внедрения технологии «детская
журналистика»
-консультация для педагогов: «Детская журналистика, как средство
формирования культурной, творческой, социально-активной
личности, ориентированной на социально-значимую деятельность»
-организация пресс-центра «Юные журналисты».
Работа с родителями
-консультации для родителей: «Детская журналистика, как
творческий процесс», «Детская журналистика : история и
современность»
Работа с детьми
-знакомство детей с профессиями: «Оператор», «Репортер»,
«Редактор», «Диктор», «Звукооператор»
-театрализованная игра «Мы снимаем новости»
II этап
Практический,
основной:
ноябрь 2021г. – май 2022г.
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Работа с педагогами ДОУ.
- фотовыставка, игротеки по данной теме
- разработка схем-моделей составления диалогов по разным темам
-семинар-практикум «Использование современных интерактивных
методов: «синквейн», «кластер», «броуновское движение» и метод
«погружения» в работе с детьми»
- разучивание с детьми монологов и диалогов для выпуска передачи «Новости Сказки».
Работа с детьми
-знакомство детей с профессиями: «Оператор», «Репортер», «Диктор»
-театрализованная игра «Мы снимаем новости»
-игры по развитию речи: интерактивная игра «Скажи правильно»,
дидактические игры «Возьми интервью у осеннего леса», «Телевизор»
- ознакомление с периодическими изданиями для детей: «Непоседа»,
«Мурзилка»
- подготовка к выпуску газеты:
определение темы, названия газеты, её рубрик, назначение
ответственных исполнителей за выпуск номера.
-производство газеты:
сбор и обработка материала, его оформление.
- анализ вышедшего номераей (диалог, монолог).
Работа с родителями.
-оформление родительского уголка: консультации, статьи,
Работа с педагогами
-разработка технологических карт образовательной деятельности по
познавательно-речевому развитию, по знакомству с деятельностью
журналистов
Работа с родителями
- оформление альбомов в рамках проекта «Журналист, «Детские
иллюстрации», «Как создать газету»
Работа с детьми
- презентация «Что такое промо - ролик»
- игра-импровизация «Я снимаю промо - ролик про…»
- прочтение сценария промо-ролика «Маленькие журналисты»; беседа
по данной теме; обыгрывание ситуаций, подготовка необходимого
оборудования
- работа над выпуском передачи «Новости Сказки» :
- интервью у педагогов и детей ДОУ «Сказочные превращения – если
бы я был Дедом Морозом»
Работа с педагогами
- квест-игра «Спасаем газету»
Работа с родителями
- творческий марафон «Семейная газета»
-помощь родителей в выпуске очередного номера газеты
Работа с детьми
- психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы
детей, коммуникации
- подготовка к выпуску газеты: определение темы, названия рубрик, назначение ответственных
исполнителей за выпуск номера.
-производство газеты:
сбор и обработка материала, его оформление.
- анализ вышедшего номера
Работа с педагогами
- Художественная мастерская: помощь в оформлении репортажей на
темы «Мы со спортом дружим», «Детский сад будущего» и другие.
Работа с родителями
- неделя интервью с папами воспитанников ДОУ к празднованию Дня
защитника Отечества.
Работа с детьми
-режиссё рские игры: «Я беру интервью», «Я - журналист»,
«Путешествие в прошлое» и др.
-презентация промо-ролика «Маленькие журналисты»
-работа над выпуском живой газеты «Новости Сказки» :
- интервью с папами воспитанников ДОУ к празднованию Дня
защитника Отечества
- репортаж «Мы со спортом дружим»
- репортаж «Детский сад будущего»
Работа с педагогами
-Неделя интервью с педагогами ДОУ
Работа с родителями
-интервью с мамами воспитанников ДОУ к празднованию Дня 8 марта
-творческий конкурс детского рисунка «Моя любимая мама»
Работа с детьми
- игровая деятельность:
«Мы журналисты», «Сочиняем истории», «Придумываем сказки»
-интервью детей с мамами и педагогами ДОУ
-художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню 8 марта
- психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы
детей, коммуникации
- подготовка к выпуску газеты:
определение темы, названия рубрик, назначение ответственных
исполнителей за выпуск номера.
-производство газеты:
сбор и обработка материала, его оформление.
- анализ вышедшего номера
Работа с педагогами
-разработка схем-моделей составления диалогов по разным темам
Работа с родителями
- творческий марафон «Правила пожарной безопасности»
Работа с детьми
-игра-тренинг «Лучший вопрос –лучший ответ». цель – научиться
брать интервью, отвечать на вопросы
- актерское мастерство.
Придумывание сценария и обыгрывание клипа к песне «Если очень
захотеть можно в космос полететь»
-работа над выпуском живой газеты «Новости из Сказки» :
- интервью с детьми и воспитателями
Работа с педагогами
- Мастер-класс «Волшебство фотосъемки»
Работа с родителями
-журналистское расследование «Ничто не забыто, никто не забыт» к
Дню Победы (сбор материала, интервью с ветеранами ВОВ)
Работа с детьми
-журналистское расследование «Ничто не забыто, никто не забыт» к
Дню Победы (сбор материала, интервью с ветеранами ВОВ)
-съемка видеосюжета посвященного Дню Победы
- работа над выпуском живой газеты «Новости Сказки» :
- интервью с детьми и воспитателями
- репортажи «День Победы», «Бессмертный полк»
Риски и механизмы их устранения
1. Недостаточный уровень информационной и материально-технической базы ДОУ.
Обращение за помощью к спонсорам, к социальным партнёрам и родителям.
Пополнение базы силами сотрудников ДОУ
2. Недостаточный уровень заинтересованности родителями
проектом.
Повышение мотивации через включение в журналистскую деятельность родителей
через различные мероприятия.
Предполагаемые продукты:
1. Разработан и создан пресс-центр «Юные журналисты»
2. Тематические выпуски передачи «Новости Сказки» в чередовании с
выпуском газеты «В гостях у Сказки» в виде печатной продукции.
3. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по внедрению в
педагогический процесс технологии детская журналистика :
а) создан банк компьютерных игр и мультимедийных презентаций по
познавательно-речевому развитию дошкольников, по знакомству с деятельностью
журналистов;
б) разработаны схемы-модели составления диалогов детьми по разным темам;
в) разработаны сценарии квест-игр;
г) разработаны и изготовлены дидактические игры на развитие речи, творческие
задания, психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей,
коммуникации.
Перспективы распространения Проекта :
В дальнейшем, проект может быть представлен на региональном уровне в виде участия в различных конкурсах.
Выход на федеральный уровень - педагогические сайты, конкурсы, форумы.
Публикация продуктов проекта на сайте ДОУ.
Возможности дальнейшего развития проекта :
Продолжить работу пресс-центра в ДОУ по созданию передачи
«Новости Сказки» и газеты в виде печатной продукции «В гостях у Сказки».
Привлекать разных социальных партнёров.
Список литературы:
1. Кашлева Н. В. «Пресс-клуб и школьная газета. Занятия, тренинги, портфолио».
Волгоград, 2009 г.
2. Константинова А. Н., Суровцева И. Ю. Издательская деятельность в детском саду
как одна из форм взаимодействия с родителями. Научно-методический журнал
«Логопед», 2008.
3. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2004.
4. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.
5. Нагаева Т. А. Информационно-психологическая газета «Цветик-семицветик».
Научно-практический журнал «Управление дошкольным образовательным
учреждением», 2009.
6. Познавательный журнал для девочек и мальчиков «Профессия- журналист», ЗАО
«Аргументы и факты»