Наталья Пичугина
Интегрированное занятие для детей 5–6 лет с ОВЗ (ЗПР) «Путешествие в весенний лес»
Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ (ЗПРР) 5–6 лет «Путешествие в весенний лес»
Тема: "Путешествие в весенний лес"
Цель:
Развитие познавательных и сенсомоторных навыков.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Совершенствовать сенсомоторные навыки.
2. Закреплять знания детей о весне, сезонных изменениях в природе весной, о насекомых, обобщающее понятие «насекомые».
3. Закрепить знание геометрических фигур, величины, цвета.
Коррекционно-развивающие:
1. Обогащать и развивать словарь по теме, развивать связную речь детей.
2. Развивать произвольное внимание, слуховое внимание, зрительную память и восприятие.
3. Формировать чувство ритма, координацию движений.
4. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
1. Создавать положительный эмоциональный фон, доброжелательное настроение, умение видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к природе.
2. Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
Оборудование: цветные колокольчики, досочки Сегена, прищепки-цветы 4 основных цветов, карточка-схема для визуально-ритмического ряда, песочный стол, фигурки насекомых (игрушки, картинки насекомых (бабочка, божья коровка, жук, муха, пчела, муравей, клавесы, орто-коврики и мостики (элементы балансировочной дорожки, пособие Ольги Суховой «Слушать интересно» - картинки насекомых и запись их голосов, коктейльные трубочки для дыхательной гимнастики, дорожка (из малярного скотча) с нарисованными геометрическими фигурами разных цветов и размеров., резиновые перчатки – синяя – тучка и желтая – солнышко.
Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворений; отгадывание загадок; рассматривание картинок и иллюстраций про насекомых, птиц, животных леса; слушание голосов птиц, звуков дождя и т. д. ; работа с прищепками, скрепками, игры с геометрическими фигурами.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а волшебное. И у меня для вас есть волшебные колокольчики. Давайте с ними поиграем.
-Динь-дон, динь-дон
Колокольчик звени! (звенят)
Динь-день, динь-день
Начинаем новый день! (разводят руки в стороны)
(Дети звенят колокольчиками, выполняя движения с педагогом)
Учитель-дефектолог: Ребята, я предлагаю начать наш новый день с путешествия. Вы любите путешествовать? (ответы детей).
2. Учитель-дефектолог: Сейчас у нас какое время года? (весна). Да, правильно, молодцы!
Весной все оживает, природа просыпается. И сегодня мы с вами отправимся в весенний лес. На чем мы можем туда отправиться? (ответы детей).
А мы сегодня отравимся на не обычном, сказочном транспорте, на ковре-самолете.
-Ребята, посмотрите, наш ковер самолет такой старый, что в нем образовались дыры. Давайте его починим, подберем заплатки.
Дидактическая игра «Почини ковер» с использованием досок Сегена.
3. Динамическая пауза:
Починили ковер- самолет,
(стучим кулак об кулак и говорим ТУК-ТУК)
И полетели с друзьями в полет.
(показываем крылья двумя руками и говорим Ж-Ж-Ж-Ж-Ж)
Над морями и лесами,
(круговые движения руками (говорим ВЖИК-ВЖИК)
Над горами и полями,
(делаем «брызгающие» движения пальцами и говорим УХ-УХ)
Облетели шар земной.
(обхватываем воображаемый шар. Говорим ВОТ ТАК)
Приземлились в лесу, весной.
(присели, показали большой палец и сказали ЗДОРОВО)
4. Учитель-дефектолог: Вот мы и прилетели в лес. Предлагаю вам пройти по волшебной дорожке на весеннюю полянку.
Моторная дорожка (орто-коврики, мостики).
Идем с чередованием движений (на коврике – топ-топ, на мостике – хлоп-хлоп).
- Вот мы и попали на весеннюю полянку. Присядем-посидим и на небо поглядим. (Педагог надевает перчатки: желтую – солнышко, синюю – тучку, проигрывает с детьми).
А весной, ребятки,
Вышло солнце из-за тучки,
Помахало тебе лучиками,
Обняло – поцеловало,
С добрым утром всем сказало!
5. Учитель-дефектолог: Солнышко не только светит, но и греет, и полянка оживает, просыпаются первые цветочки.
Давайте поможем полянке проснуться. Вот посмотрите, какие у меня есть волшебные цветы (цветы – прищепки 4-х основных цветов). Давайте украсим, оживим нашу полянку.
Выкладывание по схеме (визуально-ритмический ряд «Тюльпаны»)
Ребята, посмотрите, вам нравится наша полянка? Какая она стала? (красивая, нарядная).
6. Учитель-дефектолог : Ребята, а кого к себе привлекают яркие цветы? (ответы детей).
- Да, яркие цветы всегда привлекают к себе разных насекомых.
Только что же это такое? Никого не видно и не слышно вокруг, видно насекомые еще не проснулись, такая тишина. Давайте мы сейчас присядем на нашей полянке и прислушаемся.
Задание на слуховое восприятие «Угадай, чей голосок?» (пособие Ольги Суховой – картинки насекомых и запись их голосов).
7. Учитель-дефектолог: Молодцы, отгадали все голоса насекомых. Только посмотрите, видимо они еще не совсем проснулись, не видно их совсем на нашей полянке. Давайте мы их разбудим.
У меня есть волшебные трубочки, с их помощью мы будем искать насекомых.
Дыхательная гимнастика «Кто спрятался?» (песочный стол, трубочки для коктейля, картинки насекомых, засыпанные песком).
- Смотрите, первой попробую я, беру трубочку, делаю вдох носом и плавно, спокойно выдыхаю через трубочку на песок. Ой, посмотрите, кто же это? (ответы). А теперь вы попробуйте отыскать насекомых. Дети выполняют упражнение и называют, кого нашли. Ребята, кого мы разбудили? (ответы. жука, бабочку, кузнечика.). А как их назвать одним словом? (насекомые).
8. Учитель-дефектолог: Ребята! Мы с вами разбудили насекомых, они обрадовались весне, теплу, яркому солнышку и хотят с нами поиграть.
Динамическая пауза «Насекомые»
(двигательная активность, звукоподражание)
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелек: «з-з-з.»
И мохнатый мотылек,
Два жука: «ж-ж-ж.»
И стрекоза, как фонарики глаза.
Полетала, пожужжала,
От усталости упала.
9. Учитель-дефектолог: Ребята, вы большие молодцы! А теперь я хочу узнать, какие вы внимательные и наблюдательные. Давайте поиграем?
Игра «Кто улетел?» (кого не стало).
Перед детьми ряд насекомых, дети закрывают глаза, педагог убирает сначала одного, затем 2-х насекомых, дети отгадывают, кто улетел.
10. Учитель-дефектолог:
Ребята, насекомые летали, с нами играли и очень устали, и теперь хотят вернуться в свои домики. Давайте поможем насекомым найти свой домик.
Передвигать насекомое в дом мы будем с помощью волшебной палочки.
Игра «Найди свой дом»
(Перед детьми на полу дорожка (из малярного скотча) с нарисованными геометрическими фигурами разных цветов и размеров и фигурки насекомых. Педагог дает задания каждому ребенку индивидуально, дети выполняют с помощью палочек-клавес, передвигая насекомое в нужный домик.
Например, Арсений, у жука дом большой синий квадрат. Отправь жука в его дом).
Рефлексия:
-Посмотрите, ребята, мы помогли насекомым вернуться в свои домики. Нам с вами тоже пора возвращаться домой, в свой любимый детский сад. Садимся на наш ковер-самолет.
Над морями и лесами
Над горами и полями
Облетели шар земной,
Приземлились в сад родной.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Расскажите, что вам понравилось в весеннем лесу (ответы детей)
возраста