Ольга Макарова
Интерактивные формы работы с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивные формы работы с семьёй.
Подготовила:
Макарова О. Ю., воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 347»
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоциональную поддержку. Семья - это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
И поэтому в настоящее времяочень важным является включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду. Это качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей.
Публикация «Интерактивные формы работы с семьёй» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
И чтобы идти в ногу со временем я предлагаю начать использовать новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» - это взаимный, «act» - действовать.
Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие,это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
Интерактивные формы взаимодействия включают в себя:
- процесс взаимодействия, где все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
- диалоговое общение, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих и значимых для каждого участника задач;
- индивидуальный вклад каждого участника, который имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;
- отказ от доминирования одного выступающего и одного мнения;
- формирование умения критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;
- формирование уважения к чужому мнению, умения выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
- эффективность групповой деятельности, с одной стороны- это производительность труда группы (ее продуктивность, с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
Цели интерактивного взаимодействия :
- обмен опытом;
- выработка общего мнения;
- формирование умений, навыков;
- создание условий для диалога, группового сплочения;
- изменения психологической атмосферы.
Общей задачей педагога в интерактивном взаимодействии является:
– выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
– поощрение творчества участников.
Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи.
Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т. д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла.
Дискуссия. Стимулирующей формирование коммуникативной культуры.
Объектом дискуссии может стать неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение.
Формы дискуссии :
• круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
• симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
• дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.
Интерактивные игры– как средство по взаимодействию с родителями.
Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Интерактивная игра позволяет участникам лучше познать и понять структуру и причинно-следственные связи.
Интерактивные игры классифицируются по:
цели. «Почему я выбираю эту интерактивную игру?»
количеству участников
времени
классификации (вербальные, невербальные)
Четыре шага в работе с интерактивными играми :
Шаг 1. Анализ групповой ситуации (педагог оценивает ситуацию и потребность каждого участника).
Шаг 2. Инструктирование участников
• цели игры (информирует родителей, чему они научатся).
• четкие инструкции о процессе.
• акцент на добровольности.
Шаг З. Проведение игры
Шаг 4. Подведение итогов
Аспекты интерактивных игр :
- активное участие - участники могут наблюдать, общаться, играть роли, спорить, принимать решения.
- обратная связь - участники экспериментируют с собственным и чужим поведением, проясняют для себя, что и как они сделали.
- открытые результаты - никто не знает, какие будут результаты. В интерактивной игре не существует правильных или неправильных решений.
- учет естественных потребностей - во время игры родители могут перемещаться иконтактировать друг с другом.
- соревнование и сотрудничество.
Преимущества интерактивных игр :
• могут создавать мотивацию.
• облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.
• помогают увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса.
• могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.
• могут сбалансировать активность участников.
• могут создать позитивную установку родителей по отношению к педагогу.
• способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.
Тематические акции – это новая форма интерактивного взаимодействия, которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.
Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций:
- определение целей и задач,
- составление плана акции,
- интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы,
- различные формы работы с детьми;
- совместные мероприятия с родителями и детьми;
- подведение итогов по поощрению детей и родителей в результате проведённых акций.