Интегрированное занятие «Три чуда в сказке А. С. Пушкина и опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Ирина Мещанинова
Интегрированное занятие «Три чуда в сказке А. С. Пушкина и опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Интегрированное занятие – «Три чуда» в сказке А. С. Пушкина и опере

Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Цели и задачи:

- расширять культурное пространство ребенка;

- воспитывать в детях высокую художественность;

- развивать музыкальное восприятие детей на основе синтеза искусств;

- развивать воображение, фантазию, музыкальность, творческие способности детей;

- эмоционально откликаться на средства музыкальной выразительности.

Предварительная работа:

- чтение «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина;

- рассматривание иллюстраций, художника Владимира Михайловича Конашевича;

- разучивание стихотворного текста сказки (отрывки);

- слушание фрагментов из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»:

- «Белка»;

- «Тридцать три богатыря»;

- «Полет шмеля»;

- разучивание русской народной песни и хоровода «Прялица», в обработке Т. Ломовой;

- игра на детских музыкальных инструментах.

Дети входят в зал и садятся на стулья.

Педагог: Дети! Сегодня мы с вами отправимся в мир русской музыки

и русской поэзии, в царство сказок.

Я прочитаю отрывок из сказки, а вы догадайтесь из какой.

«Три девицы под окном,

Пряли поздно, вечерком…» (ответы детей).

Правильно, это сказка «О царе Салтане написанная нашим

великим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.

Дети, а кто знает точное название этой сказки? (ответы детей).

Она называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и

могучем богатыре - князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной

царевне Лебеди».

Я предлагаю вам, посмотреть небольшой отрывок из этой сказки,

который разыграют наши девочки.

Ставятся три прялки, девочки занимают свои места и прядут пряжу.

Педагог: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

Девочки инсценируют русскую народную песню «Прялица» в обработке Т. Ломовой. После исполнения песни девочки заводят плавный хоровод, в конце которого снова садятся за прялки.

Первая девица: «Кабы я была царица, –

Педагог: Говорит одна девица, –

Первая девица: То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

Вторая девица: «Кабы я была царица, –

Педагог: Говорит ее сестрица,

Вторая девица: То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

Третья девица: «Кабы я была царица, –

Педагог: Третья молвила сестрица,

Третья девица: Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Педагог: Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Девочки встают из-за прялок, кланяются и садятся.

Педагог: Вот этой сценой, ребята, и начинается «Сказка о царе Салтане…».

День рождения, великого поэта Александра Сергеевича Пушкина

отмечается в России каждый год. К столетию поэта великий русский

композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу

«Сказка о царе Салтане».

Рассказать сказку в музыке - непросто. музыке

Композитору, необходимо было найти те интонации, ритмы,

музыкальные краски, с помощью которых, у слушателей вызывали

бы представление о сказочных образах, помогли бы «увидеть» все

сказочные превращения, небылицы, чудеса.

Ребята, вспомните, а какие чудеса происходят в этой сказке?

(ответы детей)

Правильно ребята, вы все верно подметили, в этой сказке три

чуда – Белка,Тридцать три богатыря и царевна Лебедь.

Давайте послушаем отрывок из сказки, где князь Гвидон встречается с

первым чудом – Белкой.

Дети читают отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

…За морем житье не худо;

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит.

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом

Есть там белка, что при всех

Золотой грызет орех,

Изумруды вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладет

И с присвисточкой поет

При честном, при всем народе:

Во саду ли, в огороде…

Педагог: Ребята, я предлагаю вам сыграть очень известную русскую народную

мелодию «Во саду ли, в огороде».

Дети берут музыкальные инструменты и исполняют фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова «Белка»,аранжеровка для детского оркестра

Г. Струве.

Педагог: А какое, следующее, чудо описывает в своей «Сказке о царе Салтане…»

Александр Сергеевич Пушкин? (ответы детей).

Правильно, следующее чудо – это тридцать три богатыря.

