Светлана Бродская
Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Маска — я тебя знаю!»
▼ Скачать + Заказать документы
Маска — не просто кусок раскрашенной бумаги или папье-маше, а определенная модель, тип поведения, который не может быть нейтральным по отношению к «Я». Маска компенсирует то, чего не хватает. Уход от людей означает потерю самого себя; тот, для кого другие только зеркала, рискует не увидеть в них даже собственного изображения.
И. С. Кон
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО ТЕМЕ: «МАСКА – Я ТЕБЯ ЗНАЮ!»
Публикация «Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Маска — я тебя знаю!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Старшая группа
- Темочки
Цель: продолжать развивать коммуникативные навыки детей, навыки
эмоционального общения, формировать умение сочувствовать,
сопереживать другому, закрепить знания детей о возникновении и
использовании масок, продолжать учить расписывать маску по своему
желанию, используя ранее полученные знания.
Оборудование: компьютер, проектор, видеопрезентация, маски с грустным и
веселым изображением лица, сундук, воздушные шары, записи с
музыкальными отрывками, маски из папье-маше по количеству детей,
гуашь, кисти, материал для дизайна маски (бусины, ленты, пайетки и
т. д., магниты-смайлики для поощрения детей.
Предварительная работа: знакомство с базовыми эмоциями, слушание музыкальных произведений разных по темпу и характеру звучания, знакомство с портретом, выполнение портретов в карандаше и живописи, в технике коллажа, знакомство с венецианской маской (рисунок плоскостной маски и аппликация, поэтапное изготовление объемной маски (папье-маше).
Ход
(Приветствие детей при входе в изостудию)
Психолог: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! - солнцу и птицам,
Доброе утро! - улыбчивым лицам!
Давайте улыбнемся и подарим друг другу наши улыбки.
Ребята, сегодня утром в изостудии мы заметили вот этот сундук. Давайте посмотрим, что в нем? Попробуем осторожно открыть его, что же находится внутри?
(при открывании сундука вылетают 3 гелевых шара с прикрепленной белой маской и флеш-накопителем)
Давайте посмотрим, что на этой флешке?
(на флеш-накопителе видеоролик с изображением грустных масок)
Маски : Дорогие ребята! Мы, театральные маски, попали в беду. Поселился
в нашем театре злой Арлекин, который не любит яркие, цветные,
веселые краски. Он забрал у нас все цвета и теперь в наш театр никто
не приходит. В нем царит грусть, уныние и тоска. Мы перестали
радоваться и улыбаться. Помогите нам вернуть наши краски!
Психолог: Ребята, поможем маскам обрести их прежний облик?
Что мы можем для этого сделать?
Ответы детей: раскрасить маски, нарисовать им лица…
Психолог: Тогда сначала предлагаю отправить маскам известие о том, что
мы получили их послание и непременно постараемся помочь. Для этого
давайте разрисуем или напишем на шариках то, что вы сами захотите.
Это и будет вестью о том, что мы спешим на помощь.
Разделитесь на пары и договоритесь между собой, кто из вас будет
держать шарик, а кто рисовать.
( дети договариваются между собой: 1 ребенок - рисует, 2 – держит шарик)
Психолог: Молодцы, здорово получилось.
Расскажите пожалуйста, что вы нарисовали.
Какое послание у вас получилось?
Ответы детей: мы с радостью вам поможем, мы спешим вам на помощь.
Давайте отправим шары назад, в театр к маскам.
Психолог: Ребята, давайте присядем на подушки. Я хочу у вас спросить:
Какие бывают маски? (театральные, цирковые, маска клоуна, маска у
врача). В жизни люди пользуются масками? Для чего они нужны? (ответы детей - смешить людей, менять выражение лица, медицинская, чтобы не заболеть).
Психолог: Есть такое выражение, у человека лицо как маска. Оказывается за маской можно скрыть наше настроение, переживания. Давайте вспомним, какие эмоции мы с вами знаем? (дети называют – грусть, спокойствие, злость, удивление, страх). А когда человек надевает на лицо маску, то он может скрыть то, что испытывает. За маской можно скрыть наше настроение, переживания, словом то, что мы чувствуем и не всегда хотим, чтобы об этом знали окружающие.
Скрыв лицо маской, мы можем рассказать о себе, о чем-то тайном, не стесняясь не боясь быть узнанным. У меня есть один секрет, я могу поделиться им с вами, подойдите ко мне поближе, я вам прошепчу.
