Анастасия Шаповалова
Интегрированная НОД «Школа юных экскурсоводов» для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к своему городу и его достопримечательностях.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать:
- мыслительную деятельность, внимание, память;
- связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
3. Обогащать активный словарь детей.
Обучающие:
1. Формировать:
- умение вести диалог в ходе обсуждения ситуаций;
- познавательный интерес.
Воспитывающие:
Публикация «Интегрированная НОД „Школа юных экскурсоводов“ для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет» размещена в разделах
1. Воспитывать бережное отношение к родному краю.
2. Вызывать чувство гордости и восхищения своим родным городом.
Методы и приёмы, используемые в НОД:
1. Словесный метод.
При использовании словесного метода были использованы следующие приё мы:
- беседа обувиденном детьми на экране;
- пояснение;
- напоминание;
- составление предложений;
- составление рассказов.
2. Наглядный метод.
При использовании наглядного метода были использованы следующие приё мы:
- показ фотографий города, достопримечательностей, знаменитых людей;
- показ маршрутного листа;
- просмотрслайд – шоу (исторические фотографии города, карта города, достопримечательности).
3. Практический метод.
При использовании практического метода были использованы следующие приё мы:
- совместные действия воспитателя и ребенка (составление предложений, игры с мячом, составление маршрута экскурсии);
- совместная работа в командах и парная работа.
4. Игровой метод.
При использовании игрового метода были использованы следующие приё мы:
- внезапное появление объектов (появление карты-маршрута)
- игры «Мамы и детки», «Сложи картинку»;
- дидактические игры «Подбери слова – признаки», .
Оборудование:мультимедийное оборудование – ноутбук, проектор; мяч, два обруча.
Предварительная работа: Беседы с детьми о Соборной площади, Драматическом театре, Комплекс С. Хоркиной, Зоопарк; ситуативные беседы оместах отдыха детей, знаменитых людях Белгородчины; составление предложений по картинкам; рассматривание картинок, открыток, фотографий города; посещение с родителями Драматического театра.
Демонстрационный материал: презентация со снимками Белгорода; запись песни «Белый город»; два конверта с разрезными картинками Драматического театра; маршрут для экскурсоводов по г. Белгорода (Соборная площадь – Драматический театр – Комплекс С. Хоркиной – Зоопарк,флажки, картинки животных и их детенышей.
Ход конспекта.
Звучит музыка (Белый город). Дети вместе с воспитателем заходят в зал и становятся полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети здороваются.
Воспитатель: Мы поприветствовали друг друга и пожелали здоровья. А как еще можно поздороваться? (словами, жестами). А как здороваются с взрослыми?
«Давайте поздороваемся»
Дети приветствуют друг друга сначала только с помощью жестов (пожать руку, помахать рукой, дать пять, а потом только словами (здравствуй, привет, Hello, доброе утро).
Воспитатель: Вот мы с вами пожелали друг другу здоровья.
Слайд 1. Школа юного экскурсовода.
Воспитатель: А сегодня мы с вами отправимся в «Школу юного экскурсовода». Вы знаете, кто такой экскурсовод и чем он занимается?
Дети:(Ответы детей)
Воспитатель: Экскурсовод — это человек, который сопровождает группу людей и рассказывает о достопримечательностях города. Экскурсовод – это сложное слово, состоит из двух маленьких слов: экскурсию водить.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нужно экскурсоводу, чтобы рассказать о городе? (Ответы детей : автобус, машина, карта - маршрут, самому знать свой город).
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, какая песня звучала, когда мы здоровались? Давайте немножко ее послушаем.
Дети: (про Белгород, про наш город).
Воспитатель: Значит, мы сегодня будем учиться быть экскурсоводами и рассказывать о нашем городе. С помощью этого маршрутного листа, мы с вами проложим маршрут нашей экскурсии.
Слайд 2. Белгород.
Воспитатель: Как вы думаете, почему наш город называется Белгород?
Дети: (Ответы детей. Название города «Белгород» происходит от сочетания слов: белый и город, потому что он построен на меловой горе).
Слайд 4. Белгородская крепость.
