Получи документы

Инструменты и методы бережливых технологий

Сарижат Магомедова
Инструменты и методы бережливых технологий

Для совершенствования деятельности и снижения потерь используется определенный набор инструментов. Их более 25 основных инструментов. Мы рассмотрим некоторые из них, наиболее распространенные и оптимальные для использования в дошкольных образовательных организациях.

Использование инструментов бережливого производства - наиболее короткий путь к росту качества оказываемых услуг, прозрачности управленческих процессов, уменьшению потерь ресурсов, повышению уровня удовлетворенности клиентов, росту вовлеченности сотрудников в процесс производства и усилению их мотивированности.

Публикация «Инструменты и методы бережливых технологий» размещена в разделах

1. Листы проблем и предложений при реализации проекта по улучшению

Для усиления вовлеченности сотрудников, а также клиентов (заявителей) в процесс совершенствования и улучшения работы учреждения организуется сбор предложений и проблем. Для этого в здании вывешиваются листы проблем и предложений с закрепленной ручкой (карандашом).

Подданные предложения (проблемы) анализируются и при возможности решаются, что указывается в листах проблем и предложений. В случаи невозможности их решения дается ответ, и указываются причины невозможности решения вопроса. На каждую запись в листах проблем и предложений должна быть реакция администрации учреждения. В организации утверждается регламент по работе с предложениями, определяется система мотивации за подачу лучших предложений.

Листы проблем и листы предложений для посетителей образовательной организации должны быть размещены в местах их наибольшей концентрации, например, в местах ожидания с учетом наличия свободного к ним доступа.

Листы для сотрудников образовательной организации размещаются в рабочих помещениях, в которые имеется свободный доступ для всего персонала (комнаты отдыха, проектный офис).

Не допускается размещение листов проблем и листов предложений в кабинетах административного персонала образовательной организации (кабинет руководителя, заместителей руководителя и пр.).

ЛИСТ ПРОБЛЕМ

ЛИСТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Листы закрепляются на ровной гладкой поверхности (стена, флипчарт, стенд и пр., комплектуются предметами для письма (карандаш, ручка и пр.).

Для оформления листов проблем и предложений рекомендуется использовать бумагу формата А2. Лицо, выявившее проблему, вносит информацию о ней в графу «Наименование проблемы» и в соответствующей строке графы «Дата написания» указывает дату внесения информации. Лицо, вносящее предложение, вписывает информацию о нем в графу «Предложения» и в соответствующей строке графы «Дата написания» указывает дату внесения информации.

Принятие решения о начале работы над устранением проблемы или над реализацией предложения осуществляет рабочая группа путем ежедневного изучения сводной информации о поступивших проблемах и предложениях.

В случае, если принимается решение об отказе от работы по устранению проблемы или реализации предложения, информация об этом вносится соответственно в лист проблем и лист предложений.

В графу «ФИО исполнителя» вносятся сведения о лице, принявшем данное решение, в графу «Дата решения» вносится информация о дате принятия решения, в графу «Примечания» вносится информация, поясняющая объективную причину отказа от работы по устранению проблемы или реализации предложения.

При этом графа «Статус» не заполняется. В случае принятия решения о начале работы по устранению выявленной проблемы или начале работы над реализацией предложения графа «Статус» заполняется в соответствии с проблемой.

Также вносится соответствующая информация в графы «ФИО исполнителя», «Дата решения», «Примечания». Обновление информации в графе «Статус» и «Примечание» в отношении каждой проблемы и предложения, по которым начата работа, осуществляется ответственным лицом рабочей группы ежедневно.

Полностью заполненные листы проблем и листы предложений размещаются в доступном для обозрения месте до внесения в них сведений (статус, дата решения) об устранении всех выявленных проблем и реализации всех поступивших предложений, либо об отказе от работы по поступившим проблемам и предложениям.

2. Информационные стенды проекта по улучшению

Целью создания информационных стендов проектов по улучшению является информирование сотрудников образовательной организации о ходе реализации проекта.

Визуализация информации позволяет руководителю оперативно оценивать состояние проекта, а сотрудникам – предлагать свои идеи.

Помещение, где размещается информация о проектах (карты, доски и графики, показывающие ключевые контрольные точки проекта, ход его реализации, описание сложностей и различных технических проблем, проводятся совещания рабочих групп проектов – называется «Комната Обея». «Обея» в переводе с японского языка означает «большое комната», «помещение».

