Ольга Грунтова
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Жизнь, ставшая легендой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: на примере боевого и жизненного пути А. В. Суворова способствовать воспитанию чувства ответственности и патриотизма.
Задачи.
1. Образовательные:
Расширять представление детей о судьбе и личности А. В. Суворова;
Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремлённость, воля к победе, самоотверженность, патриотизм, упорство, настойчивость;
Продолжать развивать умение составлять синквейн к заданному слову.
2. Развивающие:
Расширять кругозор детей;
Развивать интерес к сохранению связи поколений защитников Отечества;
Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе „Жизнь, ставшая легендой“» размещена в разделах
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
3. Воспитательные:
Способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к истории;
Способ интеграции : соподчинение (окружающий мир – главный компонент, развитие речи – вспомогательный).
Предварительная работа:
• Чтение «Рассказы о русской доблести» С. Алексеева;
• Просмотр презентаций и диафильмов «А. В. Суворов»;
• Показ фильмов из цикла передач «Аты-баты…»;
• Проведение д/и «Ассоциации»;
• Беседа о днях воинской славы.
Оборудование:
Проектор.
Материалы:
Демонстрационный – презентация к занятию; - пронумерованные буквы; - мольберт с нарисованным синквейном к слову «Суворов»;
Раздаточный – картинки-ассоциации, связанные с детством Суворова;
Ход занятия:
I. Вступительная часть. Организационный момент.
Взрослые заходят в группу, дети здороваются. Воспитатель сообщает, что сегодня все собрались, чтобы поговорить о нашем славном прошлом. Потому что без прошлого нет будущего. С давних времен Русь славилась своими богатырями и полководцами, людьми сильными и смелыми, любящими свою родную землю. Об одном из таких патриотов нашей Родины сегодня и будем вести речь.
Мотивация заинтересованности :
Педагог говорит ребятам, что имя этого человека они узнают, разгадав ребус. На мольберте буквы слова пронумерованы: О С В У О Р В
6 1 3 2 4 5 7
Дети расставляют в правильном порядке буквы и читают слово «СУВОРОВ».
Воспитатель интересуется, чем прославился Александр Васильевич? ( Предполагаемые ответы: Он участвовал в шестидесяти битвах и ни одну не проиграл. Дослужился до звания генералиссимуса.) Педагог хвалит детей и говорит, что сегодня мы перелистнём некоторые страницы из книги жизни Суворова, а затем пройдём по местам сражения этого великого полководца и узнаем его хитрости, житейские и военные премудрости, и в конце занятия попробуем составить портрет А. В. Суворова.
II. Основная часть.
На экране проектора – книга с портретом Суворова, страница книги переворачивается и перед ребятами – изображение портрета маленького Саши. (слайд 2). Педагог говорит, что начинаем страницу истории с детства А. В. Суворова.
Актуализация знаний. Проводится д/и «Расскажи по-порядку» :
( Цель: закрепление навыка в составлении 1-2 предложений по ассоциативной картинке, созданной для составления рассказа о детстве Суворова.)
Материалы: карточки 6 шт – на каждый стол по 1 карточке. С одной стороны карточки стоит № от 1 до 6, с другой – картинка-ассоциация, связанная с детством Суворова.
Ход игры:
№1 – изображение старой Москвы.
№2 – портрет отца мальчика.
№3 – портрет маленького Саши.
№4 – картинка человека, занимающегося закалкой.
№5 – книги в домашней библиотеке.
№6 – картинка, где Саша играет в солдатики.
Дети садятся за столы, начинают ребята свой рассказ о детстве Саши по ассоциативным карточкам: «Суворов родился в Москве, в дворянской семье. (№1) Папа мальчика был генералом и мечтал, что и Саша станет в будущем военным. (№2) Но мальчик рос слабым и хилым ребёнком. (№3) Чтобы осуществить свою мечту Саша с 10 лет начинает закаляться: занимается гимнастикой, купается в холодной воде, зимой одевается очень легко, встаёт с петухами. (№4) В детстве Саша любил читать отцовские книги о воинах, о сражениях и подвигах. Сидя целыми днями в пустой библиотеке, он разыгрывал настоящие сражения. (№5) Однажды в гости к Суворовым приехал старый генерал Ганнибал, Он понаблюдал за игрой мальчика в солдатики, побеседовал с ним и поразился уму маленького Саши. Отцу Ганнибал сказал, что его сыну нужно обязательно обучаться военному делу. (№6)
Педагог хвалит ребят и спрашивает, почему говорят, что самая первая победа у Суворова была «победой над собой»? ( Предполагаемые ответы: Александр Васильевич победил свою слабость, лень.) Воспитатель далее интересуется, раз Суворов достиг своей цели, то какое качество его можно выделить? ( Высказывания детей: целеустремлённость, дисциплинированность, сила духа.)
На экране проектора – картина «Суворов среди солдат» - (слайд 3).
Педагог интересуется у ребят, как А. В. Суворов относился к своим солдатам?
( Высказывания детей: «Суворов всегда вставал раньше всех, сам чистил себе сапоги. Жил вместе с простыми солдатами и ел солдатские щи и кашу. Был всегда смел и весел, все любили его.») Далее спрашивает педагог у дошкольников, как называл Суворов солдат? (Чудо-богатыри).
Для предотвращения переутомления проводится физминутка «Чудо-богатыри» :
- Ах, суворовцы! Маршируют на месте
Чудо-богатыри.
Саблями сражаются, Махи руками
В горы поднимаются. Высоко поднимают ноги
Из пушек стреляют, Имитация бокса
Врага побеждают. Приседают
Враг разбит, враг бежит. Бег на месте
На экране проектора страница книги «переворачивается» – «Битвы Суворова» - (слайд 4).
Игра «Где сражался Суворов?»
( Цель: формирование познавательной активности, умение разгадывать простые ребусы.)
Ход игры:
Воспитатель говорит, что ребята должны отгадать первый слог названия места, где Суворов провёл своё первое сражение. Этот слог дети прочитают по первым звукам букв следующих картинок (слайд 5) :
«поезд» - П, «ракета» - Р, «утюг» - У. Получился слог ПРУ-. Дети вспоминают целое слово «ПРУССИЯ» (слайд 6 – изображение первого сражения Суворова с казаками в Пруссии).
Далее педагог кратко зачитывает основной ход сражения. В некоторых моментах воспитатель останавливается, а дети должны вспомнить дальнейший ход событий. «Под началом Суворова была сотня казаков. Его задача была наблюдать за противником. Но Суворову хотелось настоящего дела. Однажды ночью он поднял казаков и приказал седлать коней. Суворов решил взять прусский город. Когда прискакали к реке, увидели, что мост сожжён…» Воспитатель спрашивает, что сделал Суворов? ( Он скомандовал казакам: -За мной, в воду! И первым бросился в воду.) Педагог продолжает:
«Выбрались казаки на противоположный берег у самых стен вражеского города. – Город наш, вперёд! – закричал Суворов. – В городе прусские гусары,- пытался остановить его сотник.» Воспитатель интересуется, что ответил сотнику Суворов? ( Высказывания детей: «Так это ж и хорошо, мы их как раз и ищем.») Педагог продолжает: «- Так прикажите узнать, сколько их, - возразил сотник.» Дети должны вспомнить, что ответил Суворов. («Мы пришли бить, а не считать».) Воспитатель спрашивает, какой был исход битвы? (Суворов ворвался в город и разбил противника.) Взрослый хвалит ребят за ответы. Далее дошкольникам предстоит отгадать название другого местечка, с которого началась слава Суворова. (слайд 7).
«танк» - Т, «улитка» - У, «роза» - Р. Первый слог ТУР-. Дети отгадывают «Туртукай» - слайд 8 – изображение «Взятие крепости Туртукай». Воспитатель снова кратко зачитывает основные события этого сражения, дети добавляют. «Суворов сражался под началом фельдмаршала Румянцева. Тот вёл войну нерешительно, армия топталась на месте. Суворов не мог сидеть на одном месте, он говорил:…» ( Дети дополняют: «Одним глядением крепостей не возьмёшь.») Воспитатель продолжает: «И вот без разрешения Румянцева Суворов завязал бой с неприятелем. Отбросил противника и ворвался в турецкую крепость Туртукай. В этот момент пришёл приказ Румянцева…» ( Дошкольники дополняют: Отступить/ Повернуть назад) Педагог интересуется, что сделал Суворов? (Ослушался, ударил в штыки и взял Туртукай). Педагог продолжает: «Обидно стало Румянцеву, что молодой генерал одержал победу, а он фельдмаршал – не смог. И решил он…» ( Дети заканчивают предложение: «Отдать Суворова под суд».) «Эта новость дошла до императрицы Екатерины II.” Далее педагог спрашивает, как поступила царица? (Она защитила Суворова, говоря: «Победителей не судят».)
