Папки-передвижки

Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе

Шуляк Жанна
Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция – это результат процесса объединения, т. е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого.

Социологический словарь

Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. Особую роль в этом играет интеграция учебного процесса.

Существует несколько уровней интеграции содержания учебного материала, применяемых в современной школе. Практика работы в системе специального образования показывает, что одним из направлений повышения качества образования особого ребёнка является реализация межпредметных связей на уроках.

Публикация «Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе» размещена в разделах

Цель обучения – дать осознанные, систематические и прочные знания. Основная методическая закономерность усвоения знаний заключается в планомерном образовании понятий у учащихся в процессе их обучения. Межпредметные связи предполагают согласованность сроков изучения тех или иных материалов, входящих в программу различных дисциплин, и опору во время занятий на знания и умения учащихся, полученные на других уроках. Т. о., используя межпредметную интеграцию, учитель готовит учащихся к восприятию новых понятий, закрепляет ранее изученное, даёт дополнительные сведения, показывает связи, выделяет общее и определяет различия.

Кроме того, в коррекционной школе особо важным является формирование обобщённых учебных умений, равно необходимых при обучении каждой школьной дисциплине :

умение выслушивать учителя,

понимать и запоминать его сообщения,

направлять и удерживать внимание на учебном объекте и т. д.

А также формирование необходимых при обучении личностных качеств :

исполнительность,

положительное отношение к учителю и т. д.

Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Метапредметность невозможна без формирования универсальных учебных действий (УУД, потому что она предполагает не только междисциплинарную интеграцию, но и формирование свойств личности учащихся, позволяющих управлять собственной познавательной деятельностью, осуществлять их познавательное развитие.

В специальной школе большинство учебных предметов связано между собой сходством изучаемого материала. Они опираются на сведения, получаемые из смежных дисциплин. Особенно важна связь общеобразовательных предметов с трудовым обучением (ремеслом, так как она даёт возможность непосредственной подготовки учащихся с особенностями в развитии к социальной адаптации и дальнейшей их интеграции в общество.

Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в один урок включается эпизодический материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого.

Структура уроков с использованием межпредметных связей отличается от обычных уроков :

предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала различных предметов на каждом этапе урока;

большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

На уроках объединяются знания двух, трёх различных предметов. Практика подтверждает, что хорошее основание для проведения интегрированных уроков даёт сочетание таких предметов, как: чтение – письмо – развитие устной речи, чтение - письмо – СБО, ИЗО – развитие у. речи – коррекционные занятия, ремесло – - чтение - развитие у. речи, ремесло – коррекционные занятия. В основе данных уроков – близость содержания тем интегрируемых предметов и их логическая взаимосвязь, что позволяет учащимся перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. В дальнейшем это способствует формированию системы связей обучающихся с ОВЗ с окружающим миром, обеспечению их правильной ориентировки в нём.

Так, для того, чтобы учащиеся коррекционной школы успешно овладевали знаниями, умениями и навыками на уроках письма и чтения, осуществляется тесная связь с другими предметами и, в особенности, с трудовым обучением. На занятиях ремесла ученики выполняют различного рода записи, которые, с одной стороны, помогают закрепить в их памяти учебный материал по трудовому обучению, а с другой – служат упражнениями для развития письменной и устной речи. Помимо коммуникативной ведущую роль здесь играет регулирующая функция речи, которая проявляется в процессах организуемой деятельности: в анализе её условий, формировании образа объекта труда, планировании и контроле практических действий. Например, называние частей и элементов изделия при осмотре образца работы даёт возможность учащимся создать в памяти более точный и дольше сохраняющийся образ предмета. Преодоление недостатков регулирующей функции речи осуществляется путём пополнения активного словаря учащихся и развития их умения посредством слова отражать свойства предметов и процессы труда. Словарь учащихся на уроках трудового обучения пополняется такими словами и выражениями, которые дают возможность охарактеризовать объект труда или технологический процесс. Например, школьники, которые занимаются декоративно-прикладным творчеством, часто изготавливают изделия из деталей определённой формы. При описании формы составляющих этих изделий используются геометрические термины (круг, шар, квадрат, куб и т. д., а так же слова и выражения (на одном уровне, на одинаковом расстоянии, расположены симметрично и т. д.). Т. о., благодаря внедрению интегрированного обучения в педагогический процесс, появилась возможность дать ученикам необходимые знания по письму и чтению, развитию устной речи с привлечением таких предметов, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество (ремесло, хозяйственно-бытовой труд, социально-бытовая ориентировка, коррекционные занятия и др.

В настоящее время не создана и не отработана технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике, поэтому преобладает индивидуальное мастерство учителя. В связи с этим данная проблема не теряет своей актуальности для специального образования.

Чтобы повысить интерес моих учеников к учёбе, добиться большего воспитательного эффекта в обучении, использовала интеграцию внутрипредметного уровня и межпредметные связи на своих уроках. Для этого:

- изучила практический опыт работы учителей Мурманской области и страны по реализации межпредметных связей в обучении,

- выявила организационно-педагогические условия для наиболее эффективной реализации межпредметных связей в современной коррекционной школе,

- проанализировала учебно-тематические планы и методические материалы по смежным предметам,

- выделила межпредметные знания по темам программ и определила содержание межпредметных связей из других учебных предметов,

- провела тематическое планирование межпредметных связей в узловых учебных целях.

Практическая значимость моей работы заключается в создании серии интегрированных уроков в коррекционной школе, как эффективной формы обучения, развития и воспитания школьников с ОВЗ.

Работа по осуществлению межпредметных связей в 6б-8в классе-комплекте велась систематически и целенаправленно в течение 2019 -2020 учебного года. Реализация МПС на уроках способствовала повышению познавательной активности учащихся с выраженными интеллектуальными нарушениями, более прочному усвоению и запоминанию ими содержания изучаемого материала. Проведённые интегрированные уроки способствовали эмоциональному развитию личности подростков с ОВЗ, формированию их творческого мышления, снятию перенапряжения, перегрузки, утомлённости детей за счёт переключения их на разнообразные виды учебной деятельности.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Физкультурный досуг в детском саду как одна из форм двигательной активности детей Физкультурный досуг — одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся.

Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых» Цель: Познакомить родителей с одной из форм, совместной деятельности взрослого и ребенка. Вашему вниманию, предоставляю опыт работы с родителями,.

Индивидуальный альбом как одна из форм закрепления знаний об эмоциях у детейИндивидуальный альбом как одна из форм закрепления знаний об эмоциях у детей Добрый день, уважаемые коллеги! Я неоднократно писала о том, что большое внимание во взаимодействии с детьми уделяю их эмоциональному развитию.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Составление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детейСоставление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детей Задачи: -учить вслушиваться в звучание речи, развивать фонематическое восприятие произносительной и интонационной стороны речи; -дифференцировать.

Интегрированный урок «Мощность» (физика-информатика) Цели урока: познавательная: получить знания о мощности как о физической величине; развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе
Опубликовано: 20 мая 2020 в 18:02
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе» (включая файлы) размещена пользователем Шуляк Жанна (УИ 2321986) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД