Усачева Людмила
Интегрированное занятие средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор конспекта занятия Буданова О. В.
Соавтор Усачева Л. Ю.
Интегрированное занятие
в средней группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
«Хлеб - всему голова»
Задачи:
- формировать у детей представления о процессе изготовления хлеба, продолжать знакомить с профессиями (тракторист, комбайнер, мельник, пекарь);
Публикация «Интегрированное занятие средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
- формировать артикуляционный уклад для постановки шипящих звуков;
- развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику, речь детей;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес и уважение к труду взрослых.
Интеграция : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: куклы, самовар, набор игрушечной посуды, бумажный блинок, презентация по теме, диапроектор, колосья пшеницы, соленое тесто, доски для лепки.
Ход занятия
Воспитатель собирает детей вокруг стола, за которым сидят куклы, поставлен самовар и расставлена чайная посуда.
Воспитатель 1: Ребята! К кукле Маше пришли гости на чай. А попить чая им не с чем. А давайте мы с вами приготовим угощение для куклы Маши и её гостей! Тогда садитесь за столы.
Воспитатель 1: Ребята, сядем красиво и поставим зеркала так, чтобы вам было себя видно. Я расскажу вам стихотворение, а вы будете вместе со мной выполнять движения.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил Блинок в сковороде.
Вот Блинок нам улыбнулся,
Рот открыл и потянулся.
Круглый, ровный он – смотри!
Я считаю до 5!
Блин испекся только что!
Ох, горячий! Ну и что!
На Блинок мы сейчас подуем,
Вмиг проказника остудим!
А теперь возьмем варенье –
Вкусное на удивленье!
Ох! Испачкали весь ротик!
Сейчас оближемся, как котик!
Сверху мы Блинок намажем!
Может он «спасибо» скажет?
Чтобы съесть его: «Ням, ням!»
Сложим Блинчик пополам!
Эх! Держись Блинок внутри!
Я считаю до 5! Поднять руки вверх, потом разомкнуть пальцы.
Выполнить волну рукам.
Поднять руки вверх, затем опустить вниз.
Показ бумажного блинка в игрушечной сковородке.
Выполняется артикуляционное упражнение «Улыбка», «Широкий ротик», движение руками вверх, «Блинок» - удерживается под счет от 1 до 5.
Выполняется артикуляционное упражнение «Подуем на блинок».
Показ игрушечной банки с вареньем.
Массаж губ указательными пальцами.
Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
Выполняется соответствующее движение руками, как будто намазываем бутерброд.
Упражнение «Накажем непослушный язычок».
Язык поднимается за верхние зубы
и удерживается в таком положении под счет до 5.
Воспитатель 1: Зашипел Блинок на сковородке: «Ш – Ш – Ш» (дети вместе с воспитателем произносят звук). Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Мы с вами испекли блинок для наших кукол, а что можно еще приготовить, чем угостить их?
Дети: Баранками, пирожками, мороженным, булкой!
Воспитатель 1: А давайте посмотрим на «Волшебный экран»! Что же он нам покажет, чем еще можно угостить кукол?
Воспитатель 1: Закроем глазки! (Включается диапроектор. Слайд №1). Можно открывать! Что изображено на экране?
Дети: Пирог, плюшки, косичка.
Воспитатель 1: Как же можно всё это назвать одним словом?
Дети: Хлеб!
Воспитатель 1: Правильно. «Хлеб – всему голова!», «Если хлеба ни куска, то и дома тоска!», «Плох обед, когда хлеба нет!», «Земля матушка, а хлеб – батюшка». Вот сколько пословиц и поговорок есть о хлебе! Без хлеба и чайку попить не с чем! И угостить куколок не чем! Вот как плохо бывает без хлеба! Чтобы приготовить хлеб нужно много-много труда. Хлеб появляется из зёрнышка (Слайд №2). Для того чтобы из зёрнышка появился вот такой румяный каравай (Слайд №3) надо приложить очень много усилий. Сначала, люди выращивают вот такие колоски (показ пшеничных колосьев). Людей, которые выращивают хлеб, называют «хлеборобы». Давайте вместе произнесем это слово.
Дети: Хлеборобы.
Воспитатель 1: Алена, произнеси еще раз это слово тихим голосом. Никита, скажи нам громко. Рома, прохлопай слово «хлеборобы». Молодцы! А давайте посмотрим, что же из себя представляет колосок! У колоска есть стебелек, усики, которые называются ости, а внутри – маленькие зёрнышки, из которых потом получается хлеб.
Воспитатель подходит к каждому ребенку, показывает пшеничный колосок и дает потрогать.
Воспитатель 1: Сначала хлеборобы готовят землю для посадки зернышек. (Слайд № 4).
К трактору цепляют плуг. Скажем вместе это слово!
Дети: Плуг. (Дети произносят новое слово хором, тихим и громким голосом, прохлопывают его).
Воспитатель 1: Плугом пашут и рыхлят землю. Но после плуга в земле остается много больших комков. Зернышкам там будет неуютно! И чтоб превратить эти большие комки в маленькие комочки, используют вот такую борону (Слайд № 5). Скажем вместе это слово.
Дети: Борона. (Дети произносят новое слово хором, тихим и громким голосом, прохлопывают его).
Воспитатель 1: Борона делает землю мягкой! Она цепляется за трактор. А кто управляет трактором?
Дети: Тракторист.
Воспитатель 1: Когда земля становится мягкой - её ещё называют почвой (Слайд № 6) - в неё сажают зёрнышки. Чтобы они проросли, нужно ещё что-то. А что мы узнаем, отгадав загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не печка, а печет!
Дети: Солнце! (Слайд № 7)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
Дети: Дождик! (Слайд № 8)
Воспитатель 2: Солнце землю согревает, дождик дает зернышкам попить. А давайте с вами поиграем! Тоже превратимся в маленькое зернышко!
Физкультминутка.
Дети сначала сидят, а потом встают около стульчиков и выполняют движения вместе с воспитателем.
Посадили мы зерно,
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает.
Прорастает зернышко –
Потянулось к солнышку!
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает.
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок! Воспитатель и дети соединяют ладошки вместе.
Сжимают и разжимают кулачки.
Шевелят пальчиками.
Дети встают из-за стульчиков и поднимают руки вверх.
Движение руками из стороны с сторону.
Дети встают на носочки и делают «замочек» с прямыми пальцами.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель 1: Колоски созрели и поле стало золотым. (Слайд № 9). Можно собирать урожай! На поле выходит комбайн. (Слайд № 10).
Дети: Комбайн. (Дети повторяют новое слово вместе, по одному тихим, громким голосом, прохлопывают его).
Воспитатель 1: Он по полюшку идет из трубы зерно течет. Зерно отвозят в специальное хранилище. Оно называется элеватор. (Слайд № 11). Там зернышки бережно сохраняют от холода, от сырости, от вредных жучков.
Дети: Элеватор. (Дети повторяют новое слово вместе, по одному тихим, громким голосом, прохлопывают его).
Воспитатель 1: А из элеватора зернышки отвозят на мельницу. (Слайд № 12).
Дети: Мельница. (Дети повторяют новое слово вместе, по одному тихим, громким голосом, прохлопывают его).
Воспитатель 1: На мельнице зернышки превращают в муку. А муку отправляют в магазины и в пекарни. А кто работает в пекарне?
Дети: Пекарь. (Дети повторяют новое слово вместе, по одному тихим, громким голосом, прохлопывают его). (Слайд № 13).
Воспитатель 1: Пекарь печет вкусный хлеб для нас и что-то еще. Кто назовет, что еще печет пекарь?
Дети: Пироги, кексы, пончики, торты, пряники, крендельки.
Воспитатель 1: Вот сколько всего вкусного печет для нас пекарь. (Слайд № 14). А давайте поиграем. Мы с вами превратимся в настоящих пекарей и приготовим своими руками угощение для наших кукол!
Воспитатель 2: У меня есть волшебное тесто! Мы сегодня с вами будем печь из него баранки и пряники. Возьмите кусочек теста и положите его на доску.
Воспитатель раздает тесто детям.
Воспитатель 2: Чтобы испечь баранку, мы возьмем кусочек теста, раскатаем его между ладонями продольными движениями и соединим краешки. Получилась баранка! А чтобы получился пряник, мы тоже возьмем кусочек теста, раскатаем его между ладонями круговыми движениями и чуть-чуть прижмем. Получился пряник! Но мы пряники и баранки украсим, чтобы они были красивыми и аппетитными! Возьмем колпачок и нанесем рисунок на наше изделие. Вот так! А теперь, ребята, берите тесто и попробуйте приготовить угощенье для кукол.
Дети лепят из теста баранки и пряники и украшают их. Воспитатель подходит к каждому ребенку, хвалит и помогает, если не получается.
Воспитатель 2: Кто слепил, положите ваши изделия на противень. Ребята, вы молодцы! Смотрите, сколько много угощения вы приготовили для наших кукол! Давайте отдадим куклам угощение! Пусть они попьют чайку!
Итог: Спасибо вам, ребята! Теперь наши куклы очень довольны!