Воспитатель хвалит ребят за ответы и просит назвать качества Александра Васильевича, которые он проявил в этих двух сражениях? ( Ответы детей: смелость, решительность, отвагу, показывает пример своим солдатам.)
На экране проектора страница книги жизни полководца «переворачивается» - изображение гор – (слайд 9).
Педагог спрашивает ребят, легко ли сражаться в горах? (Высказывания детей). Воспитатель сообщает, что сегодня они узнают о Швейцарском походе Суворова, который назвали «чудом военной истории».
Просмотр презентации «Переход Суворова через Альпы» :
После серии блестящих побед в Италии, Суворов получил приказание двинутся в Швейцарию, чтобы соединиться с корпусом другой русской армией. – (слайд 10).
Александр Васильевич выбрал самый короткий путь – через горный перевал Сен-Готард, занятый французами. – видео отрывок из фильма «Суворов» реж. В. Пудовкина –(слайд 11).
В районе перевала было узкое ущелье, где французы попытались остановить продвижение суворовской армии. Они разрушили Чёртов мост, который перекинулся над ущельем на высоте 23 метра. Но русские под огнём врага сумели исправить мост, связав своими поясами брёвна. – (слайд 12).
Прорвавшись через перевал, Суворов обнаружил, что союзники-австрийцы обманули его: ни продовольствия, ни вьючных животных русским не предоставили. 20-тысячная армия Суворова оказалась в горной ловушке. Со всех сторон её окружала 80-тысячная армия французов. У Александра Васильевича был только один выход – двигаться вперёд, иначе – неминуемая смерть в горах. И суворовское войско совершило легендарный переход через Альпы. – (слайд 13).
На экране проектора – картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» - (слайд 14).
Воспитатель рассказывает, что на картине изображены Суворов и солдаты. Какими видят ребята их? (Весёлыми, радостными). Да, они весело спускаются с горки. Но это не простые горки. Это были грозные Альпы – неприступные скалы, ледники, обрывы, пропасти. Местные жители утверждали, что в это время многие перевалы непроходимы, но Суворов говорил: «Там, где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат, там, где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат».
Ведя ожесточённые бои, русская армия двигалась по горным тропам и перевалам. Чтобы выйти из окружения, солдатам приходилось иногда идти по пояс в снегу, армия несла большие потери. Но Суворов поддерживал боевой дух в своих солдатах. Он говорил: «Мы русские, мы всё одолеем!» - (слайд 15).
И русским удалось вырваться из вражеского кольца и даже привести с собой 1400 пленных. Вся Европа дивилась стойкости и храбрости русских солдат! Потом полководец скажет: «Русский штык прорвался сквозь Альпы». – (слайд 16).
Можно сказать, что Суворов победил не только неприятеля-французов, но и мощь самой природы.
Педагог интересуется, какие качества Суворова можно выделить, глядя на Швейцарский поход? (Героизм, стойкость, храбрость, отвагу)
Затем воспитатель предлагает собрать воедино все суворовские качества, и попробовать составить синквейн.
Выполнение творческого задания – составление синквейна «Суворов» :
Цель: развитие умения детей составлять синквейны; активизация словаря детей путём подбора существительных, прилагательных и глаголов на определённую тему.
Педагог напоминает ребятам, что синквейн состоит из двух прилагательных, трёх глаголов, предложения из четырёх слов, смыслового синонима (ассоциации).
Суворов
Великий (мужественный) Стойкий (целеустремлённый)
Воевал Побеждал Учил (веровал)
Много сделал для России
Патриот (Победитель)
III. Заключительная часть:
Воспитатель благодарит детей за ответы и говорит, что жизнь Суворова – это урок всем нам! Нам есть чему поучиться у него! А завершить наше путешествие в прошлое полководца Суворова хотелось бы сценой из фильма «Суворов» (реж. В. Пудовкин). Хочется, чтобы вы узнали, какими были наши великие полководцы и защитники! – (слайд 17).
Используемая литература:
1. «Проект «Герои дней воинской славы» (старший дошкольный возраст)»/ авт. -сост. А. И. Колобанова. - Волгоград: Учитель, 2013;
2. «Рассказы о русской доблести»/ О. Тихомиров, С. Алексеев. – Москва: Изд-во «Стрекоза», 2021.