Воспитатель: Вот так выглядел наш город Белгород в прошлом. Посмотрите, на каких огромных меловых горах возвышается крепость. Эти горы раньше называли Белые горы, по цвету мела. А сама крепость была выстроена из белого камня. А еще белый цвет - это символ чистоты и святости. Вот поэтому и название город получил – Белгород.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, как наш город называется. А жители нашего города, кто они?
Дети: Белгородцы.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. У меня в руках мяч. Я буду говорить начало предложения и передавать мяч. Тот ребенок, кому он попадет в руки, закончит предложение.
Дидактическое упражнение «В городе Белгороде» :
Я – белгородец,
Ты – белгородец,
Он – белгородец,
Она – белгородка,
Они – белгородцы,
Все мальчики – белгородцы,
Все девочки – белгородки,
Все мужчины – белгородцы,
Все женщины – белгородки,
Мы – белгородцы.
Воспитатель: И первое место, с которым мы познакомимся – это (Соборная площадь). Она называется Соборной, потому что раньше там находился Собор.
Слайд 5. Фотография Соборной площади.
-Что еще находится на площади?
Дети:(Ответы детей. Это центр нашего города. Здесь находятся: вечный огонь, здание Администрации города, Драматический театр, памятник Щепкину, гостиница).
Слайд 6. Фотографиястарой Соборной площади.
Ребята, посмотрите на фотографию старинной Соборной площади.
-Что вы увидели?
-Какие отличия?
Дети:(Ответы детей. Она маленькая, не выложена плиткой, на площади находится Собор).
Воспитатель:Ребята, а давайте подберем слова – признаки для нашей площади. Хотите?
Дети: Хотим.
Воспитатель:В солнечный день, она какая? (Солнечная)
А осенью она какая? (Осенняя)
А если над площадью появляется радуга, то она какая? (Радужная)
Наша площадь, она какая по размеру? (Большая)
Площадь зимой – она какая? (Зимняя)
Когда на площади проходят торжества, она какая? (Торжественная)
Когда на площади много снега, она какая? (Снежная)
Когда на площади проходят праздники, она какая? (Праздничная)
А какая наша площадь в новый год? (Новогодняя)
А если наша площадь находится в центре города, то она какая? (Центральная)
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к нашему маршрутному листу и отметим то место, откуда мы начали прокладывать свой маршрут флажком. С каким местом мы познакомились?
Дети: с Соборной площадью.
Дети вместе с воспитателем подходят к маршрутному листу и отмечают флажком то место, с которым познакомились.
Воспитатель: Ребята, у меня есть загадка, вы хотите, чтоб я вам ее загадала?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно:
Места заполняются в зрительном зале,
Актеры готовы, спектакль начинается.
Теперь ответьте, друзья, поскорей
Куда же мы с вами отправим гостей? (Театр)
Воспитатель: Как много ответов! Чтобы правильно назвать место, с которым мы познакомимся, давайте с вами поиграем в игру. Хотите?
Дети: да!
Воспитатель: Сначала разделимся на 2 команды. У меня в руках два конверта: один с зеленым треугольником, другой – с желтым, для каждой команды. В конвертах лежит картинка, которую нужно собрать. (Воспитатель, в лежащие на ковре два обруча, раскладывает два конверта, для каждой команды. Дети на время собирают картинку).
Воспитатель: Раз, два, три, картинку собирать начни!
Воспитатель: Кто же узнал, что это за здание?
Дети: (Ответы детей)
Слайд 7. Драматический театр имени М. С. Щепкина.
Воспитатель: Это драматический театр имени Михаила Семеновича Щепкина. Что вы знаете о театре? Какой он (Рассказы детей. В театре работают актеры, режиссеры, постановщики, которые показывают и ставят для зрителей спектакли. Люди приходят в театр смотреть представления, отдыхать).
- Какие еще театры есть в нашем городе? (Кукольный театр)
Слайд 8. Памятник Михаилу Степановичу Щепкину.
Воспитатель: Посмотрите, около театра стоит памятник. Кто знает, кому он посвящен? Он посвящен нашему знаменитому артисту и земляку М. С. Щепкину, в честь которого назван наш театр.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к нашему маршрутному листу, отметим то место, с которым мы познакомились, флажком и проложим маршрут стрелочками от того места, откуда мы пришли. С каким местом мы познакомились?
Дети: С Драматическим театром имени М. С. Щепкина.
Дети вместе с воспитателем подходят к маршрутному листу и отмечают флажком то место, с которым познакомились. После этого они стрелочками отмечают маршрут путешествия от предыдущего места.
Воспитатель: А следующее место, с которым можно познакомить гостей, названо в честь знаменитого человека, который родился в нашем городе. Посмотрите внимательно, вы узнаете этого человека?
Слайд 8. Светлана Хоркина.
Дети: Да, это Светлана Хоркина (спортсменка, гимнастка, победительница олимпиад).
Слайд 9. Комплекс Светланы Хоркиной.
Воспитатель:А это Комплекс Светланы Хоркиной, названый в честь нее. А кто знает, для чего он нужен?
Дети: (Для того, чтобы заниматься спортом, быть здоровым и сильным, участвовать в соревнованиях, быть лучше, занимать первые места, чтоб родители гордились своими детьми).
Воспитатель: Для того, чтобы стать сильными и здоровыми мы проведем с вами разминку.
(Мультимедийная разминка с Пандой. Дети повторяют движения, которые показывает на экране Панда).
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к нашему маршрутному листу, отметим то место, с которым мы познакомились, флажком и проложим маршрут стрелочками от того места, откуда мы пришли. С каким местом мы познакомились?
Дети: Комплекс Светланы Хоркиной.
Дети вместе с воспитателем подходят к маршрутному листу и отмечают флажком то место, с которым познакомились. После этого они стрелочками отмечают маршрут путешествия от предыдущего места.
Воспитатель: Как вы уже успели увидеть, наш город очень красивый. Скажите, ребята, как юные экскурсоводы, с какими еще местами вы бы познакомили гостей нашего города?
Дети:(Слушаются рассказы детей о местах Белгорода : парки, фонтаны, зоопарк)
Воспитатель:А мне бы хотелось познакомить гостей с еще одним местом. Вы узнаете это место? Что вы можете о нем рассказать?
Слайд 10. Зоопарк.
Дети: (Зоопарк – это место, где проживают животные и птицы из всех уголков земли. Там работают люди, которые ухаживают за ними, кормят их.)
Воспитатель:А какие животные живут в Белгородском зоопарке?
Дети: (медведь, лиса, волк, лев, леопард)
Дидактическая игра «Найди пару»
Воспитатель: Дети, посмотрите, перед вами лежат картинки с животными и их детенышами. Каждый себе выбирает одну картинку. Но посмотрите внимательно, детеныши потеряли своих родителей. Найдите свою пару и встаньте рядом, назовите животное и его детеныша.
Воспитатель: Вы все правильно нашли свои пары. А теперь каждый называет животное и его детеныша.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к нашему маршрутному листу, отметим то место, с которым мы познакомились, флажком и проложим маршрут стрелочками от того места, откуда мы пришли. С каким местом мы познакомились?
Дети: с Зоопарком.
Дети вместе с воспитателем подходят к маршрутному листу и отмечают флажком то место, с которым познакомились. После этого они стрелочками отмечают маршрут путешествия от предыдущего места.
Итог занятия:Теперь мы с вами много знаем о Белгороде, и можем рассказать о его достопримечательностях нашим гостям. Давайте мы с вами вспомним те места, где мы с вами побывали. Откуда мы начали свой маршрут? (Соборная площадь). А куда мы двигались дальше? (Драматический театр, комплекс С. Хоркиной, Зоопарк). Скажите, вам понравилось быть экскурсоводами? А что еще понравилось? Что вы запомнили? (Слушаются рассказы детей).
Дети стоят возле маршрутного листа и называют по порядку места, с которыми познакомились. Слушаются рассказы детей.
Воспитатель:Вот и закончилось наше знакомство с городом. Мы получили полезные знания в нашей школе Юных экскурсоводов. И я с радостью вам вручаю сертификаты об окончании 1 курса нашей школы. Теперь мы можем провести экскурсию с родителями и со своими друзьями и многое рассказать о нашем городе. Но в следующий раз, когда вы снова придете в эту школу, мы отправимся по другому маршруту и будем знакомиться уже с другими интересными местами. (Показ маршрутного листа)
А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания!