Получи документы

Интегративные возможности познавательной деятельности в развитии дошкольников

Светлана Шатова
Интегративные возможности познавательной деятельности в развитии дошкольников

"Интегративные возможности познавательной деятельности в развитии дошкольников"

(мультипликативный эффект в развитии ребенка при реализации образовательной области "Познание")

В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления.

Публикация «Интегративные возможности познавательной деятельности в развитии дошкольников» размещена в разделах

В целевых ориентирах ФГОС ДО большое внимание уделяется проявлению инициативы и самостоятельности в общении, активном взаимодействии со сверстниками и взрослыми; способности договариваться; умению выражать свои мысли, чувства и желания; задавать вопросы, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Важным для организации познавательной деятельности с детьми является то, что ". содержание. определяется конкретной ситуацией в группе, а именно индивидуальными склонностями детей, их интересами и особенностями развития".

Исходя из вышесказанного, поставила цель – это создание оптимальных условий при реализации области "Познавательное развитие", которые обеспечивали бы мультипликативный эффект.

Образовательные области программы многопланово взаимосвязаны между собой по линии познавательной деятельности. Одно из проявлений этого компонента в образовании – его сквозное присутствие во всех без исключения образовательных областях. Применимо к познавательной деятельности детей это означает, что система усваиваемых детьми знаний об окружающей действительности содержится во всех без исключения областях программы, что требует организации их взаимосвязи с целью получения целостного представления об окружающей действительности.

Обучение и развитие детей представляют собой интегрированный процесс : каждая область детского развития связана с другими. Кроме того, у каждого ребенка индивидуальный стиль познания – кто-то предпочитает слушать рассказы взрослых или сверстников, читать или придумывать; кто-то в большей степени познает мир через деятельность – рисует, строит, разбирает и собирает игрушки; кто-то по своей природе созерцатель. Взрослым может казаться, что он безынициативен и пассивен, в то время как в его головке теснятся мысли, возникают фантазии, которые могут найти свое воплощение в другое время.

Тематические проекты, объединяющие в одной теме все способы познания, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. И вместе с тем, действуя каждый в своем направлении, все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих тему с разных сторон.

Представленный мною проект "В гости к сказке" основан на сочетании интегрированной деятельности : познавательно-исследовательской, ИЗО-деятельности, коммуникативной деятельности, чтение художественной литературы и др.

Почему именно сказка?

Сказочные темы наиболее интересны и доступны пониманию ребенка. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, помогает расширить нравственные представления о проявлении добра и зла, развивает творческое и познавательное мышление дошкольника. Из сказок дети черпают множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой. Сказки способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей.

Чаще всего при использовании сказочных сюжетов в работе с детьми используют театрализованную деятельность, драматизацию, обыгрывание и сочинение сказочных сюжетов. Мы этого не исключили, но решили заглянуть глубже: что же такое сказка? из чего она состоит? какие бывают сказки? откуда они взялись? зачем они нужны? (ведь сказка – "ложь", а не быль – хорошо это или плохо).

На подготовительном этапе к проекту пополнили групповую библиотеку сказками, рассказывали и рисовали свои любимые сказки, любимых сказочных героев, на которых хотели бы походить; просто рассматривали иллюстрированные книжки со сказками.

При рассматривании иллюстраций, дети находят в книгах отражение своих избирательных интересов. У детей сильно развит процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем. Одних привлекают книги с современными картинками и супер-героями, других – сказки о животных, третьи ищут иллюстрации о жизни людей (богатырей и рыцарей, принцесс и красавиц).

На первом этапе мы знакомились со сказками: русскими народными, авторскими, сказками народов разных стран. Разбирались какие бывают сказки (про животных, бытовые, волшебные) и их особенности и отличия.

Все идеи (темы, дела, задумки, просто высказывания) записывали, вывешивали на видном месте и сохранены, как достояние группы. Все записи делали печатными буквами, подписывали имя автора.

