Зайцева Евгения
Интеграция физической культуры и познания. Проект «Считай играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграции физического воспитания и элементарных математических представлений в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность исследования. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой.
Публикация «Интеграция физической культуры и познания, Проект „Считай играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
С введением новых образовательных стандартов необходимо руководствоваться принципами интеграции образовательных областей. Принцип интеграции образовательных областей – это основополагающий принцип работы ДОУ.
Интересны возможности объединения образовательных областей по направлениям «Формирование элементарных математических представлений» и «Физическая культура», которые являются наиболее эффективными средствами реализации принципа интеграции.
Основными компонентами воздействия на организм и личность детей являются движения, игры и упражнения, сюжет, музыка. Содержание Программы формирования элементарных математических представлений старших дошкольников включает такие разделы, как «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Для освоения всех этих разделов необходимы двигательные навыки, связанные с выполнением физических упражнений.
При этом важно учитывать следующие варианты интеграции : в процессе формирования элементарных математических представлений физическая культура используется как фрагмент, то есть как часть или же в процессе физической культуры в начале или в конце решаются отдельные задачи формирования элементарных математических представлений. Такой подход поможет детям легче усвоить представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях, а с другой стороны, даст возможность решать потребности в ежедневной двигательной деятельности детей.
Формирование элементарных математических представлений не должно быть неинтересным занятием для детей. Включение в содержание организованной образовательной деятельности таких движений, как приседания, прыжки, бег, ходьба, наклоны, подбрасывания мяча, взмахи рукой и др., повышают двигательную и умственную активность детей, уменьшают их утомление. Приоритетное место отводится играм и игровым упражнениям.
Проанализировав все выше сказанное, мной была разработана картотека подвижных математических игр «Считай, играя» для занятий по физической культуре. Которая в свою очередь послужила новой исследовательской деятельностью в ДОУ со старшем дошкольном возрасте.
Работая над проблемой создания устойчивого интереса к интегрированным занятиям по физической культуре, я поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения совместно с математическими заданиями ежедневно.
Целью моего исследования является выявить возможности интеграции содержания формирования элементарных математических представлений и физической культуры у старших дошкольников путем использования дидактической игры-картотеки «Считай играя». В эту дидактическую игру входит карточки с играми, раздаточный материал к этим играм, и «Счетный коврик».
Картотека подвижных игр «Считай играя», которая и предполагает решение программных математических задач в подвижной форме будет изложена в приложении 1.
Дидактическая игра подвижных математических игр «Считай, играя» использовалась на занятиях по физической культуре на протяжении более месяца. Так же во время подвижных игр на улице совместно с воспитателем. Дети и в самостоятельной деятельности с удовольствием используют игру «Считай, играя».
Результаты исследования. Выявлены возможности взаимосвязей содержания формирования элементарных математических представлений и физической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Необходимо создание такой деятельности, при которой возможно избежать умственных перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.
В организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений подобные игры и упражнения дидактических игр «Считай, играя», могут проводиться в виде физкультминутки для поддержания работоспособности и избегания переутомления, занимательный сюжет оживляет интерес детей к математике и физкультуре.
Согласно Концепции развития математического образования в РФ (далее – Концепция, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 №2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Вывести математическое образование на лидирующую позицию это цель Концепции. Математика должна стать привлекательной областью знания.
Для реализации этой Концепции в дошкольном образовании основным направлением является создание условий для освоения детьми первых математических представлений.
Счет, сложение, вычитание, умножение и деление сопровождает человека всю жизни. Поэтому чем раньше мы обучим ребенка этим навыкам, тем легче ему будет в дальнейшем.
Математика – это фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения, эмоций. Математика формирует терпение, настойчивость, творчество.
Для умственного развития детей дошкольников большое значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, необходимых для познания окружающего мира.
Формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность. В процессе, которой ребенок легче усваиваются знания и умения, осознанно появляются навыки счета, измерения, появляется основа в ориентировке в математических понятиях. С учетом этого, формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста должно проводиться не только путем целенаправленного обучения в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и в игровой форме, в повседневной жизни детей: на прогулке, в играх (в том числе подвижных, на занятиях по физкультуре.
Применение ФЭМП в ходе физкультурной деятельности, подвижных играх создает условия для закрепления математических понятий, помогает детям приобрести необходимые знания, умения и навыки, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной деятельности, формирует положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.
Учитывая все изложенное выше можно сделать вывод о том, что интеграция формирования элементарных математических представлений и физической культуры путем использования картотеки подвижных игр «Считай, играя» даёт возможность легче усвоить материал, обеспечивает его прочность, осознанность, формирует устойчивый познавательный интерес к математической и двигательной деятельности. Способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокие результаты, а переход от одного вида деятельности на другой вовлекает детей в активный процесс, позволяющий качественно решать основные задачи ДОУ: воспитание, развитие и образование.
1. Гамирова Э. И. Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Э. И. Гамирова, И. Е. Коновалов // Всероссийская научно-практическая конференция «Теория и практика адаптивной физической культуры — двадцатилетний путь». — Санкт-Петербург: НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — Ч. 1.— С. 17-23.
2. Павленко И. Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005. №5.
3. Фомина Н. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. 2004. №1.
4. Бобкова Е. Ю., Магсумов Т. А., Максимов Я. А. Профессиональные стандарты в сфере образования: инновации в организации образовательного процесса: учебник. 2017. 168 с.
Приложение 1.
Картотека математических игр «Считай, играя»
Число и числовая прямая.
Игра «Цифропарк». Задачи: закрепить образ цифр; развивать воображение и умение управлять своим телом. Содержание: дети изображают какую-либо цифру. Водящий идёт по «цифропарку» и «расколдовывает» детей отгадывает, кто какой цифрой стал.
Игра «Восстанови цифровую дорожку». Задачи: закреплять знания о силуэтном изображении цифр; развивать внимание, быстроту, ловкость и координацию движений; умение анализировать образец. Материалы: силуэты цифр, квадраты для выкладывания дорожки. Содержание: чтобы дойти до сказочного замка, дети должны собрать цифровую дорожку по порядку и прыжками вернуться назад, выполняя обратный счёт.
Игра «Помири цифры и знаки». Задачи: развивать быстроту реакции на сигнал, сосредоточенность, мышление; закреплять количественный счёт предметов и соотнесение его с цифрой, уметь сравнивать цифры с помощью знаков «больше-меньше». Материалы: карточки с цифрами и знаками «больше-меньше». Содержание: дети берут с ковра любую цифру и после окончания фразы воспитателя, восстановить порядок в последовательности цифр, построившись друг за другом. Ну-ка, цифры, стройтесь в ряд! Устраните весь разлад! Дети строятся, называя свою цифру, а затем отвечают на вопросы, уточняя порядковый счёт и правильно называя числительные. После слов: «Цифры, цифры, не робей! Встаньте к знакам поскорей!» - дети с цифрами в руках становятся в пары и определяют, с какой стороны знака, расположенного на полу, им встать. Затем читают полученные выражения.
Игра «Математическая разминка». Задачи: развивать быстроту реакции, мышление; совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта. Материалы: карточки с числами от 1 до 20. Содержание: Задания: - Постройтесь по порядку от 1 до 20. Посчитайтесь. - Постройтесь по порядку от 20 до1. Посчитайтесь. - Постройтесь так, чтобы числа, которые больше 10, находились справа от этого числа, а числа, которые меньше этого числа слева. - Постройтесь тройками. Назовите последующие и предыдущие числа. - Постройтесь парами. Найдите свою пару так, чтобы одно число в паре было больше другого на 1, на 2.
Игра «Убери число». Задачи: развивать внимание, быстроту реакции, мышления; совершенствовать навыки счёта, закрепить обратный счёт от 10, последовательность построения числового ряда до 10. Материалы: два набора карточек с цифрами от 1 до 10. Содержание: дети делятся на 2 группы по 10 человек с карточками от 1 до 10 в руках, выполняя задание на слух: - Я число 3. Убери моих «соседей» - Я число 5. Убери число, которое больше меня на 1 и т. д. Счёт, сравнение по количеству
Игра «У кого соседи». Задачи: развивать внимание, быстроту реакции, мышления; знание «соседей» числа. Материалы: медали с числами от 1 до 10 Содержание: дети выбирают себе медали и выстраиваются в ряд по порядку. Каждый называет своё число. Потом каждый называет своих соседей. Водящий говорит: «Я загадал того, у кого соседи 3 и 5!» Если игрок догадался, то он говорит «Я!» и становится новым водящим.
Игра «Живой знак». Задачи: развивать внимание, быстроту реакции, мышления; учить сравнивать множества с помощью знаков. Материалы: два обруча. Содержание: Выбирается водящий он изображает математический знак «больше-меньше». Дети свободно двигаются по группе. По сигналу встают в обручи. Водящий считает количество детей и встаёт между образовавшимися множествами как математический знак, раскрывая углом выпрямленные перед собой руки в сторону большего количества.
Игра «Клоуны с шарами». Задачи: учить составлять число из двух меньших, совершенствовать навыки подбрасывания и ловли воздушных шаров. Материалы: надувные шары с написанными на них цифрами. Арифметические действия Содержание: Детям раздаются шарики и предлагается поиграть в клоунов, подбрасывая шары вверх. По сигналу «Два шара соединись, в число 4 превратись» каждый игрок ловит шар и объединяется с другим игроком так, чтобы числа на шарах в составили в сумме 4. Затем шары снова подбрасываются вверх и упражнение повторяется.
