Консультация «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности у дошкольников в условиях ФГОС»

Вера Зюбина
Консультация «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности у дошкольников в условиях ФГОС»

Консультация для воспитателей

«Значение занимательного материала в развитии познавательной активности у дошкольников в условиях ФГОС»

Воспитатель: Зюбина В. Л.

«Предметный мир детства – это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности ни одна из них не может полноценно развиваться вне предметной организации»

Александр Владимирович Запорожец.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с введением ФГОС п. 2.6 включает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Игра способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития всесторонне развитого ребёнка. Одной из форм развития познавательной активности детей является использование занимательного материала.

Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности.

Основные педагогические требования к занимательному материалу:

1. Материал должен быть разнообразным. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда.

2. Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

3. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и развития ребенка.

Включение занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Использование занимательного материала оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой занятия, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям. При этом роль занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать предложенным материалом, увлекать и развлекать ум, расширять, углублять познавательные представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

В современном мире познавательному развитию отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.

Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут путь к решению, который ведёт к результату. Если занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

В последствии ребёнку известна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, выбрать лишнюю, преобразовать,-которая увлекает его.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку. То есть они находят путь, способ решения на основании своих практических действий и мыслительных операций.

В процессе реализации занимательных задач поиска результата предшествует практическим действием. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности детей характер производимых проб. Соотношения проб показывает, что практические пробы свойственны детям среднего и старшего дошкольного возраста. Дети подготовительной группы осуществляют поиск путем сочетания мыслительных и практических проб, или только при помощи мыслительных операций.

Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Их основное назначение – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д; формировать новые знания, знакомить со способами действий. Широкое применение находят и занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (догадаться, обнаружить, неожиданностью преподнесения её от имени какого-либо персонажа, в виде письма, телеграммы. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений и навыков.

К всестороннему развитию детей в современном мире немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны дошколятам, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений дети овладевают умение вести поиск решения самостоятельно. Мы лишь вооружаем их и направляем к конечному результату (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, умение высказывать свою точку зрения, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно на этом этапе жизни ребенка, педагогу чрезвычайно важно использовать в своей работе игровой занимательный материал т. к. он является хорошим средством развития у детей познавательного интереса к предмету, логики и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Занимательный материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Это комплексное воздействие преследует глобальную цель – формирование познавательного интереса к занятиям посредством игрового занимательного материала. Анализируя свою работу я каждый раз убеждаюсь и прихожу к выводу, что благодаря разнообразию и постоянству использования занимательного материала, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный интерес к занятиям. Поэтому, экспериментируйте, заинтересовывайте, удивляйте, делайте успешными своих детей.

Публикации по теме:

Формирование социальной активности дошкольников посредством игр в условиях реализации ФГОС ДО С. Н. Колесникова, воспитатель МБДОУ детский сад №67 «Аистёнок» город Старый Оскол, Белгородская область, Россия «С чего начинается Родина?».

Конкурс. Консультация для родителей «Игры — как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Консультация для родителей «Игры – как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Каждый период жизни и развития.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Известно, что дети очень любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем наличия у детей любознательности, интереса к познавательной.

Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС» Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности» Познавательное развитие дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию.

Консультация для воспитателей: «Значение развития познавательной активности у детей второго года» Второй год жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями:он начинает говорить,ходить,овладевает разными способами действий.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности в свете ФГОС Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской.

Роль занимательного материала в реализации программы естественного математического развития дошкольников Цель: Воспитывать радость познания нового мира. Девиз: Я слышу – и я забываю, Я вижу - и я запоминаю, Я действую – и я понимаю. Задачи:.

Современные образовательные технологии в развитии познавательной активности дошкольников. Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных. Ребенок рождается исследователем - это его естественное.

Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активностиВлияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности Работая с дошкольниками более 30 лет, я каждый раз убеждаюсь в том, что подготовка к обучению в школе средствами занимательной математики.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Консультация «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности у дошкольников в условиях ФГОС»
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 21:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия во второй младшей группе «Птицы — наши друзья»
Цели: приклеивание готовой формы на определенной части основы листа согласно образцу; закрепление знаний о птицах. Задачи: учить детей выполнять...
Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста»
Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста» Становление игры – одно из главных достижений раннего возраста. Игра – одно...
Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним...
Игры на развитие грамматических способностей ребенка
Игры на развитие грамматических способностей ребенка. Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без...
Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости...
Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. ( Автор: педагог-психолог...