Светлана Юнусова
Интегрированная НОД «Игрушки из бабушкиного сундука» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать интерес к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи: 1. Развивать ретроспективный взгляд на предметы: помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;
2. Активизировать словарь детей за счет слов кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, пеленать;
3. Развивать мелкую моторику;
4. Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в группу, встают в круг.
Публикация «Интегрированная НОД „Игрушки из бабушкиного сундука“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся, а теперь поприветствуем друг друга.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй утро! Здравствуй день!
Нам здороваться не лень!
2. Ребята, я вас сегодня приглашаю в волшебную страну – Кукляндию, где мы узнаем много нового и интересного.
Дети паровозиком уходят на стульчики.
Вот мы и приехали в волшебную страну Кукляндию. А кто же живет в этой стране?
Загадка:
Есть ноги, но не ходит,
Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.
Что это? (кукла)
Правильно, беседовать мы будем о кукле. Воспитатель достает современную куклу и вместе с детьми рассматривает ее.
Зачем нужна кукла? (играть)
Из каких частей она состоит? (голова, туловище, ноги, руки, глаза, рот, нос, уши)
У современной кукла ноги, руки подвижные, сгибаются, куклу можно мыть, одевать и раздевать, расчесывать.
Из какого материала сделана современная кукла? (пластмасса)
Как вы думаете всегда ли куклы были такими, как сейчас?
3. Показ презентации.
Ребята, чтобы нам с вами узнать какие куклы были раньше, еще у наших пробабушек, откроем бабушкин сундучок.
Давным – давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли деревянной куклой. Брали обыкновенную чурочку, рисовали угольками глазки, ротик.
Вот такая кукла получалась.
Как вы думаете, ребята, интересно было играть такой куклой?
Какие деревянные куклы вы знаете? (матрешка, буратино).
Матрешка – это очень необычная кукла, в большой кукле прячется целое семейство кукол – одна другой меньше.
Соня нам расскажет Какой была самая первая матрешка?
Первая матрешка похожа на простую девочку. Одета она в сарафан, с ярким платочком на голове. В руках у нее петушок.
Вот, ребята именно так и выглядела первая матрешка. Сейчас можно встретить матрешек, расписанных на любой вкус и цвет.
Физкультминутка «Веселые матрешки»
Хлопают в ладошки,
Дружные матрешки
На ногах сапожки
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись,
Всем знакомым поклонись.
Девчонки озорные
Матрешки расписные.
4. Мы продолжаем рассматривать игрушки в сундуке.
Позже человек догадался, что можно добывать глину и помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Из глины стали лепить посуду, сосуды, а для любимых деток взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками. Получалась глиняная игрушка.
Чуть позже мастера научили расписывать глиняные игрушки – так появилась дымковская, филимоновская игрушка и др., каждая со своим присущим орнаментом росписи.
Ульяна нам расскажет о дымковской игрушке.
Игрушки – барыши, кони делали из глины. Они веселые, разноцветные очень яркие. Мастера из с. Дымково расписывали свои изделия полосками, кругами, горошинами.
А роспись, например, филимоновской игрушки, совсем другая. Здесь основые элементы росписи - веточки, пятна, цветные полоски.
5. Потом придумали делать кукол из соломы. Чтобы сделать такую куклу – собирали солому – сухие стебли хлебных растений. Затем ее варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали. Получалась кукла.
Ребята, как вы думаете интересно играть такой куклой?
Наверное, интересно играть, но такая кукла непрочная, легко ломается, ее нельзя раздеть, одеть, помыть.
6. Игра с мячом – я буду называть материал из которого сделана кукла, а вы мне говорите какая кукла? (дерево – деревянная, железо – железная, олово – оловянная, глина – глиняная, солома – соломенная стекло - стеклянная).
7. Вернемся к сундучку. Прошло много лет и человек придумал делать кукол из лоскутков ткани. Такая кукла называется тряпичная. Куклы делались как для игры – дети ими играли. Кроме того, были обереговые куклы – куклы, которые оберегали человека от бед и болезней. Например:
Кукла Барыня - предназначалась для игры в дочки – матери. А барыней называлась потому, что у нее руки, как у барыни – руки в боки.
Маленькая кукла – девочка с длинной косой - люди считали, что длинная коса приносит Удачу, именно из-за длинной и толстой косы, она и называется “На Счастье”.
Кукла - травница – кукла оберег. Она наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется запах травы, который защитит от болезни.
А это что за кукла? (пеленашка) Кристина нам расскажет, что это за кукла.
Кукла – пеленашка – маленький младенец в платочке, завернутый в пеленку. Куклу клали в колыбельку к маленькому ребенку, чтобы он крепко спал.
Кукла пеленашка это оберег, она оберегала ребеночка от болезней.
Помните, каждый из вас делал куклу – пеленашку. Сегодня я вам предлагаю украсить наших кукол красивыми ленточками. Звучит р. Н. музыка, дети куклам, изготовленным ранее завязывают ленточки, затем играют с куклами, поют колыбельную, называют ласково. Показывают гостям.
8. Итог. Ну что ребята, теперь вы знаете, что кукла не рождается сама, ее создает человек. Сейчас нам надо навести порядок, убрать куклы обратно в сундук. Игра на закрепление материала – «Соберем куклы».
Ну вот и собрали наконец – то все куклы. Ребята, а вы хотите, чтобы такой сундучок был у нас в группе, мы бы смогли складывать туда наших многочисленных кукол? А где мы можем взять такой сундук? (дети высказывают свои предложения).