(психолог шепчет секрет, например о том, что всегда волнуется перед каким-нибудь важным выступлением)
А может кто-то из вас, ребята хочет рассказать о какой-либо тайне, поделиться с нами о плохом или хорошем, веселом или грустном (варианты секретов – дети боятся быть непринятыми в игру, что у них что-то не получится, не умеют рисовать, лепить и т. д., стесняются рассказать стих на утреннике, и т. д.)
- Спасибо.
Психолог: Ребята, сейчас предлагаю отдохнуть и немного потанцевать.
Игра «Музыкальное настроение»
(звучит разная по темпу и характеру музыка)
Цель: профилактика эмоциональной ригидности.
Психолог: Как вы думаете, какой характер у этой музыки?
Давайте попробуем передать настроение каждой музыки мимикой и
движениями. Постарайтесь сохранить это настроение от начала
музыки и до конца.
1. «Озорники» из к/ф «Приключения Шурика» (веселое, шуточное, задорное,
заводное, зажигательное настроение)
2. Э. Григ «Танец троллей» (тревожное, страшное, осторожное, воинственное,
гневное, свирепое, агрессивное, яростное, стремительное, тяжелое,
пугающее, враждебное настроение).
3. Музыка А. Свиридова «Вальс» (лирическое, печальное, нежное,
задумчивое, мягкое, приветливое, мечтательное, приятное, ласковое
настроение).
4. Марш «Сегодня салют» М. Протасов (энергичное, бодрое, гордое,
парадное, звонкое, торжественное, уверенное, праздничное настроение).
Психолог: Молодцы, ребята. Но нам нужно поторопиться, ведь маски ждут
нашей помощи. Вы помните, мы обещали помочь театральным маскам
вернуть их яркость, цвет и настроение. Сами они себя разрисовать не
могут, так как злой Арлекин забрал с собой все краски.
Преподаватель изодеятельности:
-Ребята, проходите, рассаживайтесь за столы, пора приниматься за работу.
Давайте вспомним, где появилась первая маска? Кто первым начал
пользоваться ею? Для чего она была нужна?
Ответы детей: Самая первая маска появилась в Венеции. Жители Венеции считали, что если лицо закрыто маской, то смерть может не узнать избранного ею человека и пройти мимо. Маски с длинными носами имели также и медицинское назначение: в нос вставляли ткань, пропитанную эфирными маслами, позволявшим владельцу маски избежать заражения, по крайней мере древние люди так считали. В этих масках часто ходили врачи, обследующих больных. Привыкнув, в маске стали ходить на рынки, в гости, театры.
Преподаватель изодеятельности:
- Напоминаю, что в росписи масок вы можете использовать холодные и
теплые оттенки. После раскрашивания можно украсить вашу маску
дополнительными элементами. Они лежат на этом столе.
В руки кисточку возьмем
И творить сейчас начнем!
(во время работы детей звучит спокойная музыка)
Вопросы после рисования:
- Что ты нарисовал? («снежная маска», «маска ночи», «цветочная поляна»)
- Какое настроение у твоей маски? (радостное, веселое, задумчивое,
грустное.)
- Получилось ли то, что задумал изобразить? (да)
-Что вам больше всего нравится в ваших масках? («украшение моей маски», «яркие бусинки», «маска получилась летняя», «моя маска веселая»)
(Дети, которые быстро справились с работой, идут рассматривать с психологом выставку работ на тему «Вернисаж масок»)
Преподаватель изодеятельности: Давайте спросим у масок, смогли мы
помочь им? (подойти к экрану проектора)
Маски : Дорогие ребята, мы получили ваше послание.
Спасибо вам за помощь, злой Арлекин сбежал.
Он испугался, что у нас так много хороших и верных друзей,
которые всегда придут на помощь. Благодаря вам у нас снова
царит мир, доброта и дружба. Теперь у нас все будет ярче,
краше, даже лучше, чем прежде. Спасибо, приходите в наш
театр! Примите от нас в подарок небольшие сюрпризы.
(магнитики со смайликами)
Преподаватель изодеятельности: Какие вы молодцы ребята, вы помогли тем, кто очень нуждался в помощи и можете гордиться собой.
Удачи вам, театральные маски и берегите свои краски.
Спасибо, ребята за работу и до новых встреч!