«Обея» способствует эффективной и быстрой коммуникации, создается с целью инициации, планирования, контроля мероприятий проекта, обсуждения и решения общих вопросов, проблем и планов.

«Обея» :

- помогает командам визуализировать весь процесс разработки продукта (документа, проекта, мероприятия и т. д.);

- помогает в планировании и решении проблем;

- способствует созданию самоуправления и ответственности за счет командной работы;

- простая для внедрения, гибкая, легко изменяемая и обновляемая среда.

Наглядно-демонстрационный материал, размещаемый в проектной комнате «Обее» :

- регламентирующие документы по проектной деятельности;

- информация по рабочим группам проектов;

- дорожная карта по реализации проекта;

- тактический план реализации проектов;

- листы проблем, листы предложений;

- карта потока создания ценности (картирование);

- описание философии, ценностей, принципов и инструментов бережливого производства.

Информация на стендах должна обновляться не реже 1 раза в неделю. Необходимо определить сотрудника, ответственного за оформление стендов и его актуализацию.

3. Методика работы с проблемами

Постановка целей и задач в рамках оптимизации любого процесса подразумевает определение мероприятий по выявлению и последующему решению существующих проблем.

Для выявления существующих проблем первостепенно стоит задача построения причинно-следственных связей и выявления коренной причины, которая зачастую находится не на поверхности.

Игнорирование данного обстоятельства, быстрые решения, «тушение пожаров» ведут к воспроизведению выявленных отклонений в будущем в связи с сохранением источника потерь внутри процесса.

Данный этап важен, так как обеспечивает команду проекта информацией, необходимой для разработки плана изменений и внедрения управленческих мер, улучшений, требующихся процессу.

Бережливое производство предлагает использование ряда методов для поиска коренных причин, которые могут быть применены как совместно для работы над одной проблемой, так и по отдельности:

- метод 5 «Почему?»;

- вопросная техника 5W1H (метод Киплинга);

- диаграмма Исикавы;

- диаграмма связей;

- пирамида проблем.

4. Мониторинг устойчивости улучшений, внедренных в результате реализации проекта

Для любого проекта крайне важным является долгосрочность и устойчивость эффекта, полученного при реализации проекта.

Результаты, достигаемые при использовании инструментов и методов бережливого производства в рамках оптимизации работы образовательной организации, на первом этапе могут быть нестабильным, имеется риск возврата к предыдущему состоянию.

Мониторинг является одной из функций управления проектом и помогает определить, насколько достигнуты запланированные цели, судить об эффективности, результативности и устойчивости результатов работы и, соответственно, минимизирует риск возврата к предыдущему состоянию. Иными словами, внедренные улучшения должны анализироваться с определенной периодичностью для оценки результата (соотношения «цель-факт») и предотвращения ухудшения ситуации.

Для проведения мониторинга необходимо:

1. Определить показатели, соответствующие поставленным целям.

2. Установить источники информации для расчета показателей.

3. Выбрать методы сбора информации (анкетирование, интервью, наблюдение, изучение документации).

4. Определить частоту и график сбора информации и расчета показателей.

5. Назначить ответственных за сбор, анализ информации, расчет показателей.

6. Выбрать технологию обработки и анализа информации.

7. Определить, кому передавать и как использовать результаты анализа. Любое улучшение, внедряемое для усовершенствования внутренних процессов работы образовательной организации, должно быть направлено на достижение измеримых показателей: сокращение времени, расстояния, запасов и пр.

Для мониторинга устойчивости внедренных улучшений рекомендовано использование графика, который в динамике будет отображать результаты внедренных улучшений.

5. Стандартизация работы

Стандартизация - точное описание каждого действия, включающее время цикла, время такта, последовательность выполнения определенных задач, минимальное количество запасов для выполнения работы.

Стандартизированная работа - лучший на текущий момент времени безопасный способ эффективного производства, сосредоточенный на движениях человека и обеспечивающий должное качество продукции (услуги) с минимальными потерями. Состоит из трех элементов: время такта (время цикла); последовательность действий работника; стандартные запасы. Такт – ритм, с которым должна выпускаться продукция, промежуток времени между выпуском двух смежных изделий. Цикл – это совокупность процессов, работ, операций, образующих законченную последовательность, от «пуска» до «пуска».

