Лучший педагог года

Интегрированное занятие «Три чуда в сказке А. С. Пушкина и опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Ирина Мещанинова
Интегрированное занятие «Три чуда в сказке А. С. Пушкина и опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Интегрированное занятие – «Три чуда» в сказке А. С. Пушкина и опере

Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Цели и задачи:

- расширять культурное пространство ребенка;

- воспитывать в детях высокую художественность;

- развивать музыкальное восприятие детей на основе синтеза искусств;

Публикация «Интегрированное занятие „Три чуда в сказке А, С, Пушкина и опере Н, А, Римского-Корсакова „Сказка о царе Салтане“» размещена в разделах

- развивать воображение, фантазию, музыкальность, творческие способности детей;

- эмоционально откликаться на средства музыкальной выразительности.

Предварительная работа:

- чтение «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина;

- рассматривание иллюстраций, художника Владимира Михайловича Конашевича;

- разучивание стихотворного текста сказки (отрывки);

- слушание фрагментов из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» :

- «Белка»;

- «Тридцать три богатыря»;

- «Полет шмеля»;

- разучивание русской народной песни и хоровода «Прялица», в обработке Т. Ломовой;

- игра на детских музыкальных инструментах.

Дети входят в зал и садятся на стулья.

Педагог: Дети! Сегодня мы с вами отправимся в мир русской музыки

и русской поэзии, в царство сказок.

Я прочитаю отрывок из сказки, а вы догадайтесь из какой.

«Три девицы под окном,

Пряли поздно, вечерком…» (ответы детей).

Правильно, это сказка «О царе Салтане написанная нашим

великим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.

Дети, а кто знает точное название этой сказки? (ответы детей).

Она называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и

могучем богатыре - князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной

царевне Лебеди».

Я предлагаю вам, посмотреть небольшой отрывок из этой сказки,

который разыграют наши девочки.

Ставятся три прялки, девочки занимают свои места и прядут пряжу.

Педагог: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

Девочки инсценируют русскую народную песню «Прялица» в обработке Т. Ломовой. После исполнения песни девочки заводят плавный хоровод, в конце которого снова садятся за прялки.

Первая девица: «Кабы я была царица, –

Педагог: Говорит одна девица, –

Первая девица: То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

Вторая девица: «Кабы я была царица, –

Педагог: Говорит ее сестрица,

Вторая девица: То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

Третья девица: «Кабы я была царица, –

Педагог: Третья молвила сестрица,

Третья девица: Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Педагог: Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Девочки встают из-за прялок, кланяются и садятся.

Педагог: Вот этой сценой, ребята, и начинается «Сказка о царе Салтане…».

День рождения, великого поэта Александра Сергеевича Пушкина

отмечается в России каждый год. К столетию поэта великий русский

композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу

«Сказка о царе Салтане».

Рассказать сказку в музыке - непросто. музыке

Композитору, необходимо было найти те интонации, ритмы,

музыкальные краски, с помощью которых, у слушателей вызывали

бы представление о сказочных образах, помогли бы «увидеть» все

сказочные превращения, небылицы, чудеса.

Ребята, вспомните, а какие чудеса происходят в этой сказке?

(ответы детей)

Правильно ребята, вы все верно подметили, в этой сказке три

чуда – Белка,Тридцать три богатыря и царевна Лебедь.

Давайте послушаем отрывок из сказки, где князь Гвидон встречается с

первым чудом – Белкой.

Дети читают отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

…За морем житье не худо;

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит.

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом

Есть там белка, что при всех

Золотой грызет орех,

Изумруды вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладет

И с присвисточкой поет

При честном, при всем народе:

Во саду ли, в огороде…

Педагог: Ребята, я предлагаю вам сыграть очень известную русскую народную

мелодию «Во саду ли, в огороде».

Дети берут музыкальные инструменты и исполняют фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова «Белка»,аранжеровка для детского оркестра

Г. Струве.

Педагог: А какое, следующее, чудо описывает в своей «Сказке о царе Салтане…»

Александр Сергеевич Пушкин? (ответы детей).

Правильно, следующее чудо – это тридцать три богатыря.

Послушайте, как об этом чуде написал Александр Сергеевич Пушкин.

Дети читают отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя

Тридцать три богатыря

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор…

Педагог: А сейчас вы услышите, как Н. А. Римский-Корсаков в опере «Сказка о Царе

Салтане», музыкой «рисует» картину моря.

Дети слушают фрагмент из оперы Н. А. Римского – Корсакого «Сказка о Царе Салтане»

(«Тридцать три богатыря»).

Педагог: Мы с вами послушали фрагмент музыки из оперы «Тридцать три богатыря»,

и еще раз убедились в том, что музыка может изобразить любое

природное явление будь-то солнышко, ветер или море.

В этом фрагменте, который мы слушали, можно не только услышать,

но и представить себе это море – оно - то величаво плещется раскидистыми

волнами, бьется о берег,а через мгновение оно спокойно, нежно и ласково.

А теперь поговорим о другом чуде – Царевне лебеде.

Вспомним, как А. С. Пушкин описывает этот сказочный образ.

Дети читают отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Вот идет молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо,

Это диво, так уж диво…

Педагог: (показывает репродукцию М. А. Врубеля, иллюстрацию И. Я Белибина)

Посмотрите, как художники-иллюстраторы изобразили плывущего

лебедя – гордую величественную птицу.

А художник М. А. Врубель сумел передать момент превращения

птицы в Царевну. Художники в красках передают образ сказочной

птицы, а композитор с помощью звуков «рисует» музыкальный образ.

Кто может назвать композитора, который написал оперу «Сказка о

царе Салтане(ответы детей).

Правильно, это русский композитор Николай Андреевич Римский-

Корсаков.

Звучит фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царевна-лебедь».

Педагог предлагает детям высказаться о характере прослушанной музыке.

Педагог: Вы, правильно заметили, что музыка плавная, мелодичная, плывущая

в то же время она гордая и величественная.

Давайте попробуем, изобразить эту музыку в движении.

Звучит музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царевна – лебедь», дети свободно импровизируют под музыку, придумывая движения в соответствии с характером музыки.

Педагог предлагает детям нарисовать Царевну-лебедь. Во время рисования звучит фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакого «Царевна-Лебедь».

По окончании рисования, устраиваем выставку и рассматриваем детские работы.

Педагог: Встреча со сказкой А. С. Пушкина и оперой Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» заканчивается. В память об этом сказочном

путешествии останутся ваши рисунки.

Здесь, как о будущем рассказ,

Живет поэзия повсюду.

И Пушкин – с нами, Пушкин – в нас,

И мы уже причастны к чуду… (М. Дудин)

Предложение нарисовать еще одно из чудес сказки может прозвучать как домашнее задание.

Публикации по теме:

Музыкальное занятие «Сказка в творчестве Римского-Корсакова»Музыкальное занятие «Сказка в творчестве Римского-Корсакова» Цель: Закрепить знания детей о сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». ее особенностями (многообразием образов, стихотворной формой.

Тематическая непосредственная образовательная деятельность по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»Тематическая непосредственная образовательная деятельность по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Цель: Обогащение знаний детей в области оперы, используя литературные выдержки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Три чуда в сказке А. С. Пушкина и опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Опубликовано: 16 июня 2015 в 14:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД