Наталья
Интеллектуально-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством квадрата Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Интеллектуально-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством Квадрата Воскобовича»
Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста является актуальной задачей современного дошкольного образования. На данный момент особенно остро обозначилась потребность современного общества в воспитании творческих (креативных) людей, имеющих нестандартный взгляд на разные проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Публикация «Интеллектуально-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством квадрата Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Слайд 2
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных задач дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия. И мы с вами как педагоги в первую очередь должны помочь ребёнку приобрести такие знания, умения и навыки, которые помогут ему легко и быстро осваиваться в современном обществе.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.
Слайд 3-4
В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, развивающих игр и пособий. Среди огромного количества развивающих игр существует творческая и особенная система – развивающие игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр - «интерес, познание, творчество» становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым и грустным языком сказки.
Развивающие игры В. В. Воскобовича отличаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры. Во-первых, вариативностью и некой незавершённостью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи. Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр – от малышей до взрослых. В-третьих, возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Всё вышеперечисленное помогает поддерживать интерес в течение длительного времени.
Слайд 5
Сегодня я попробую поделиться с вами личным опытом работы в данном направлении и расскажу о развитии интеллектуальных и творческих способностей наших детей старшего дошкольного возраста посредством использования такой интересной игры, как Квадрат Воскобовича.
Квадрат Воскобовича – игра-головоломка на трансформацию фигур. Он представляет из себя квадрат, состоящий из 16 треугольников.
Плоскости каждого треугольника окрашены в контрастные цвета. С одной стороны, все треугольники, составляющие квадрат, красного цвета, а с другой они зелёные.
Количество цветов, представленных в квадрате, зависит от возраста ребенка, который им будет играть. Можно встретить двухцветный и четырёхцветный квадраты. Двухцветный предназначен для детей возрастом от 2 до 5 лет, со схемами сложения четырёхцветного квадрата сможет справиться ребёнок от 3 до 8 лет и старше.
«Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».
Слайд 6
Цель: формирование представления о пространственном конструировании и моделировании у детей старшего дошкольного возраста.
С задачами игры, вы можете ознакомиться на данном слайде.
Слайд 7
Вы уважаемые коллеги можете меня спросить: «А где же нам приобрести данную игру?»
А я вам отвечу, его оказывается не обязательно приобретать в магазине, его легко можно изготовить самому, в любом количестве, потратив на это небольшое количество картона, скотча (или ткани) для основы и своего драгоценного времени.
Для изготовления «Квадрата Воскобовича» понадобится: картон красный и зелёный – для двухцветного квадрата (красный, синий, жёлтый, зелёный – для четырёхцветного, линейка, карандаш, ножницы, клей, скотч.
Данная игра сделана в форме квадрата, который состоит из 16 равнобедренных треугольников. Между треугольниками, составляющими квадрат, есть пространство шириной 0,5 – 1 см. Стандартные размеры треугольников 4,5*4,5*6 см. В качестве основы игрушки выбирают хорошо гнущийся материал, чаще всего это ткань или скотч. Стандартный размер основы квадрата от 14 до 15 см.
Слайд 8 - 9
Знакомство детей с Квадратом Воскобовича, мы начинали с его обследования.
• «Знакомство с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди углы, спустись по треугольникам сверху вниз, загни уголок и др.);
• «Игра в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, найди ромб, обведи треугольники пальчиком);
• «Сложи квадрат» (пополам разными способами, какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, а затем маленький треугольник, прямоугольник);
• «Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам – диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам).
Важно детям объяснить правильный алгоритм складывания двух базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ёжик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры.
Слайд 10
После обследования квадрата, мы с ребятами разбирали алгоритм складывания фигуры:
1) дети выполняли складывание какой-либо фигуры вместе с воспитателем по показу;
2) знакомились со схемой поэтапного сложения;
3) самостоятельно складывали фигуры с использованием индивидуальной схемы;
4) складывали фигуры с одновременным проговариванием своих действий во время складывания;
5) самостоятельно складывали фигуры по памяти.
Слайд 11 – 12
А сейчас предлагаю Вам более подробно рассмотреть вариант игры, который нам с Вами предлагает Вячеслав Вадимович в своём пособии, которое идёт в комплекте с Квадратом Воскобовича.
Игру сопровождает сказка «Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных превращениях-приключениях Квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ёжика, котёнка, лодку, туфельку, самолётик, конфетку и т. п. Ребёнок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.
Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, но и развивает пространственное воображение, мелкую моторику, речь, является материалом, знакомящим с основами геометрии и моделирования.
Слайд 13
Но мы же с Вами воспитатели - творческие люди и можем придумывать свои сказки и истории при работе с данным игровым Квадратом. Если Вам первое время будет тяжело придумывать свои сказки и истории, то в начале работы можно попробовать обыграть любую уже знакомую детям сказку. Затем можно знакомую сказку немного модифицировать и изменить, добавив новых героев или новые сюжеты.
Например, мы с ребятами на начальных этапах работы, обыгрывали русскую народную сказку «Теремок». Складывали из квадрата Воскобовича её геров, а также добавляли к ним новые атрибуты, например зайчик приплыл к Теремку на лодке, а лисичка по дороге потеряла туфельку.
Слайд 14 – 15 – 16
Первое время, большинству детей будет тяжело придумать свою, новую сказку. Поэтому мы можем предложить детям ряд вопросов, которые натолкнут их на образы и сюжеты для сочинения сказки.
С данной цепочкой вопросов, вы можете ознакомиться на слайде.
К данным вопросам можно нарисовать карточки символы, чтобы детям было легче ориентироваться в последовательности составления сказки. Но поверьте, эти карточки понадобятся вам только на начальном этапе работы. Потому что дети очень быстро вовлекаются в данный процесс составления сказок и в скором времени начинают уже без какого-либо ориентира самостоятельно составлять очень интересные и увлекательные сказки.
Слайд 17
Помимо сказок мы с детьми играли в игру «Угадай, что получилось».
Для этого я складывала какую-либо фигуру и просила ребёнка отгадать, что получилось. Затем мы менялись ролями. Теперь он для меня складывал фигуру, а я отгадывала.
Мы пробовали вместе сложить знакомые буквы, цифры и даже символы. Затем ребята играли в парах самостоятельно. Так мы не только с пользой проводили время вместе, но и закрепляли ранее изученный материал.
Слайд 18
С помощью «Квадрата Воскобовича» можно проводить и другие различные игры. Нам с ребятами очень понравилась игра «Оператор вращения». Вначале мы складывали, например башмачок, а затем его переворачивали. На что похоже? (на самолет) Снова переворачивали. Что за фигура? (Ворон Метр)
Слайд 19
Так же мы играли в игру «Квадрат и пространство». Детям давались следующие задания:
• Положить квадрат красным цветом (зелёным);
• Положить квадрат зелёным ромбиком;
• Загнуть все углы. Сколько их? (4)
• Согнуть верхний левый (правый нижний) угол и т. д.
Слайд 20
Ещё мы с ребятами создавали необычный пальчиковый театр, играя только отдельными частями квадрата. Например, ребенок поднимал вверх левый верхний угол пальчиком, левый нижний угол, правый верхний, нижний, а затем, подняв пальчиком, центр квадрата снизу, получал пирамидку. Такую игру мы проводили под музыкальное сопровождение.
Во время одной из таких игр, наши ребята предложили сделать разрез в месте сгиба. И мы попробовали, таким образом нам открылись новые возможности складывания необычных объемных фигур.
Слайд 21
Квадрат Воскобовича мы использовали и на занятиях по ФЭМП. Данная игра позволила нам разнообразить наши занятия, внести, что-то новое, увлекательное, повысить интерес детей к учебной деятельности и в тоже время внести творческую составляющую.
Квадрат Воскобовича мы использовали для закрепления знаний и для изучения нового материала. Так с его помощью знакомили детей с основами геометрии, конструирования, моделирования. Закрепляли ранее пройденный материал, например понятия – горизонталь и вертикаль, счёт, геометрические фигуры. Очень интересно было использовать данный квадрат при выполнении заданий на ориентацию в пространстве – подними правый верхний угол, загни нижний левый угол и т. д.
Слайд 22
А сейчас я предлагаю Вам, немножко побыть детьми и поиграть с Квадратом Воскобовича по мотивам сказки «Теремок».
Давайте поближе рассмотрим, у вас на столах лежит геометрическая фигура. Скажите, как она называется? (квадрат)
Правильно! Покажите мне у квадрата стороны и сколько их? (4)
А сколько углов? (4)
А сколько цветов у нашего квадрата? (2, а какие? (красный и зелёный)
(закрепление названий геометрических фигур, цветов, закрепление терминов «сторона», «угол», счет до 5)
Молодцы! Все правильно вы сказали. Да это же к нам в гости пожаловал его величество ВОЛШЕБНЫЙ ДВУХЦВЕТНЫЙ КВАДРАТ и сегодня он нас приглашает в игровое путешествие в сказку. Он очень хочет с Вами поиграть. Сейчас наш волшебный квадрат какой? (большой). Давайте превратим его в маленький. Сложите его пополам, а потом еще пополам. Что получилось?
А теперь наш квадрат превратится в дом-теремок. Сделайте квадрат большим. Положите зелёной стороной к себе и согните 2 верхних угла – получился зелёный дом с красной крышей. Молодцы!
Стоит в поле Теремок-Теремок Он не низок, не высок. Вот по полю Мышка бежит, смотрит - Теремок стоит!
Складываем мышку.
Переверните квадрат красной стороной к себе, сложите пополам и загните верхний уголок. Молодцы, вот и Мышка стала в Теремке жить поживать, да чай распивать. Сколько зверушек стало жить в домике? (1)
Вот Лягушка скачет по полянке, в Теремке тоже хочет жить, Мышку конфеткой угостить. Пока Лягушка скакала конфетку потеряла. Давайте угостим Лягушку – квакушку конфетой. Сделайте, пожалуйста. Складывают конфету. Положите квадрат так, чтобы один уголок был вверху, а второй внизу. А теперь сложите уголочки, которые находятся по бокам в серединку квадрата. Молодцы!
Теперь Лягушка довольная поскакала прямо к Теремку, чтоб угостить Мышку конфеткой и с ней вместе жить. Сколько теперь зверушек в домике. (2)
Тут на опушку выскочил Зайчик. Тут что-то журчит! Что же это? (ручей). Зайчику ручеёк преградил дорожку к Терему. А как же Зайчику попасть к Теремку? (надо переплыть). На чем можно переплыть ручеёк? (На лодке). А у нас она есть? (Нет).
А давайте мы её сделаем из нашего волшебного квадрата! Сложите квадратик, как конфетку, а потом пополам. Наш волшебный квадратик превратился в лодочку. Отправляемся на ней вместе с Зайчиком путешествовать по ручейку, поплыли.
Вот Заинька переплыл ручеёк, зашёл в Теремок и стали они жить вместе. Сколько зверушек стало в домике? (3)
Кто-то к нам идет сюда. Ну, конечно же, Лиса. Но пока она бежала по дорожке, потеряла туфельку. Ребята, давайте поможем Лисичке и сделаем для неё туфельку (делают туфельку). Сколько зверушек живет в теремке? (4)
А по лесу уж Медведь идёт. Вдруг увидел Теремок – как заревё т: «Вы пустите меня в Теремок!»
Испугались звери. Влезет ли Медведь в Теремок? (Нет) Почему? (Медведь очень большой). А Теремок у нас? (Маленький)
Вот пришёл Медведь и развалил Теремок. Что же делать? Где жить дальше? Теремка нет. Что надо сделать? (Построить новый Теремок)
Какой должен быть Теремок, чтобы в нём всем зверушкам было не тесно? Ответы: большой, высокий, чтобы всем зверушкам хватило места. Делаем из всех квадратов один большой Теремок.
Молодцы! Всё правильно Вы сказали и сделали! Вот какой большой у нас получился Теремок! Теперь всем животным хватит места! Наши животные будут жить вместе весело и дружно!
Слайд 23
Игра Квадрат Воскобовича - необыкновенное пособие, которое соответствует современным требованиям в развитии дошкольника. Её простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми.
Подводя итог работы, хочется отметить, что у наших воспитанников значительно повысился познавательный интерес к процессу обучения и творческой деятельности. Дети стали больше интересоваться развивающими играми, конструктивной, художественной и театрализованной деятельностью.
На достигнутом мы не останавливаемся, а продолжаем искать новые пути развития познавательных и творческих способностей детей.
В планах у нас стоит задача изготовить напольный тканевый Квадрат Воскобовича размером 1 м * 1 м, который можно использовать на занятиях по физической культуре и в подвижных играх.
Слайд 24
Весёлых Вам игр и радостных открытий с «Квадратом Воскобовича»!