Стандартизированная работа включает в себя: последовательность операций производственных процессов; детализацию описания кратную единичной операции; указание времени такта производственного процесса; участие в ее разработке самих пользователей Стандарта; внимание на эффективном выполнении рабочих процессов, исключая потери.

Именно стандартизация является основой для осуществления Кайдзен в организации, является первым практическим шагом по направлению к улучшениям.

Важно отметить, что Стандартизированная работа является инструментом для ежедневной деятельности сотрудников компании (как для линейного персонала, так и для менеджеров среднего звена). При этом, она не является Эталоном, как неизменной всеми принятой догмой. Стандартизированная работа, включая в себя ряд общепринятых форм документов, может и должна меняться в виду изменений производственных процессов, а также изменений взаимоотношений между участниками процессов.

Стандартизация работы позволяет:

- сохранить накопленный опыт и лучшие практики, применяемые когда-либо в организации, на предприятии. То, что хранится в голове у одного человека, в один момент может быть потеряно с уходом этого человека из компании;

- оценивать эффективность деятельности сотрудников как индивидуальной, так и групповой. Именно сравнивания работу сотрудника (наблюдая за ним) со стандартом, можно понять насколько правильно и эффективно он работает. При корректирующем воздействии, можно наглядно показать ошибки в работе сотрудника, демонстрируя стандартную работу;

- выявлять проблемы на рабочих местах. В процессе подготовки и заполнения всех форм Стандартной работы можно обнаружить потенциальные проблемы в процессе работы. Появляется возможность предотвратить их еще на стадии проектирования;

- обучать новых сотрудников. Процесс обучения сотрудников становится стабильным и результативным.

При внедрении Стандартизации в организации, важно донести до сотрудников (участников, что стандарт выполнения операции является самым легким и безопасным способом выполнить работу/операцию. Документы, описывающие шаги в процедуре, которым необходимо следовать называются Стандартные операционные карты (СОК). Обычно состоят из текста, графики/рисунков и фотографий, облегчающих понимание процедуры.

6. Разработка стандартной операционной карты (СОК)

Для того, чтобы сохранить проведенные изменения и стабилизировать процесс, необходима разработка рабочих стандартов.

Объектами для разработки СОК являются процессы и операции. По результатам стандартизации разрабатываются стандартные операционные карты (СОК).

Основные требования к рабочему стандарту: краткость, использование средств визуализации (фотографий, эскизов, отражение последовательности выполнения элементов и требований к безопасному производству работ.

7. Применение инструмента 5С

Это технология создания эффективного рабочего места, система принципов, позволяющих постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте, которая создает фундамент для построения бережливой организации.

Ключевые принципы системы 5С:

1. Сортировка, удаление ненужного.

2. Соблюдение порядка, самоорганизация, определение для каждой вещи своего места.

3. Соблюдение чистоты, систематическая уборка.

4. Стандартизация процессов, операций.

5. Совершенствование порядка и дисциплина.

Как показывает практика, процесс внедрения системы 5С во всех кабинетах идет параллельно с картированием потоков. Начните внедрение системы 5С с проведения генеральной уборки. Это позволит быстро освободиться от значительной части грязи, мусора, ненужных документов, «черновиков» и пр.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Игровое пособие «Библиотека бережливых игр»Игровое пособие «Библиотека бережливых игр» Игровое пособие «Библиотека бережливых игр». Домарева Елена Николаевна, воспитатель, Вышегородцева Ольга Соломоновна, Воспитатель, Салькова.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для родителей «Самодельные инструменты — это интересно. Как изготовить дома самодельные шумовые инструменты»Консультация для родителей «Самодельные инструменты — это интересно. Как изготовить дома самодельные шумовые инструменты» Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»Лэпбук «Музыкальные инструменты» Наверное, все педагоги уже знают, что такое Лэпбук (Lapbook - наколенная книга) и успешно используют его в своей работе. Ведь это пособие.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»Лэпбук «Музыкальные инструменты» Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный.

Мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования» Я хочу предложить вам свой мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Они увлекательны и напоминают игру. Использование необычных.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Музыкальные инструменты для проведения занятияМузыкальные инструменты для проведения занятия Для проведения интересного музыкального занятия у меня под рукой есть различные инструменты (и не только музыкальные). Это деревянные.

Музыкальные инструменты в детском садуМузыкальные инструменты в детском саду Музыка воздействует не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыка развивает музыкальные и творческие способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инструменты и методы бережливых технологий
Опубликовано: 15 октября 2021 в 21:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД