Папки-передвижки

Инновационный проект по детской журналистике в старшей группе

Алеся Тихонова
Инновационный проект по детской журналистике в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

1. Аннотация проекта.

Проект направлен :

На организацию совместной деятельности взрослых и детей, основанную на

технологии «детская журналистика» – перспективное направление в деятельности

детей, которая дает огромные возможности для их творческой реализации.

Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и

навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное

Публикация «Инновационный проект по детской журналистике в старшей группе» размещена в разделах

творческое познание, социальной уверенности. Журналистская деятельность

развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения

окружающего мира, даёт возможность использовать разнообразные формы общения,

развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас у

дошкольников.

Основная проблема:

Проблема развития речевой и коммуникативной компетентности воспитанников

остается одной из актуальных проблем развития речи детей дошкольного возраста.

Исходя из опыта работы видно, что не все дети старшего

дошкольного возраста в полной мере владеют свободной устной речью, не все могут

свободно выразить свои высказывания, суждения, не все проявляют инициативу и

самостоятельность, интересуются причинно-следственными связями и способны к

самостоятельному экспериментированию. У детей небогат словарный запас, детская речь

невыразительна. Дошкольники затрудняются или не умеют:

- анализировать проблемные ситуации;

- самостоятельно находить пути и способы решения проблемы;

- действовать вместе с другими;

- добиваться конечного результата;

- вести диалог друг с другом и с взрослыми;

- задавать вопросы на различные темы

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий,

направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой

социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на

этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одной из таких технологий является детская журналистика.

Таким образом, актуальность проблемы определяется рядом факторов, среди которых:

1. Необходимость создания новой модели организации образовательного процесса,

соответствующей ФГОС дошкольного образования, что позволит значительно

повысить качество образовательных услуг.

2. Социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего

высоким уровнем познавательной и коммуникативной компетентности.

3. Потребность в дальнейшем выявлении эффективных методов и средств в

познавательном, социально - коммуникативном развитии дошкольников.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию,

детская журналистика развивает познавательный интерес к различным областям

знаний, формирует навыки сотрудничества, даёт возможность использовать

разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь,

обогащать словарный запас. Воспитывает умение работать в подгруппе и

самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров. Детская

журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков,

основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное

творческое познание, социальной уверенности.

Актуальность темы:

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового

телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам

новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее.

Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире,

нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее,

осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Введение

ФГОС дошкольного образования предусматривает создание условий развития

ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его

личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах

деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет

собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Сегодня наиболее яркими, развивающими, интересными, значимыми для детей

являются такие технологии, которые бы сделали главным участником

педагогического процесса самого ребенка, получающего информацию

непринужденно, в игровой, интересной для него форме. Одной из таких технологий

является детская журналистика, занимаясь которой ребята чувствуют свою

значимость, ответственность, гордость за общее дело. Благодаря своей

неординарности, интересным сюжетам, активным включением в образовательный

процесс детей, родителей и социальных партнёров, детская журналистика набирает

свою популярность и увлекает участников педагогического процесса. Играя в

журналистов, мы многому научимся, потому что детская журналистика дает

огромные возможности для активизации познавательной активности, раскрытия

художественно-творческого потенциала, речевого развития и социализации детей.

Маленьким журналистам до всего есть дело. Играя, они могут они могут

познакомиться с людьми различных профессий: врачами, пожарниками,

строителями…Они расскажут о жизни детского сада, о людях, событиях и

праздниках. Одним словом, детским журналистам интересно все!

Детская журналистика – это деятельность, способная сориентировать ребенка в

современном мире, дать ему зачатки тех личностных качеств, которые необходимы

современному человеку. Данная технология способна помочь ребенку войти в

современный мир, найти свое место в жизни, быть активным, успешным,

коммуникабельным, целеустремленным, ориентированным на самообразование. В

результате данной деятельности дошкольники смогут научиться ориентироваться и

продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим

социумом.

Основные ориентиры проекта :

Срок реализации проекта :

1 год (с 01.10.2021г по 30.05.2022г).

Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители,

социальные партнёры.

Адресация проекта : проект предназначен для педагогов ДОУ.

Типовые особенности проекта :

По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный.

Каковы возможные особенности проекта : на уровне образовательного учреждения.

Практическая значимость:

Применение технологии «детская журналистика» имеет преимущества, которые

могут повлиять на качество и эффективность образовательной деятельности в

условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

дошкольного образования.

Данный инновационный проект позволяет обеспечить условия для формирования у

детей нравственных качеств, социально-коммуникативной компетентности в

непринужденной, игровой форме, позволяет обеспечить открытость образовательного

пространства для сотрудничества со стороны социальных институтов.

Использование системного подхода по реализации проекта позволяет формировать

такие качества у детей как инициативу, самостоятельность, развивать способность к

самовыражению, что в конечном итоге положительно скажется на его целостном

развитии. Кроме того, журналистская деятельность развивает творческую мысль,

формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.

Создание продукта деятельности в процессе детской журналистики : видео-выпуски

«Новости Сказки», газеты «В гостях у Сказки» - современное

средство информирования родительской общественности о жизни детей в детском

саду, а также интересное средство формирования позиции «юного гражданина».

Цель проекта : Формирование культурной, творческой, социально-активной

личности, ориентированной на социально-значимую инициативу через организацию

совместной деятельности взрослых и детей с использованием технологии «детская

журналистика».

Задачи проекта :

Педагогические задачи:

1. Создать в группе пресс-центр «Юные журналисты» для формирования

нравственных качеств дошкольников и социально-коммуникативной

компетентности на основе детской журналистской деятельности.

2. Разработать содержание и формы организации работы пресс-центра по

внедрению в педагогический процесс технологии «Детская журналистика».

3. Вовлечь всех участников проекта в образовательную деятельность (дети –

родители – воспитатели – специалисты).

Задачи для воспитанников:

1. Формировать начальные представления о профессиональных журналистских

качествах и навыках, о профессии журналиста, о средствах массовой

информации.

2. Формировать социально – коммуникативные компетентности: готовность

получать в диалоге необходимую информацию и пользоваться ею, отстаивать

свою точку зрения на основе уважения другого мнения, умение вступать

в диалог и вести его, говорить свободно, пользоваться языком в различных

ситуациях общения; слушать собеседника и др.

3. Формировать умение использовать разнообразные формы общения, развивать

монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.

4. Развивать умение быть активным, успешным, коммуникабельным,

целеустремленным, продуктивно взаимодействовать с информационной средой и

окружающим социумом.

5. Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои

действия с действиями партнёров.

Задачи для родителей:

1. Объединить усилия ДОУ и родителей для реализации проекта

Новизна проекта заключается в организации журналистской деятельности

дошкольников с применением современных интерактивных методов:

интервьюирование, кластер, метод «погружения», синквейн, «Броуновское

движение». Дети становятся непосредственно активными участниками в работе

видео-выпуска «Новости из Сказки», в производстве газеты «В гостях у Сказки», что

усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов,

построения самостоятельных высказываний и рассуждений, активизации

познавательной активности, раскрытия художественно-творческого потенциала и

социализации детей. Детская журналистика позволяет строить педагогический

процесс, ориентируясь на ФГОС ДО.

Ресурсное обеспечение проекта :

Кадровое: педагоги ДОУ, специалисты ДОУ, родители.

Информационное: методическая и справочная литература, периодическая печать,

Интернет ресурсы, сайт ДОУ.

Материально-техническое: наглядные и дидактические пособия, компьютерное и

мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы (фотоаппарат, диктофон,

микрофон, видеокамера, смартфон, ноутбук, материалы для продуктивной деятельности (краски, кисти, карандаши и т. д.)

Этапы реализации проекта :

Октябрь 2021г. – Май 2022г.

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

1 этап - подготовительный, планово-прогностический.

Октябрь 2021г.

2 этап - практический, основной.

Ноябрь 2021– Май 2022г.

3 этап – итоговый.

Май 2022г.

План реализации проекта

Этап Содержание этапа

I этап

подготовительный:

Октябрь 2021 года. -определение цели и задач проекта;

-планирование работы с детьми, родителями, педагогами.

-предварительная работа по сбору информации;

- анкетирование родителей;

-изучение литературы, интернет-ресурсов, опытов работы других

ДОУ

Работа с педагогами ДОУ

-разработка механизма внедрения технологии «детская

журналистика»

-консультация для педагогов: «Детская журналистика, как средство

формирования культурной, творческой, социально-активной

личности, ориентированной на социально-значимую деятельность»

-организация пресс-центра «Юные журналисты».

Работа с родителями

-консультации для родителей: «Детская журналистика, как

творческий процесс», «Детская журналистика : история и

современность»

Работа с детьми

-знакомство детей с профессиями: «Оператор», «Репортер»,

«Редактор», «Диктор», «Звукооператор»

-театрализованная игра «Мы снимаем новости»

II этап

Практический,

основной:

ноябрь 2021г. – май 2022г.

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Работа с педагогами ДОУ.

- фотовыставка, игротеки по данной теме

- разработка схем-моделей составления диалогов по разным темам

-семинар-практикум «Использование современных интерактивных

методов: «синквейн», «кластер», «броуновское движение» и метод

«погружения» в работе с детьми»

- разучивание с детьми монологов и диалогов для выпуска передачи «Новости Сказки».

Работа с детьми

-знакомство детей с профессиями: «Оператор», «Репортер», «Диктор»

-театрализованная игра «Мы снимаем новости»

-игры по развитию речи: интерактивная игра «Скажи правильно»,

дидактические игры «Возьми интервью у осеннего леса», «Телевизор»

- ознакомление с периодическими изданиями для детей: «Непоседа»,

«Мурзилка»

- подготовка к выпуску газеты:

определение темы, названия газеты, её рубрик, назначение

ответственных исполнителей за выпуск номера.

-производство газеты:

сбор и обработка материала, его оформление.

- анализ вышедшего номераей (диалог, монолог).

Работа с родителями.

-оформление родительского уголка: консультации, статьи,

Работа с педагогами

-разработка технологических карт образовательной деятельности по

познавательно-речевому развитию, по знакомству с деятельностью

журналистов

Работа с родителями

- оформление альбомов в рамках проекта «Журналист, «Детские

иллюстрации», «Как создать газету»

Работа с детьми

- презентация «Что такое промо - ролик»

- игра-импровизация «Я снимаю промо - ролик про…»

- прочтение сценария промо-ролика «Маленькие журналисты»; беседа

по данной теме; обыгрывание ситуаций, подготовка необходимого

оборудования

- работа над выпуском передачи «Новости Сказки» :

- интервью у педагогов и детей ДОУ «Сказочные превращения – если

бы я был Дедом Морозом»

Работа с педагогами

- квест-игра «Спасаем газету»

Работа с родителями

- творческий марафон «Семейная газета»

-помощь родителей в выпуске очередного номера газеты

Работа с детьми

- психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы

детей, коммуникации

- подготовка к выпуску газеты: определение темы, названия рубрик, назначение ответственных

исполнителей за выпуск номера.

-производство газеты:

сбор и обработка материала, его оформление.

- анализ вышедшего номера

Работа с педагогами

- Художественная мастерская: помощь в оформлении репортажей на

темы «Мы со спортом дружим», «Детский сад будущего» и другие.

Работа с родителями

- неделя интервью с папами воспитанников ДОУ к празднованию Дня

защитника Отечества.

Работа с детьми

-режиссё рские игры: «Я беру интервью», «Я - журналист»,

«Путешествие в прошлое» и др.

-презентация промо-ролика «Маленькие журналисты»

-работа над выпуском живой газеты «Новости Сказки» :

- интервью с папами воспитанников ДОУ к празднованию Дня

защитника Отечества

- репортаж «Мы со спортом дружим»

- репортаж «Детский сад будущего»

Работа с педагогами

-Неделя интервью с педагогами ДОУ

Работа с родителями

-интервью с мамами воспитанников ДОУ к празднованию Дня 8 марта

-творческий конкурс детского рисунка «Моя любимая мама»

Работа с детьми

- игровая деятельность:

«Мы журналисты», «Сочиняем истории», «Придумываем сказки»

-интервью детей с мамами и педагогами ДОУ

-художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню 8 марта

- психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы

детей, коммуникации

- подготовка к выпуску газеты:

определение темы, названия рубрик, назначение ответственных

исполнителей за выпуск номера.

-производство газеты:

сбор и обработка материала, его оформление.

- анализ вышедшего номера

Работа с педагогами

-разработка схем-моделей составления диалогов по разным темам

Работа с родителями

- творческий марафон «Правила пожарной безопасности»

Работа с детьми

-игра-тренинг «Лучший вопрос –лучший ответ». цель – научиться

брать интервью, отвечать на вопросы

- актерское мастерство.

Придумывание сценария и обыгрывание клипа к песне «Если очень

захотеть можно в космос полететь»

-работа над выпуском живой газеты «Новости из Сказки» :

- интервью с детьми и воспитателями

Работа с педагогами

- Мастер-класс «Волшебство фотосъемки»

Работа с родителями

-журналистское расследование «Ничто не забыто, никто не забыт» к

Дню Победы (сбор материала, интервью с ветеранами ВОВ)

Работа с детьми

-журналистское расследование «Ничто не забыто, никто не забыт» к

Дню Победы (сбор материала, интервью с ветеранами ВОВ)

-съемка видеосюжета посвященного Дню Победы

- работа над выпуском живой газеты «Новости Сказки» :

- интервью с детьми и воспитателями

- репортажи «День Победы», «Бессмертный полк»

Риски и механизмы их устранения

1. Недостаточный уровень информационной и материально-технической базы ДОУ.

Обращение за помощью к спонсорам, к социальным партнёрам и родителям.

Пополнение базы силами сотрудников ДОУ

2. Недостаточный уровень заинтересованности родителями

проектом.

Повышение мотивации через включение в журналистскую деятельность родителей

через различные мероприятия.

Предполагаемые продукты:

1. Разработан и создан пресс-центр «Юные журналисты»

2. Тематические выпуски передачи «Новости Сказки» в чередовании с

выпуском газеты «В гостях у Сказки» в виде печатной продукции.

3. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по внедрению в

педагогический процесс технологии детская журналистика :

а) создан банк компьютерных игр и мультимедийных презентаций по

познавательно-речевому развитию дошкольников, по знакомству с деятельностью

журналистов;

б) разработаны схемы-модели составления диалогов детьми по разным темам;

в) разработаны сценарии квест-игр;

г) разработаны и изготовлены дидактические игры на развитие речи, творческие

задания, психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей,

коммуникации.

Перспективы распространения Проекта :

В дальнейшем, проект может быть представлен на региональном уровне в виде участия в различных конкурсах.

Выход на федеральный уровень - педагогические сайты, конкурсы, форумы.

Публикация продуктов проекта на сайте ДОУ.

Возможности дальнейшего развития проекта :

Продолжить работу пресс-центра в ДОУ по созданию передачи

«Новости Сказки» и газеты в виде печатной продукции «В гостях у Сказки».

Привлекать разных социальных партнёров.

Список литературы:

1. Кашлева Н. В. «Пресс-клуб и школьная газета. Занятия, тренинги, портфолио».

Волгоград, 2009 г.

2. Константинова А. Н., Суровцева И. Ю. Издательская деятельность в детском саду

как одна из форм взаимодействия с родителями. Научно-методический журнал

«Логопед», 2008.

3. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2004.

4. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.

5. Нагаева Т. А. Информационно-психологическая газета «Цветик-семицветик».

Научно-практический журнал «Управление дошкольным образовательным

учреждением», 2009.

6. Познавательный журнал для девочек и мальчиков «Профессия- журналист», ЗАО

«Аргументы и факты»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Открытый творческий проект «В гостях у сказки» в рамках Недели детской книги и театра в подготовительной к школе группе Актуальность проекта Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем.

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Фотоотчет «Международный день детской книги в старшей группе»Фотоотчет «Международный день детской книги в старшей группе» Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я рассказала о том, какие мероприятия можно организовать в рамках "Международного дня детской.

Фотоотчёт о неделе детской книги в старшей-подготовительной группеФотоотчёт о неделе детской книги в старшей-подготовительной группе Цель: Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.

Инновационный проект «Игропарк»Инновационный проект «Игропарк» Все мы знаем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Но как создать условия для максимального развития ребёнка.

Инновационный проект с использованием 3D технологий на тему «Воспитание нравственности у дошкольников. Православная религия»Инновационный проект с использованием 3D технологий на тему «Воспитание нравственности у дошкольников. Православная религия» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Северо-Западный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города.

Конспект НОД по детской художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа В. Гурова «Дома и домики»Конспект НОД по детской художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа В. Гурова «Дома и домики» Цель: знакомство с профессией архитектор и рассказом В. Гурова «Дома и домики». Задачи: • развивать познавательный интерес; • учить детей.

Фотоотчет по проекту «Художники-иллюстраторы детской книги» в старшей группеФотоотчет по проекту «Художники-иллюстраторы детской книги» в старшей группе В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Иллюстрация.

Проект «К нам приходит сказка» в рамках недели Детской книги в старшей группеПроект «К нам приходит сказка» в рамках недели Детской книги в старшей группе Отражение исчезнувших лет, Облегчение жизненного ига, Важных истин не меркнущий свет- Это книга. (Т. Л. Щепкина- Куперник) В рамках недели.

Выступление и презентация на Городской педагогической конференции «Инновационный проект Город профессий» Выступление и презентация на Городской педагогической конференции «Инновационный проект Город профессий»Дошкольная образовательная организация.

Автор публикации:
Инновационный проект по детской журналистике в старшей группе
Опубликовано: 27 августа 2022 в 18:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный проект по детской журналистике в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Алеся Тихонова (УИ 195166) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД