Наталья Тарасова
Интегрированное занятие «Птицы нашего леса» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по теме: " Птицы нашего леса.
"
Авторы: Рустемова С. Ф. Тарасова Н. П. воспитатели ЛГМАДОУ ДСКВ №7 Филиппок".
Публикация «Интегрированное занятие „Птицы нашего леса“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Описание материала: данный конспект непосредственно - образовательной деятельности рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, а также может быть полезен педагогам, занимающимся проблемой экологического воспитания дошкольников. Детей очень привлекают нетрадиционные техники рисования, при помощи которых можно закрепить полученные знания об окружающем мире, о птицах.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, художественная литература, познание, коммуникация, музыка, экология.
Цель: продолжать знакомство с нетрадиционными техниками рисования — рисование пластилином (пластилинография).
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить находить признаки сходства и различия;
- помочь детям запомнить стихотворение с использованием мнемотаблицы.
- продолжать учить соблюдать правила композиции, аккуратно работать с пластилином, совершенствовать умение отщипывать маленький кусочек пластилина и растягивать его по силуэту снегиря.
Развивающие:
- активизировать внимание, память и мышление; зрительное внимание, поэтический слух, умение соотносить содержание стихотворения с изображением на опорных картинках.
- развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
- продолжать развивать эстетический вкус, цветовосприятие, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
- вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Словарная работа: синица, снегирь, сорока, воробей, дятел.
Проводилась предварительная работа в рамках проекта птицы «Нашего леса»:
беседа о зиме, как о голодном и трудном времени для птиц,
разучивание стихов о птицах,
рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края,
отгадывание загадок о птицах,
рисование птиц, изготовление аппликаций,
работа с настольными и дидактическими играми,
чтение художественной литературы,
просмотр презентаций, фильмов о птицах,
пополнение коллекции перьев птиц,
разгадывание ребусов про птиц,
изготовление альбома совместно с родителями «Птицы нашего леса».
Оборудование:
- демонстрационный материал (картинки и фотографии зимующих птиц в презентации; записи голосов птиц на CD-диске; образец работы — динамическая таблица, мнемотаблица, мультимедийное оборудование, корзинка с загадками);
- раздаточный материал (пластилин, досточки для лепки, стеки, листы бумаги с изображением снегиря на ветке рябины, разрезные картинки).
Непосредственно-образовательная деятельность:
Организационный момент.
Звучит песня «Зимняя сказка». Дети с воспитателем входят в группу.
Здравствуйте, девчонки, добрый день, мальчишки!
Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками. А сейчас поздороваемся с гостями.
Вводная беседа. Актуализация знаний детей.
Слайд №1
Показываю иллюстрации с изображением зимних пейзажей.
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко).
О каком времени года написано это стихотворение? (О зиме).
Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной. Сегодня Незнайка приглашает вас, дети, на прогулку в удивительный зимний лес, который может подарить вам интересные встречи.
Мы заходим с вами в лес, полный сказок и чудес,
Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.
Присядем на пеньки.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу. (Звучит запись «Голоса птиц»).
Слайд №2
Кто что представил? Чьи голоса вы слышали? (Ответы детей).
Как здесь удивительно и красиво! В морозной тишине стрекочут любопытные сороки. Зачем ты, человек, пришёл в лес? С добром или нет? Давайте узнаем кто же обитает в нашем зимнем лесу.
Кто загадку отгадает,
Тот конвертик получает.
Но мы его сейчас не открываем. Когда у всех конверты будут в руках, мы их откроем и узнаем что нас ждет дальше.
Слайд №3
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей).
(Показываю презентацию с изображениями птиц).
Слайд №4
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).
Слайд №5
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел).
Слайд №6
Верещунья, белобока,
А зовут её… (сорока).
Слайд №7
Доклевав рябины кисть,
Красны лампочки зажглись.
Крылья каждая имеет!
Кто назвать её сумеет? (Снегирь)
А теперь давайте заглянем в наши конвертики. Что там?. А теперь давайте их соберём и узнаем кто прилетел на нашу зимнюю полянку.
Дидактическая игра «Собери птиц».
Давайте Незнайке назовем птиц, которых мы собрали.
Ребята, а как их одним словом можно их назвать? (зимующие).
Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Птицы просыпаются с солнышком, и целый день ищут себе корм. Голодная птичка холодной ночью может погибнуть.
Релаксационное упражнение «Согрей птичку».
Давайте представим себе, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение удивления, огорчения). Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, чтобы согреть, прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю. (Выражение лица радостное).
Физминутка. «Птичка ожила».
Птичка крыльями взмахнула,
Птица перья отряхнула,
Крылья убрала назад,
Сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо — влево,
Удивилась, что за дело?
Нет тут птицы ни одной,
Полечу-ка я домой.
Слайд № 8
Звучит стук дятла
Ребята как вы думаете какая птица работает зимой в лесу.
Слайд № 9
Ребята, давайте выучим стишок про дятла. (мнемотаблица).
Внимательно её послушайте. Воспитатель читает стихотворение.
Дятел
Дятел, дятел дуб долбит,
В щепки дерево дробит.
- Дятел, в дереве дыра,
Перестать давно пора!
Г. Сапгир
Повторное проговаривание стихотворения по строчкам, с опорой на картинки в мнемотаблице.
А теперь кто из вас хочет рассказать стихотворение Незнайки?
Один-два ребенка проговаривают стихотворение самостоятельно, с опорой на картинки в мнемотаблице.
Слайд № 10
Понравилась вам прогулка по лесу? А сейчас давайте вернёмся в нашу группу.
Незнайке очень понравилась одна яркая птица. Как вы думаете, какая это птица?
А вот вам подсказка. А какая из этих птиц прилетает к нам только зимой? (Снегирь).
Незнайка ее зарисовал, но не успел ее раскрасить. Поможем Незнайке?
Мы сегодня необычно раскрасим картинки при помощи пластилина.
Обследование снегиря.
Что есть у снегиря? (Туловище, голова, лапки, крылья, тело покрыто перьями, на голове есть клюв, глаза).
Какого цвета грудка у снегиря? А крыло?
Поэтапный показ и объяснение последовательности выполнения работы.
С техникой пластилинографии мы уже знакомы. Давайте вспомним, как пластилином раскрасить картинку? (Ответы детей). А сначала подготовим наши руки.
Пальчиковая гимнастика.
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки,
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(Сначала - "зовущие» движения пальцев, затем "режущие» движения одной ладони по другой.
Пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга.
Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью, то же – левой рукой.
Тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
Смотрите очень внимательно, ещё раз для всех покажу. Беру в руки пластилин, отщипываю маленький кусочек, кладу его на левую ладонь, правой ладонью сверху накрываю и катаю шарик, затем я этот шарик прикладываю к картинке и большим пальцем правой руки прижимаю и растягиваю. Заметьте, начинаю снизу, ряд за рядом, чтобы было видно перья. Для изображения ягод рябины, я просто прижимаю шарик большим пальцем. Вот такая картинка у меня получилась.
Давайте посчитаем сколько ярких красивых птиц у нас получилось. 1 снегирь, 2 снегиря, 3 снегиря, 4 снегиря, 5 снегирей Сколько всего снегирей? (5)
Итог:
- Что мы делали на занятии?
- Каких птиц мы наблюдали в зимнем лесу?
- А этих птиц как еще называют?
Незнайке очень понравилась прогулка по зимнему лесу, и он очень много узнал о зимующих птицах. Он вас хочет угостить. А гостинцы лежат у него в рюкзаке.