Получи документы

Интегрированный подход в совместной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционной работе

Демидова Светлана Александровна
Интегрированный подход в совместной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционной работе
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время потребность поиска новых путей и направлений оказания своевременной и эффективной помощи детям с нарушением речи возрастает. Согласно федеральным государственным требованиям одна из важнейших задач в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования – сохранение и укрепление здоровья детей, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Публикация «Интегрированный подход в совместной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционной работе» размещена в разделах

Возросший интерес к интегрированным занятиям закономерен. Деятельность каждого специалиста вплетается и интегрируется в другую деятельность, педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-либо, если ребенку скучно и не интересно. Очень важно, чтобы ему захотелось заниматься, а интегрированные занятия дают такую возможность, так как проводятся они в игровой форме, где каждый ребенок может реализовать свои возможности, закрепить полученные знания. Взаимодействие специалистов может быть реализовано благодаря совместному планированию работы с опорой на тематику недели, в ходе которой изучается и закрепляется один и тот же материал и комплексно решаются оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи :

- воспитание интонационной стороны речи, речевого дыхания, голосовой функции, темпа речи;

- расширение словарного запаса, слоговой структуры в стихотворной речи;

- развитие чувства ритма, мимической и артикуляционной моторики;

- формирование двигательных умений и навыков, укрепление костно-мышечного аппарата, правильной осанки, походки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве;

- развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления и др.)

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, и в ходе различных исследований было установлено, что в процессе коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения, на совместных занятиях целесообразно использовать общеразвивающие упражнения с разной двигательной активностью. Известно, что ребенок развивается в движении. А с развитием двигательных навыков связано и звукопроизношение, поэтому в работе с дошкольниками важно использовать подвижные игры, пальчиковые игры, динамические паузы. При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, также мимика, пластика движений, точность и координация общей и мелкой моторики.

Многие исследователи, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции ребенка, но, тем не менее, необходимость в создании системы упражнений и игр существует.

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. С каждым годом число детей, с различными речевыми нарушениями, увеличивается. На базе нашего детского сада создан логопедический пункт, целью которого является реализация возможностей интегрировать воспитание и обучение детей 5-7 лет в группе общеразвивающей направленности с получением специализированной помощи в коррекции речевых нарушений. Это обусловливает некоторую специфику работы. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает качество работы в целом.

Вначале совместной работы в группу были отобраны дети из подготовительной к школе группы, имеющие нарушения речи. Это и определило цели нашей совместной работы – закрепление речевых навыков, развитие сплоченности, умение действовать в команде и по правилам.

В процессе проведения совместных интегрированных занятий, во время которых разнообразные подвижные игры и упражнения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется словарь. В умело подобранном речевом материале (чистоговорки, потешки, несложные стихотворения, считалки, загадки) отрабатываются уже поставленные звуки, намного быстрее происходит автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, уточняются и систематизируются знания и представления детей по содержанию тематической недели, накапливается и уточняется активный и пассивный словарь.

Наблюдая за детьми во время совместных занятий, мы заметили, с каким желаем, интересом дети разучивают и выполняют новые упражнения, игры, быстро выполняют сложные инструкции. Двигательная активность обеспечивает активный отдых ребёнку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует подвижности нервных процессов.

Для успешной организации совместных занятий мы применяем дифференцированный подход к детям с различными речевыми нарушениями, целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений и подвижных игр. Двигательные общеразвивающие упражнения в сочетании с речевым произношением текста ребенком координируют движения определённых мышечных групп (голова, руки, корпус, ноги) с его речью. В подборе упражнений идет ориентирование на предложенные в программе упражнения и движения для данного возраста детей. Упражнения простые по структуре, связанные с содержанием занятий.

Главное, чтобы интегрированные занятия стимулировали детей на новые успехи в разных видах деятельности, способствовали формированию речевых навыков, развитию общей, мелкой и речевой моторики.

Наработанный материал доступен не только на интегрированных занятиях, но и в режимных моментах и на других занятиях в повседневной деятельности детей.

Литература

1. Летуновская Т. А. Учебная программа «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте» //Дошкольная педагогика. – 2011. - №12

2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М. ,2007. – 192с

3. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001. - 368 с.

4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М. ,2003 – 209 с.

5. Алферова О. Комплексное воздействие специалистов смежных областей на развитие речи дошкольника// Дошкольное воспитание – 2012. - №8. – С. 82-85.

6. Гулеватая М. Ю. Взаимосвязь специалистов ДОУ при формировании у детей пространственных представлений//Логопед – 2012. - №3 – С. 40-42

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Психологическая готовность к школе Согласно Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООПДО,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный подход в совместной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционной работе
Опубликовано: 28 января 2015 в 08:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированный подход в совместной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционной работе» (включая файлы) размещена пользователем Демидова Светлана Александровна (УИ 295923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД