анна соловьева
Интеллект-карты в социально-коммуникативном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Соловьёва Анна Александровна
воспитатель МБДОУ «Детский сад№ 193» г. о. Самара
Интеллект-карты
в социально-коммуникативном развитии дошкольников.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский.
Публикация «Интеллект-карты в социально-коммуникативном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих детям умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Каждый ребенок от рождения по-своему талантлив. Задача воспитателя – создать для ребенка оптимальные условия для развития этих талантов, сделать окружающую для ребенка среду максимально разнообразной.
В связи с этим педагог должен вводить в практику новые формы обучения, которые позволяют "разбудить" дремлющую в каждом обучающемся жажду познания.
Одним из эффективных методов развития ребенка является использование интеллектуальных карт. Их еще называют «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты», «карты мышления». Данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.
Целью создания интеллект-карт является сбор информации о предмете, объекте или явлении.
Интеллект - карты – это графический способ представления информации, инструмент развития памяти и мышления. Он предполагает использование символов, рисунков, стрелочек, шрифтов. В центре листа располагается главная идея, тема. С помощью разноцветных линий, стрелочек, которые расходятся в разные стороны от главной темы, определяется главная идея интеллект-карты.
Если необходимо для понимания темы, карту можно дополнять новыми стрелочками, символами, более мелкими, которые показывают связь между понятиями.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как социально-коммуникативные, творческие, речевые способности детей, находятся всегда на виду, легко запоминаются. С помощью интеллект-карт ребенок видит перед собой зрительные образы, которые помогают ему учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Они развивают связную, грамотную, логическую речь, самостоятельно излагать свои мысли, запоминать изученный материал.
Интеллект-карты развивают у детей :
• активность;
• любознательность;
• овладение средствами общения;
• способность к творческой самореализации
• развивают мелкую моторику рук.
Дети являются главными участниками в создании интеллект-карты и опыт познания смогут перенести на другие жизненные ситуации. То, что делают дети самостоятельно, запоминается проще и лучше готового материала.
Начинать использовать интеллект-карты можно в любом возрасте и в разных видах детской деятельности. Главное, чтобы материал был доступен для понимания ребенка.
Создание интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. В начале изучения темы в интеллект-карту вносится все, что дети знают по этой теме и что нового хотели бы узнать. В конце изучения темы в интеллект-карте должна быть вся информация, собранная детьми.
Выполняя задание, дети развивают умение выделять главную мысль, развивается умение составлять предложения, выявляется уровень знаний по теме. Работа с детьми по интеллект-карте проводится как индивидуально, так и с небольшими группами детей (3-4 ребенка). К сбору информации для создания интеллект-карты активно привлекаются родители. Они помогают собирать материал, составляют дома с ребенком рассказ по интеллект-карте. Такая работа способствует повышению самооценки ребенка.
Применение интеллектуальных карт для социально-коммуникативному развитию обладает рядом преимуществ:
• Наглядность: всю тему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
• Инновационность: интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
• Информативность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
• Запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
• Привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
• Своевременность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
• Творчество: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
• Возможность пересмотра: пересмотр интеллект-карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Занятия с использованием интеллект-карт помогают детям достигать определенных результатов:
• при изучении нового материала;
• для развития творческого воображения: анализ, синтез, умение сравнивать;
• при формировании умений и навыков, которые связаны с восприятием поступающей информации;
• при закреплении и обобщении изученного материала;
• при составлении и распространении предложений и рассказов;
• с целью улучшения результативности в познавательной деятельности.
В средней группе можно использовать простые лексические темы. В старшей и подготовительной группе можно брать лексические темы, требующие большей проработки и углубления в детали. Интеллектуальные карты используются в режимных моментах в качестве правил поведения в группе, напоминания последовательности дежурства, деления детей на подгруппы для занятий.
Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество дошкольников, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами.
В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей : формируют знания об окружающем мире и способствуют речевой активности дошкольника.
Дети становятся более общительными, не боятся высказывать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.
Применение интеллект–карты в социально-коммуникативном развитии учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.
Эффективность применения интеллект-карт дошкольниками неоспорима. Они способствуют развитию памяти, мышления, воображения, творческих способностей, развитию связной речи.
Литература:
1. Бьюзен, Т. «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления».
2. Акименко В. М. «Применение интеллект-карт в процессе обучения дошкольников».
3. Сохина, Ф. А. «Развитие речи детей дошкольного возраста».
4. Швайко, Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».