Игра «Соколиная охота». Задачи: знакомить детей с составом числа 5 (из двух меньших чисел); учить составлять числовое выражение, решать задачи. Содержание: в эстафете участвует две команды. Быстро надев рукавицу, игрок должен «запустить сокола за дичью» : выбрать самолётик с таким примером, значение которого 5, и запустить его в маленький обруч. Если самолёт попадает в обруч «дичь поражена», если нет «сокол» не справился с задачей. «Десяточка» Задачи: закрепить состав числа 10 (из двух меньших чисел). Материалы: карточки для игры Содержание: детям раздаются карточки для игры, по команде дети должны найти себе пару на состав числа 10 и громко крикнуть «Десяточка!»
Игра «Перемена мест». Задачи: закреплять знание порядка расположения чисел в числовом ряду 9каждое следующее число на 1 больше; совершенствовать навыки выполнения основных движений. Содержание: Педагог рассказывает: «Ёжик учится считать, но никак не может найти место задуманным числам, потому что забыл правило построения числового ряда» Дети должны вспомнить это правило: каждое следующее число больше предыдущего на один. Вопрос: больше это увеличение или уменьшение? Дети делятся на 2 команды и становятся на противоположных сторонах площадки в шеренги лицом друг другу на кружки с числами от 1 до 20. Дети должны найти в противоположном ряду число на 1 больше, чем написано на кружке, на котором он стоит, и занять своё место. Геометрические представления
Игра «Волшебные палочки». Задачи: развивать сообразительность, внимательность; умение работать с играми головоломками. Материалы: гимнастические палки, карточки с изображением на них геометрическими фигурами. Содержание: дети должны с помощью гимнастических палок образовать фигуру согласно карточке из двух треугольников в виде ромба, соединяя концы палок и другие.
Игра «Построй по эскизу». Задачи : развивать внимание, быстроту реакции и логику мышления, упражнять детей в умении производить постройки по образцу (эскизу) Материалы: эскиз башни для постройки, геометрические фигуры для постройки башни. Содержание: дети делятся на команды и строят башни по эскизу, объясняя, из каких геометрических форм они выполнят постройку.
Игра «Волшебный мешочек». Задачи: развивать внимание, быстроту реакции и мышления, продолжать знакомить детей с геометрическими телами. Материалы: мешочек, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, конус) Содержание: Дети сидят в кругу, передают по кругу мешочек, по окончании стихотворной формы достать любой предмет (фигуру, не заглядывая в мешок, назвать его, поставить на середину круга. В конце игры сравнить объёмные геометрические формы.
Игра «Построй фигуру». Задачи: учить создавать геометрические фигуры из ленточки, резинки. Содержание: Детям при помощи ленты или резинки, необходимо построить фигуру, отгадав загадку про эту фигуру. Игра «Неделька, соберись» Временные представления Задачи: упражнять детей в обратном порядковом счёте в пределах 7, умении составлять число 7 из двух меньших чисел, правильно решать арифметические выражения; закреплять знание названий дней недели и их последовательности Содержание: Вспомнить: сколько дней в недели, посчитать от 1 до 7 и обратно. Педагог выбирает игрока и даёт ему карточку с цифрой 3. Затем объявляет, что это середина недели, и спрашивает: какой это день? (Среда.) Остальным игрокам даются карточки с примерами (3-1; 3+2; 3-2; 3+4; 3+3; 3+1, решив которые определяет, под каким номером стоит его день в неделе. Играющие называют свой день и занимают место либо слева, либо справа от ребёнка с числом
Игра «Вчера, сегодня, завтра». Задачи: познакомить детей с временными понятиями «вчера, сегодня, завтра»; учить понимать временной интервал между днями, определять события во времени. Содержание: дети стоят в кругу, педагог предлагает детям придумать событие, которое произойдёт в будущем, уже произошло или происходит сейчас. Дети передают мяч по кругу поднятыми вверх руками. Кто не удержал мяч, называет, что произошло вчера. Затем передают через плечо и произносят слово «сегодня», под коленями и произносят слово «завтра».
Игра «День ночь». Задачи: развивать внимание, координацию, ловкость и быстроту движений, мышление. Материалы: две верёвки. Содержание: перед детьми выкладывают две верёвки на расстоянии друг от друга. У первой линии выстраиваются все мальчики, у другой - все девочки. Команда мальчиков «ночь», команда девочек «день». На сигнал команду «Ночь!» - мальчики ловят девочек и наоборот. Пойманные дети переходят в команду соперника.
Игра «Двенадцать месяцев». Задачи: развивать произвольное внимание, память, мышление; учить дифференцировать, обобщать по признакам, сравнивать и сопоставлять; закрепить последовательность дней недели и их сезонные явления. Материалы: кружки белого, красного, зелёного и жёлтого цветов. Содержание: Дети вспоминают, что в году 12 месяцев, а каждое время года состоит из трёх месяцев. Дети получают карточки с природными явлениями, соответствующими каждому месяцу, на её обратной стороне цифра, номер следования месяцев друг за другом. Дети должны сориентироваться и после чтения загадок про осень, зиму, весну и лето встать возле того кружка, цвет которого соответствует этому времени года: возле белого зимние, красного летние, зелёного весенние, жёлтого осенние.
Игра «Преодолей лабиринт». Пространственные представления Задачи: развивать память, внимание, быстроту, координацию движений, пространственную ориентировку; закреплять умение понимать направление движения. Материалы: карточки с цифрами, карточки с точками, обручи, скакалки, куб, вырезанные из картона круги. Содержание: дети строятся в две колонны. Педагог сообщает, что им нужно преодолеть препятствия, которые встречаются у них на пути, чтобы добраться до форта, показывая им карту. Но для того, чтобы быстро пройти лабиринт, надо расставить точки с цифрами последовательно, согласно карте. На них они будут ориентироваться, выполняя упражнения: - обежать озеро (большой обруч) с правой стороны; - выполнить прыжки правым боком через ручейки (скакалки); - проползти тоннель; - обежать слева гору (конус); - перейти болото, прыгая по кочкам с правой стороны (круги); - обежать могучий дуб с левой стороны (куб). Педагог определяет время по песочным часам, если дети уложились в 3 минуты, вручаем им приз (золотой ключ).
Игра «Далеко близко». Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве разными способами, определяя своё место по заданному условию; закреплять знание парных противоположных пространственных понятий: «далеко-близко», «вверху-внизу», «спереди-сзади», «слевасправа». Содержание: педагог предлагает детям представить себя сыщиками. Все встают в круг. Водящий находится в центре круга с закрытыми глазами. Дети поочерёдно подходят тихо к водящему, поднимая руки, и отходят, опуская руки. Водящий определяет местоположение подошедшего ребёнка (близко, далеко, используя свои ощущения. Педагог, поощряя детей, напоминает: «Чтобы стать сыщиками, надо уметь чувствовать, слышать даже с закрытыми глазами».
Игра «Моё пространство». Задачи: способствовать развитию представлений о пространстве.
Содержание: задания на выполнение одновременно левой и правой руками:
сзади головы правой рукой держать левое ухо, а левой рукой спереди правое ухо; правую руку положить на левое плечо, а левую - на правое; нарисовать какую-либо геометрическую фигуру одновременно правой и левой руками.
Можно разделить детей на команды и попросить их выполнить на время те же упражнения на слаженность рук, засекая время.
Игра «Внимательные животные». Задачи: развивает глазомер, закрепляет представления о составе числа из двух меньших, воображение, основные виды движений, как, ходьба, прыжки. Содержание: каждое животное-определенное движение: лягушка-маленький прыжок, заяц-длинный прыжок, медведь-большой шаг, мышь-маленький шаг, конь-галоп, гусь-гусиный шаг, аист-прыжки на одной ноге. Педагог даёт разные команды, называя число и животное. Дети должны выполнить правильно количество нужных движений. После найти глазами нужные числа в зале.
Игра «Забавный пример». Задачи: закрепляет состав числа, обучает счету, воображение, основные виды движений, как, ходьба, прыжки.
Материалы: «Счетный коврик», карточки с примерами.
Содержание: У каждого ребенка карта с примером на сложение. Задача ребенка прыгать на двух ногам по «Счетному коврику» согласно своей карточки. В конце назвать ответ (сумму).
Игру можно усложнить видами движений. Например: прыжки на одной ноге. Или упростить – ходьбой. Картами можно меняться.
Игра «Состав числа»
Задачи: закрепляет состав числа, обучает счету, воображение, основные виды движений, как, ходьба, прыжки.
Материалы: «Счетный коврик», карточки с цифрами от 1 до 9.
Содержание: У каждого ребенка карта с цифрой от 1 до 9. Задача ребенка прыгать на двух ногам по «Счетному коврику» и составить состав своего числа, всех возможных. Игру можно усложнить видами движений. Например прыжки на одной ноге. Или упростить –ходьбой. Картами можно меняться.
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №36»
Интеграции физического воспитания и элементарных математических представлений.
Реализация дидактической игры «Считай, играя»
Составила: Зайцева Е. А.
Инструктор по физической культуре
г. Стерлитамак
2019г.