Кроме того, осознанно и ответственно выбранные детьми дела и действия стараемся отмечать или записывать при планировании проекта – дети при этом знают, чем могут заняться сами и чем планируют заняться другие, а это уже мотивация деятельности, причем внутренняя. При этом всегда можно обратиться к записям и посмотреть, что выполнено, что осталось нереализованным.

Ценность таких записей в развитии предпосылок грамотности и знакомство с письмом и письменностью, т. к. записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать и самим писать слова (или копировать с написанного).

Например, при чтении русских сказок, некоторые старинные слова были непонятны детям, и мы решили сделать словарь. Дети сами упорно переписывали их с моего текста, при этом не все из них читающие.

Этот опыт усиливается в ситуации, когда дети сами хотят подписать сделанный рисунок или работу своим именем. Можно обратить внимание на некоторые типичные особенности детского письма: неровность букв (одна маленькая, другая огромная, нет линейности, пропуски и замены букв, зеркальность и т. д.

В детском саду НЕТ задачи учить детей письму как таковому, и тем более нет задачи учить детей орфографии. Есть задача поддержания интереса и собственного желания детей. Поэтому мы не поправляем ошибки в словах и не выставляем оценки. Все это развивает сенсомоторные элементы письма и чтения, обеспечивает возможность для выбора, реализации своих интересов и имитации образа жизни взрослых.

Приведу примеры мультипликативного эффекта в области "Познавательное развитие" на примерах некоторых сказок:

"Необычный день цветка колокольчика" ( Автор: Моисеева Н. В.) Сказка экологического характера, направлена на охрану природы, обогащения представлений детей о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп, масло, порошок. Какие целебные травы можно найти на территории д/сада? (подорожник, ромашка, мать и мачеха, чистотел.). Учить беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.

При этом мы изучали строение цветка, рассмотрели семена различных луговых цветов, способы размножения и опыление, рисовали, делали венки к празднику цветов, на музыкальных занятиях дети разучивали песни и хороводы на данную тему. Поливали и пропалывали цветы на клумбах. Кстати здесь не обязательно было использовать большой набор дидактических игр, т. к. лето дает возможность познакомиться с миром природы "в живую" : посчитать сколько бархатцев, нераскрытых бутонов, колокольчиков на каждой ветке, вспомнили гадания на ромашке, названия цветов, в каких сказках они встречаются и т. д. При этом мы не забывали читать и другие сказки (Катаев "Цветик-семицветик", розы и волшебный сад в "Снежной королеве" Г. Х. Андерсона и т. д – дети сами вспомнят сказки).

Прочитали сказку "Баба-Яга и Иван-Царевич", где Б-Яга превращается в черную кошку, а царевна – в голубку. Для себя я планировала при работе с пластилином лепить животных, но дети сделали свой выбор – Бабу-Ягу и Ивана-царевича ( был даже спор по выбору героя: почему этого героя? зачем делать злого? а всегда ли Б-Я злая). А на следующий день решили для театра сделать героев. Работа кропотливая – конечно дети просили помощи у взрослых и работы получились коллективные: кто-то делал ступу, с кем-то перевязывали руки игрушек – у детей не получалось туго перевязать ниткой и завязать узелки даже в паре; веточки для метлы попадались хрупкие - переламывались; нос на лицо пришивала сама. Зато как бережно они играли с ними, чтобы не сломать, хвастались родителям – не важно какую лепту вложил ребенок, ведь это ОН тоже делал.

При изготовлении знакомились с различными материалами: тканью, нитками, природным материалом. Пока я пришивала носы, многие наблюдали за работой и внимательно слушали комментарии о безопасности работы с иглой, вставляли свои замечания и предположения: А если воткнется в палец, кровь будет? А может иголка ноготь проколоть? А когда врач операцию делает, как иголкой зашивает – там же кровь будет? Это наверное сильно больно! Вроде сказка про Бабу-Ягу, а области познания различные : развитие речи, безопасность, эмоции, логическое мышление, тело человека.

Когда прочитали русскую сказку "Пых", дети слепили ёжиков из шишек с яблоками на спине. Я удивленно задала вопрос: - А разве ежи едят яблоки? Все дети уверенно сказали "ДА" – яблоки и грибы, кто-то добавил молоко. Пришлось детям с родителям искать информацию о ежах – выяснили, что это насекомоядные.

Прочитав сказку "Жар-птица", вели наблюдение за птицами, изучали их особенности, слушали пение птиц; сделали коллективную работу; проводили опыты с пером и водой, рассматривали эго под лупой; рассуждали какие яйца у страуса и сколько можно накормить людей яичницей из страусинного яйца, кто-то из родителей принес скорлупу перепелинного яйца, фантазировали – какие могут быть у Жар-птицы яйца.)

Сказка "Лягушка-царевна", "Лягушка-путешественница" – темы для изучения: земноводные, реки, озера, пруды и т. д. ;

Сказки про морского Царя, "Русалочка" (Г. Х. Андерсена) – это подводный мир. И не только мир природы и творчество. Для "плавания под водой" изготовили перископ, вспомнили водный и подводный вид транспорта, новые слова: батискаф, акваланг, дайвинг (принесли фотографии погружения папы с моря) и т. д.

При изучении творчества П. Бажова, прочитав сказ "Каменный цветок", знакомились с видами камней и минералов – фото-иллюстрации брала из интернета, смотрели на ноутбуке, собирали сами коллекцию камней, приносили из дома не только камушки, но и стеклышки цветные, украшения; Искали на карте и глобусе уральские горы; выбирали материал для поделок, природный и бросовый материал: шишки – хвойные деревья, семена акации, фантики, апельсиновые корки. При этом рассматривали мелкие шишечки молодые на сосновых ветках и ели, стручки с семенами акации.

Читали и смотрели мультфильмы сказок Сутеева. Основная линия этих сказок, конечно же – поступки, поведение, положительные и отрицательные качества героев. Но при этом мы познакомились с профессией иллюстратора и мультипликатора. На будущее запланировали сделать телевизор и нарисовать кадры не только к знакомым сказкам, но и своим сочиненным. Такие самодельные мультфильмы можно будет показать родителям или детям других групп.

Прочитав несколько глав "Приключения Незнайки" (Н. Носова, учились подбирать рифмы к словам и сочинять стихи. Здесь тоже можно развернуться в познавательных темах (автомобиль, воздушный шар, полет на луну).

После чтения сказок и обсуждений, дети учились понимать выражения с переносным значением, т. е. фразеологизмы, объяснять их значение, подбирать близкие по смыслу слова. В этом нам помогали дидактические игры «Волшебные предметы», «Волшебные слова», «Объяснялки», «Скажи наоборот», «Встречи героев».

Не всегда созданные взрослыми дидактические игры привлекают детей - навязанные правила игры не всегда соблюдаются. Значимый эффект в том, что в процессе создания собственной, и тем более ходе игры, дети учатся формулировать свои условия и правила, а потом самостоятельно соблюдают эти правила.

Третий этап по развитию сказочного сюжета мы посвятили знакомству с композиционными особенностями русской народной волшебной сказки, умению слышать и выделять в тексте выразительные средства, понимать образные выражения. Дети учились воспроизводить и употреблять в своей речи образные выражения из сказок. Игры на этом этапе приобрели более творческий характер, которые направлены на развитие воображения, фантазию ребенка: «Чудеса в решете», «Сказочная цепочка», «Кто на свете злее всех?», «Хороший-плохой», «Заветные слова», «Что в дороге пригодится?», «Интервью у сказочного героя», «Новые сказки».

На следующем этапе, мы уделили внимание коллективному и индивидуальному сочинению сказок. На этом этапе нам помогли изготовленные карты (схематичное изображение функций сказок по образу карт Проппа). Совместно с детьми мы придумывали символы карт, обсуждая каждое изображение.

Игры с картами способствовали развитию речевого творчества детей и умению выразительно передавать свои мысли и чувства при сочинении и рассказывании сказок. Вначале детям предлагалось готовое название сказки, место действия и количество персонажей для нового произведения или модификации знакомого. После этого деятельность детей приобрела полную самостоятельность – они сами придумывали название сказки, персонажей, их количество, место действия, смысловую нагрузку, наделяя каждого из них соответствующими нравственными качествами.

Чтение придуманных детьми сказок (и записанных взрослыми) – напрямую связана с книгоизданием, языковым развитием, формированием у ребенка представлений о своих возможностях и достижениях. Чтение придуманных сказок побуждают у детей чувство самоуважения, достоинства, уверенности в своих силах. Для ребенка очень важно быть интересным не только родителям и воспитателям, но и сверстникам, друзьям.

Сказочные сюжеты отражались и в ролевых играх детей. Вначале дети чаще начинали сюжет знакомой сказки, старались взять на себя главные роли положительных героев, но с развитием сюжета в игру вводились новые персонажи из других сказок или реальной жизни. Конечно не всегда обходилось без конфликтных ситуаций, но чтобы соответствовать взятой на себя роли приходилось поступать по доброму, а отрицательные персонажи пытались быть хорошими. Иногда обсуждение игровых действий и правил длилось дольше, чем сама игра. Часто сказочные игровые сюжеты переходили в путешествия, поиски клада, волшебных вещей или превращения. Во многие игры дети играли по нескольку дней, где сюжет преобразовывался, плавно переходя в совершенно другой сказочный сюжет, при этом менялись ("перепревращались") персонажи.

Самое ценное, что установленные правила игры меньше стали нарушаться, дети учились определять и регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, оценивать свои действия и действия товарищей.

Свою работу по проекту строили не только на поэтапном освоении сказочных сюжетов, но и развитию коммуникативной игры.

Коммуникативные игры подбирали на сказочные темы. И на первом этапе проекта они были направлены на умение определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных средств (движений, интонацией, мимикой); развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам, формирование уверенного поведения, повышение самооценки. Далее проводились игры, направленные на воспитание доверительного отношения друг к другу, развитие ответственности за другого человека, умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль. В последствии включались игры на сплочение детского коллектива.

Подводя итог о мультипликативном эффекте познавательной деятельности, хочется сказать, что сказки – это обширная область познания : развитие речи и грамота + сенсорика и конструирование + математика и логическое мышление + социализация и коммуникация + знакомство с миром живой и неживой природы + безопасность и трудовое воспитание, не говоря уже о творческих видах деятельности, воображении, фантазии, эмоциональной стороне.

Литература:

1. Вежнович И. Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» //Школьный психолог. 2005. № 17. С. 14-17.

2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. - 208 с.

3. Запорожец А. В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника : пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.

4. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

5. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : – М. : АРКТИ, 2003. - 96 с.

6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007.

7. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. – Издательство «Лабиринт», М., 2001. - 192 с.

8. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. Логопед. — №2. – 2008.

9. Русанов В. Л. Занимательные задачи сказочного характера // Начальная школа. 1987.№4. С. 13-15.

10. Свирская Л. «Работа с семьё й: необязательные инструкции». – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

11. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 2004.

12. Ткач Р. М. В чем сила терапевтических сказок? /Сказкотерапия детских проблем. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. с. – 8-10.

13. Интернет -источники : https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput70.htm

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности (слайд №2)Своё выступление хочу начать со слов Климента Аркадьевича Тимирязева, русского естествоиспытателя, учёного, изучавшего природу:.

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад «Счастливое детство» Концепция воспитателя «Развитие.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности Доклад на фестивале педагогических идей «Вдохновение» (г. Палех) РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ.

Консультация «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности у дошкольников в условиях ФГОС» Консультация для воспитателей «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности у дошкольников в условиях ФГОС».

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности в свете ФГОС Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской.

Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше.

Роль проектной деятельности в развитии дошкольников Роль проектной деятельности в развитии дошкольника С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который.

Семинар-практикум для родителей «Возможности семьи в речевом развитии ребенка» Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова: мама, папа, дай, на.

Современные образовательные технологии в развитии познавательной активности дошкольников. Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных. Ребенок рождается исследователем - это его естественное.

Автор публикации:
Интегративные возможности познавательной деятельности в развитии дошкольников
Опубликовано: 23 августа 2016 в 16:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД