Интегрированный урок биологии-химии в 5 классе «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»

Наталья Нестерова
Интегрированный урок биологии-химии в 5 классе «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»

Интегрированный урок биология-химия в 5 классе

«Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»

Цель: формирование представления о веществах, содержащихся в живых организмах, развитие навыков поиска необходимой информации и ее анализа, познавательной и творческой активности

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Оборудование: лабораторное оборудование; листы бумаги (по количеству обучающихся); семена подсолнечника, тыквы; стакан с водой, марля, палочка, мука, клубни картофеля; раствор йода, раствором медного купороса смешанного с избытком раствора щелочи, раствор уксусной кислоты, лакмус; карточки с изображением продуктов питания.

Планируемые результаты освоения материала:

Предметные:

Обучающиеся знают: химический состав клетки.

Обучающиеся умеют: самостоятельно выделять и формулировать цель, находить информацию; структурировать полученные знания.

Метапредметные: владеют умениями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют ценностное отношение к культуре здорового питания

Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.

Организационный этап – приветствие.

Ход урока:

1. Мотивация

Учитель Биологии: Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Сейчас я хочу показать опыт. Внимание! В раствор кислоты добавить лакмус покраснение раствора. Итак, что же Вы увидели? Можно назвать изменение окраски раствора признаком химического превращения? Действительно, произошло изменение окраски, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Молодцы, все знаете! И сегодня к нам урок пришел учитель химии.

Учитель Химии: Весь окружающий мир состоит из веществ, а вещества состоят из молекул и атомов, а последние в свою очередь являются разновидностями различных химических элементов.

УБ: Мы с вами знаем, что живая природа отличается от неживой определенными признаками. Назовите их (рост, развитие, дыхание, обмен веществ и др.)

УХ: А есть ли сходства между живой и неживой природой? (Химический состав)

УБ:А все живые организмы состоят из… (клеток)

УХ: Итак, какова же сегодня тема урока?

Тема урока - Химический состав клетки

Изучение нового материала:

УХ: Все живые и неживые объекты состоят из одних и тех же химических элементов. Основными химическими элементами, входящими в состав клеток живых организмов, и растений, в том числе, являются углерод, водород, кислород и азот. Они составляют около 98% любой клетки. Остальные 2% остаются на долю других химических элементов, таких как калий, кальций натрий, хлор, магний, железо и др.

Химические элементы, соединяясь между собой, образуют вещества: органические и неорганические.

УБ: давайте определим, какие же вещества входят в состав растительных клеток. Для этого мы проведем ряд опытов и заполним таблицу наблюдений в тетради.

«Химический состав клетки»

Вещества Неорганические (минеральные) Органические

функции

УХ: Что образуется при сжигании картофельной ботвы, сухих веток, дров? После горения останется зола. Правильно, зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках растений. При горении сгорают только органические вещества и образуют дым. Минеральные остаются и образуют золу.

УБ: Следовательно, в состав клеток растений входят… (минеральные соли). Их в клетке около 1-5 % они необходимы для синтеза органических веществ. Заносим эти сведения в таблицу.

УБ:Я заранее взяла два листа капусты: один из них сухой, а второй свежий. Какой из них легче, а какой тяжелее? Почему? (Правильно, испарилась вода из клеток растения). Воды в клетке растений находится 40-95 %. Она придает упругость и форму клетке, участвует в обмене веществ. Заносим эти сведения в таблицу.

УХ: А, сейчас проведем небольшой опыт. У вас на столах листы бумаги и семена подсолнечника. Сложите листы пополам и поместите внутрь семена. Раздавите их. Разверните листы. Что вы видите? (Жирные пятна на листе). Какой вывод можно сделать? состав семян входит жир). Жир – это органическое вещество.

УБ: Какие масличные растения вы знаете? (подсолнечник, лен, кукуруза и др.) Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.

Физминутка

УХ: Проведем следующий опыт. У вас на столах флаконы с раствором йода. Заранее предупреждаю о том, что работать надо аккуратно над подставками. Если нечаянно прольете раствор на руку, надо немедленно промыть ее проточной водой. Я раздаю вам кусочки картофеля. Капните на картофель капельку йода. Что происходит? (срез картофеля посинел). Посинение картофеля под воздействием йода говорит о том, что в состав клеток клубня картофеля входит крахмал. Данная реакция называется качественной, потому, что она доказывает наличие вещества. Крахмал – это органическое вещество.

УБ: Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)А что такое тростник и свекла? (Растения). Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар). Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка). И крахмал, и сахар, и целлюлоза относятся к группе органических веществ, которые называются – углеводы. Роль углеводов в клетке: крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения, а целлюлоза - придает прочность и упругость различным частям растений. (заносим в таблицу).

УХ: Проведем опыт № 3. Насыпаем в марлю пшеничной муки, сворачиваем в мешочек и промываем его в стакане с водой. Отжимаем мешочек. Раскрываем мешочек. После промывания в нем осталась вязкая, клейкая масса. Это клейковина или растительный белок. Качественной реакцией на белок является взаимодействие с раствором медного купороса смешанного с избытком раствора щелочи. Подготовленный раствор прилейте к клейковине. Что наблюдаете? – Образование фиолетового раствора. Все верно. Белок – это органическое вещество.

УБ: Белок содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. Белки являются строительным материал клетки (входят в состав клеточных структур). А, в семенах бобовых растений, таких, как горох, фасоль, бобы, он запасается в клетках зародыша. (заносим в таблицу).

УБ: Кроме тех веществ, которые мы обнаружили входе опытов, в клетках находятся нуклеиновые кислоты, которые тоже относятся к группе органических веществ. Нуклеиновые кислоты мы по-другому называем - ДНК, на которых записана наследственная информация (заносим в таблицу).

Неорганические в-ва Органические в-ва

Вода минеральные соли углеводы белки жиры Нуклеиновые кислоты

40-95 % - придает упругость и форму клетке, участвует в обмене веществ 1-5 % - используются для синтеза органических молекул Входят в состав клеточной оболочки (целлюлоза).

Запасные в-ва (крахмал, сахара).

В результате расщепления – получается энергия. Строительный материал клетки (входят в состав клеточных структур).

Ферменты –(регулируют процессы жизнедеятельности). Запасные в-ва (бобовые) Запасное в-во. Сохранение наследственной информации и передача ее потомкам.

УХ: Подведем итог нашей работы. Какие же вещества входят в состав растительной клетки?

УБ: В состав клеток растений входят органические (белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты) и неорганические (вода, минеральные соли) вещества. Т. о., мы можем сделать вывод, что клетка – это «миниатюрная природная лаборатория», в которой синтезируются и претерпевают изменения различные химические соединения.

Закрепление: работа в парах

Биологический диктант:

1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (йод)

2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)

3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)

4. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)

5. Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)

6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. (жиры)

7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)

8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)

9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

10. Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (клейковина)

11. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (синий)

12. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)

13. Что такое качественная реакция?

Рефлексия.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

Ребята по кругу высказываются одним предложением,выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

• сегодня я узнал…

• было интересно…

• было трудно…

• я выполнял задания…

• я понял, что…

• теперь я могу…

• я почувствовал, что…

• я приобрел…

• я научился…

• у меня получилось …

• я смог…

• я попробую…

• меня удивило…

урок дал мне для жизни…

• мне захотелось…

Домашнее задание: § 8 читать, пересказывать, вопросы после параграфа устно.

На выбор:

- Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

- Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?

Используемая литература:

1. Учебник по биологии В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс. Издательство «Дрофа», 2015 г.

2. Биология. 5 класс: система уроков по учебнику В. В. Пасечника /авт. -сост. Н. И. Галушкова. –Волгоград : Учитель, 2017

3. https://infourok.ru/material.html?mid=124576

Публикации по теме:

Интегрированный урок в форме самостоятельной работы «Знаки препинания между однородными членами предложения» в 8 классе Тема урока: «Интегрированный урок. Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения». Цель урока: Деятельностная:.

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Интегрированный урок биологии-химии в 5 классе «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»
Опубликовано: 15 января 2021 в 20:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 марта. День выхода первой печатной книги в России

Печатать книги в России научились при Иване Грозном. 10 марта 1564 года была издана первая в России печатная книга – «Апостол». Это были евангельские тексты на 534-х страницах, на каждой из которых...

10 марта. Праздник скворцов, вестников весны, на МААМ

Очередной тематический день посвящен птице, появление которой в наших краях символизирует приход весны. Воспользуйтесь специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о скворцах и...

Природоохранная кампания «Внимание, тюлень!» в детском саду в старшей группе
Природоохранная кампания "Внимание, тюлень! " направлена на привлечение внимания к сохранению морских млекопитающих Балтийского моря, развитие экологической...
Дидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии...
Дидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Разработала воспитатель Селезнева Е. А. Цель игры: развитие...
Фотоотчет о выставке поделок к 8 марта
Фотоотчет о выставке поделок к 8 марта. Здравствуйте , уважаемые коллеги. Одни из самых важных моментов в нашей работе, это взаимодействие с родителями...