Послушайте, как об этом чуде написал Александр Сергеевич Пушкин.

Дети читают отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

…В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя

Тридцать три богатыря

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор…

Педагог: А сейчас вы услышите, как Н. А. Римский-Корсаков в опере «Сказка о Царе

Салтане», музыкой «рисует» картину моря.

Дети слушают фрагмент из оперы Н. А. Римского – Корсакого «Сказка о Царе Салтане»

(«Тридцать три богатыря»).

Педагог: Мы с вами послушали фрагмент музыки из оперы «Тридцать три богатыря»,

и еще раз убедились в том, что музыка может изобразить любое

природное явление будь-то солнышко, ветер или море.

В этом фрагменте, который мы слушали, можно не только услышать,

но и представить себе это море – оно - то величаво плещется раскидистыми

волнами, бьется о берег,а через мгновение оно спокойно, нежно и ласково.

А теперь поговорим о другом чуде – Царевне лебеде.

Вспомним, как А. С. Пушкин описывает этот сказочный образ.

Дети читают отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

…Вот идет молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо,

Это диво, так уж диво…

Педагог: (показывает репродукцию М. А. Врубеля, иллюстрацию И. Я Белибина)

Посмотрите, как художники-иллюстраторы изобразили плывущего

лебедя – гордую величественную птицу.

А художник М. А. Врубель сумел передать момент превращения

птицы в Царевну. Художники в красках передают образ сказочной

птицы, а композитор с помощью звуков «рисует» музыкальный образ.

Кто может назвать композитора, который написал оперу «Сказка о

царе Салтане(ответы детей).

Правильно, это русский композитор Николай Андреевич Римский-

Корсаков.

Звучит фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царевна-лебедь».

Педагог предлагает детям высказаться о характере прослушанной музыке.

Педагог: Вы, правильно заметили, что музыка плавная, мелодичная, плывущая

в то же время она гордая и величественная.

Давайте попробуем, изобразить эту музыку в движении.

Звучит музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царевна – лебедь», дети свободно импровизируют под музыку, придумывая движения в соответствии с характером музыки.

Педагог предлагает детям нарисовать Царевну-лебедь. Во время рисования звучит фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакого «Царевна-Лебедь».

По окончании рисования, устраиваем выставку и рассматриваем детские работы.

Педагог: Встреча со сказкой А. С. Пушкина и оперой Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» заканчивается. В память об этом сказочном

путешествии останутся ваши рисунки.

Здесь, как о будущем рассказ,

Живет поэзия повсюду.

И Пушкин – с нами, Пушкин – в нас,

И мы уже причастны к чуду… (М. Дудин)

Предложение нарисовать еще одно из чудес сказки может прозвучать как домашнее задание.

Публикации по теме:

Музыкальное занятие «Сказка в творчестве Римского-Корсакова»Музыкальное занятие «Сказка в творчестве Римского-Корсакова» Цель: Закрепить знания детей о сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». ее особенностями (многообразием образов, стихотворной формой.

Тематическая непосредственная образовательная деятельность по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»Тематическая непосредственная образовательная деятельность по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Цель: Обогащение знаний детей в области оперы, используя литературные выдержки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Три чуда в сказке А. С. Пушкина и опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Опубликовано: 16 июня 2015 в 14:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. День рождения Тетриса

Тетрису уже 35 лет! Это самая распространённая компьютерная игра в мире. Она есть не только в ПК и игровых консолях, но и во многих телефонах, калькуляторах, часах, медиаплеерах, встречается даже в...

18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

Фотоотчёт «Летние художественные работы учащихся 3–5 классов. Часть-2»
Прекрасного летнего дня, дорогие коллеги! Приглашаю Вас на вторую часть фотоотчёта летних художественных работ моих учеников. В течение лета на базе школы...
Сценарий праздника в 9-х классах «Последний звонок»
( 2019 год) Сцена оформлена под "класс". Парты выставлены в 2 ряда. На центральной стене - проектируется заставка "Школьная доска с надписью "Последний...