Шуляк Жанна
Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция – это результат процесса объединения, т. е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого.
Социологический словарь
Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. Особую роль в этом играет интеграция учебного процесса.
Существует несколько уровней интеграции содержания учебного материала, применяемых в современной школе. Практика работы в системе специального образования показывает, что одним из направлений повышения качества образования особого ребёнка является реализация межпредметных связей на уроках.
Публикация «Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе» размещена в разделах
Цель обучения – дать осознанные, систематические и прочные знания. Основная методическая закономерность усвоения знаний заключается в планомерном образовании понятий у учащихся в процессе их обучения. Межпредметные связи предполагают согласованность сроков изучения тех или иных материалов, входящих в программу различных дисциплин, и опору во время занятий на знания и умения учащихся, полученные на других уроках. Т. о., используя межпредметную интеграцию, учитель готовит учащихся к восприятию новых понятий, закрепляет ранее изученное, даёт дополнительные сведения, показывает связи, выделяет общее и определяет различия.
Кроме того, в коррекционной школе особо важным является формирование обобщённых учебных умений, равно необходимых при обучении каждой школьной дисциплине :
умение выслушивать учителя,
понимать и запоминать его сообщения,
направлять и удерживать внимание на учебном объекте и т. д.
А также формирование необходимых при обучении личностных качеств :
исполнительность,
положительное отношение к учителю и т. д.
Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Метапредметность невозможна без формирования универсальных учебных действий (УУД, потому что она предполагает не только междисциплинарную интеграцию, но и формирование свойств личности учащихся, позволяющих управлять собственной познавательной деятельностью, осуществлять их познавательное развитие.
В специальной школе большинство учебных предметов связано между собой сходством изучаемого материала. Они опираются на сведения, получаемые из смежных дисциплин. Особенно важна связь общеобразовательных предметов с трудовым обучением (ремеслом, так как она даёт возможность непосредственной подготовки учащихся с особенностями в развитии к социальной адаптации и дальнейшей их интеграции в общество.
Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в один урок включается эпизодический материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого.
Структура уроков с использованием межпредметных связей отличается от обычных уроков :
предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала различных предметов на каждом этапе урока;
большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
На уроках объединяются знания двух, трёх различных предметов. Практика подтверждает, что хорошее основание для проведения интегрированных уроков даёт сочетание таких предметов, как: чтение – письмо – развитие устной речи, чтение - письмо – СБО, ИЗО – развитие у. речи – коррекционные занятия, ремесло – - чтение - развитие у. речи, ремесло – коррекционные занятия. В основе данных уроков – близость содержания тем интегрируемых предметов и их логическая взаимосвязь, что позволяет учащимся перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. В дальнейшем это способствует формированию системы связей обучающихся с ОВЗ с окружающим миром, обеспечению их правильной ориентировки в нём.
Так, для того, чтобы учащиеся коррекционной школы успешно овладевали знаниями, умениями и навыками на уроках письма и чтения, осуществляется тесная связь с другими предметами и, в особенности, с трудовым обучением. На занятиях ремесла ученики выполняют различного рода записи, которые, с одной стороны, помогают закрепить в их памяти учебный материал по трудовому обучению, а с другой – служат упражнениями для развития письменной и устной речи. Помимо коммуникативной ведущую роль здесь играет регулирующая функция речи, которая проявляется в процессах организуемой деятельности: в анализе её условий, формировании образа объекта труда, планировании и контроле практических действий. Например, называние частей и элементов изделия при осмотре образца работы даёт возможность учащимся создать в памяти более точный и дольше сохраняющийся образ предмета. Преодоление недостатков регулирующей функции речи осуществляется путём пополнения активного словаря учащихся и развития их умения посредством слова отражать свойства предметов и процессы труда. Словарь учащихся на уроках трудового обучения пополняется такими словами и выражениями, которые дают возможность охарактеризовать объект труда или технологический процесс. Например, школьники, которые занимаются декоративно-прикладным творчеством, часто изготавливают изделия из деталей определённой формы. При описании формы составляющих этих изделий используются геометрические термины (круг, шар, квадрат, куб и т. д., а так же слова и выражения (на одном уровне, на одинаковом расстоянии, расположены симметрично и т. д.). Т. о., благодаря внедрению интегрированного обучения в педагогический процесс, появилась возможность дать ученикам необходимые знания по письму и чтению, развитию устной речи с привлечением таких предметов, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество (ремесло, хозяйственно-бытовой труд, социально-бытовая ориентировка, коррекционные занятия и др.
В настоящее время не создана и не отработана технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике, поэтому преобладает индивидуальное мастерство учителя. В связи с этим данная проблема не теряет своей актуальности для специального образования.
Чтобы повысить интерес моих учеников к учёбе, добиться большего воспитательного эффекта в обучении, использовала интеграцию внутрипредметного уровня и межпредметные связи на своих уроках. Для этого:
- изучила практический опыт работы учителей Мурманской области и страны по реализации межпредметных связей в обучении,
- выявила организационно-педагогические условия для наиболее эффективной реализации межпредметных связей в современной коррекционной школе,
- проанализировала учебно-тематические планы и методические материалы по смежным предметам,
- выделила межпредметные знания по темам программ и определила содержание межпредметных связей из других учебных предметов,
- провела тематическое планирование межпредметных связей в узловых учебных целях.
Практическая значимость моей работы заключается в создании серии интегрированных уроков в коррекционной школе, как эффективной формы обучения, развития и воспитания школьников с ОВЗ.
Работа по осуществлению межпредметных связей в 6б-8в классе-комплекте велась систематически и целенаправленно в течение 2019 -2020 учебного года. Реализация МПС на уроках способствовала повышению познавательной активности учащихся с выраженными интеллектуальными нарушениями, более прочному усвоению и запоминанию ими содержания изучаемого материала. Проведённые интегрированные уроки способствовали эмоциональному развитию личности подростков с ОВЗ, формированию их творческого мышления, снятию перенапряжения, перегрузки, утомлённости детей за счёт переключения их на разнообразные виды учебной деятельности.