Мария Винникова
Использование интерактивных игр и пособий в обучении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование Информационно Коммуникативных Технологий стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки.
Поэтому, образование может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей.
Публикация «Использование интерактивных игр и пособий в обучении дошкольников» размещена в разделах
Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость.
Поэтому одним из средств, обладающим возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития технологий, электронных дидактических и познавательных пособий. благодаря которым ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания.
Благодаря смене изображений, возникновению, исчезновению и передвижению картинок, внимание детей удерживается дольше, а это в свою очередь влияет на положительную динамику в развитии детей.
Интерактивное пособие позволяет автоматизировать все основные этапы – изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний. При этом весь обязательный материал переводится в яркую, увлекательную, мультимедийную форму. Интерактивное пособие помогает разнообразить методические приемы подачи материала для детей дошкольного возраста. и вспомогательным средством подачи материала.
Интерактивный - это значит применять устройства и средства взаимодействия с пользователем по особой схеме, например, "вопрос" - "запрос" - "ответ", то есть использующий двунаправленность действия, предполагающий обратную связь.
Говоря простыми словами, под интерактивностью нужно понимать процесс обмена информацией между компьютером и человеком, во время которого происходит двухсторонний обмен командами, запросами и т. д.
Не предполагается обязательное наличие интерактивной доски, достаточно использование ноутбука и проектора
Целью интерактивных игр является развитие познавательной и творческой активность детей.
Задачи
• Развитие логики, воображения, образного мышления;
• знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
• овладение навыками работы с интерактивной доской;
• развитие раскрепощенной личности ребенка.
Интерактивные игры являются универсальным помощником, можно использовать во всех областях, и интегрировать их.
На просторах интернета существует множества программ для создания медиа продуктов. И одной из наиболее доступных является хорошо известная программа поверпойнт. Возможности, которой часто сводят к созданию презентаций и не более.
Плюсы
• Доступность программы
• Поддержка на всех устройствах
• Создание презентаций и интерактивных игр от версии 2010
• Красочность и динамика изображений
• Аудио-/ видеооформление
• Техническая возможность выполнения замысла
Минусы
• Нюансы в использовании программы
• Недостаточность знаний/ опыта в работе с компьютером
• Потеря аудио/видеофайлов при изменении места расположения самой презентации либо файлов
Технология опыта
1. Выбрать одну область образовательной деятельности или несколько.
Определите цель и задачи игры. Разработайте понятные для дошкольников правила и сюжет игры.
2. Выбрать подбор иллюстраций
3. создание игры Откройте программу. Создайте пустой слайд
4. Расположите на слайде необходимые изображения
5. Настройка анимации:
- выделите объект, задайте анимацию (вкладка «Анимация» «Настройка анимации»). Добавить эффект (вход/ выделение/ выход). Настройка триггера / переключателя. Сопроводите звуковыми эффектами.
6. Апробация игры.
Проверьте анимацию всех объектов.
7. Сохранение игры
Выберите «Файл» - сохранить как. Задайте имя.
8. Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего) -
Проинструктируйте детей. Покажите способ выполнения задания.
9. Диагностика игры
Проанализируйте действия детей и их отзывы.
Что касается самого занятия, необходимо заранее согласно теме и задачам продумать этапы, на которых необходимы применение интерактивных элементов. Отобранные материалы оцениваются во времени: рекомендуется учесть интерактивный характер материала; инструктаж детей;
Для совершенствования работы по данной проблеме необходимо:
- продолжить работу над созданием интерактивных игр и тест-презентаций;
- пополнять копилку гимнастики для глаз;
- изучать новые технологические приемы при создании интерактивных игр;
Адресность опыта
Интерактивные пособия могут применятся как на занятиях, так в ходе развлечений, праздников, на педсоветах.
Целесообразно для определенной темы создавать отдельный файл, и переодически добавлять материал, пополняя медиатеку.
Для демонстрации вариантов мной создана подборка материала по разным видам и темам. Она представляет собой стартовую страницу с которой мы можем перейти на любую интересующую нас тему и так же при необходимости вернуться обратно. Такой вариант будет удобен при контроле знаний, викторинах, а также при проведении квест игр.
Важно соблюдать принципы использования интерактивных игр
- индивидуальный подход;
- высокое качество педагогического процесса;
- профессионализм и ответственность педагогов;
- сохранение здоровья ребенка;
- временной регламент согласно рекомендациям САНПИн
В педагогической деятельности музыкального руководителя компьютер выполняет роль:
- источника информации;
- наглядного пособия (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
- средства хранения необходимых для работы материалов.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей
дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:
- улучшается запоминание пройденного материала;
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
- позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.
- делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
Таким образом, ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания различных видов образовательной деятельности.
Использование мультимедиа презентаций целесообразно с помощью мультимедийного проекторного экрана.
С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. В музыкально – ритмических движениях имеют место красочные презентации, видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения.
Восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора использую портреты, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомлю с жанрами музыки и т. д.
Музыкально-ритмические движения и танцы: использую мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.
Пение: по графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.
Музыкально-дидактические игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма можно, используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.
Игра на ДМИ: с помощью презентаций знакомлю детей с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. По схемам разучиваем партии в оркестре.
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.
Рассмотрим возможности использования презентаций в нескольких видах музыкальной, театрализованной деятельности.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация, облегчающая процесс запоминания информации. Например, на каждое слово или словосочетание, в тексте придумывается картинка (изображение). Таким образом, текст песни зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
При создании мультимедийных пособий могут использоваться следующие компьютерные программы:
Microsoft Office PowerPoint.
ProShow Product (программадлясозданиявидео);
Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);
Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио);
Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов);
PM Nero6 (программа записи на электронный носитель).
Mimio Stydio(программа для создания интерактивных пособий)
Очень большие возможности дают интерактивные презентации, созданные в программе Mimio Stydio.
Особенно эти презентации подходят для подгрупповой и индивидуальной работы.
Роль мышки выполняет специальный карандаш.
Использование этих презентаций доступно при использовании интерактивного устройства Mimio.
Возможно использование без оборудования, при условии, что дети владеют компьютерной мышкой.
Программа Mimio Stydio даёт возможность ребёнку самому производить различные действия.
Используя возможности программы PowerPoint можно создавать мультимедийные презентации.
Литература:
Интернет-ресурсы :
1. Петелина Н. В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.
2. Афанасьева О. В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
3. Беляков Е. В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
4. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».