Папки-передвижки

Исследование «Дети войны» (к 70-летию Великой Победы). Часть I

Светлана Морозова
Исследование «Дети войны» (к 70-летию Великой Победы). Часть I

часть 2

часть 3

Введение

Почти 70 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Нет такой семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года горе ворвалось в сердце каждого человека. Вся наша страна, как одна крепкая семья, боролась с фашистами и победила! Военнослужащие, мирные жители и даже дети испытали на себе все ужасы войны.

Публикация «Исследование „Дети войны“ (к 70-летию Великой Победы), Часть I» размещена в разделах

Война и дети… Казалось бы, эти два понятия несовместимы, но война была народная, и это убедило нас, участников встреч с детьми военного времени. Дети войны… Они хорошо помнят Великую Отечественную, хотя в начале ее им было 5, 8, 12 лет. Они взрослели, неся на своих хрупких плечах и горечь поражений, и радость побед. Поколению, рожденному в 30-е, суждены были великие испытания. Это поколение внесло свой вклад в Победу. В годы войны тысячи ребят сражались: одни – на фронте, в действующей армии, другие – в подполье и партизанских отрядах. Миллионы 12-13 подростков становились к станкам. Нелегко пришлось обыкновенным мальчишкам и девчонкам. Война наложила отпечаток на всю их дальнейшую жизнь и судьбу.

Мы с интересом читаем и слушаем воспоминания тех людей, которые воевали на фронтах. Их, к сожалению, остается все меньше и меньше среди нас. Много книг написано про страшные бои, про героев войны, но немного сказано про детей войны – про тех, кому в те страшные годы было совсем еще немного лет. Они были просто маленькими детьми. Они просто жили, не раздумывая о причинах того, почему им так несладко. Они жили и страдали вместе со всей страной. Они не награждены за это орденами и медалями. Они просто выжили, и ими построена та страна, в которой мы сейчас живем. Это они, дети войны, повзрослев, отстроили разрушенные города и села, подняли целину, построили электростанции, проложили железные дороги…

Мы задались вопросами: кто они – дети войны, наши ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Мы поняли, что наших знаний по проблеме недостаточно, так как на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе этот вопрос не поднимался. Чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование.

Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше и меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны.

Цель: раскрыть теоретически и обосновать практически жизненную позицию советских детей в годы ВОВ, степень участия в военных действиях и в тылу, истоки их героизма.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-историческую, краеведческую, художественную литературу по теме исследования.

2. Попытаться раскрыть проблему психолого-нравственных аспектов детского патриотизма и героизма в годы войны.

3. Изучить степень и характер участия детей и подростков нашего края в событиях ВОВ в ходе встречи с реальными детьми войны.

4. Составить список художественной литературы о детях войны, рекомендовать для прочтения учащимся 2-6 классов.

Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших земляков в Великой Отечественной войне.

Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Методы исследования: чтение и анализ книг, размышления, наблюдение, беседа.

Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках в 1-6 классах и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы нами в музей Боевой Славы школы. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.

Основная часть

Исторический обзор по проблеме исследования

Тема детей и войны является, на наш взгляд, одной из самых малоисследованных в истории. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому.

На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Они все овладели военными специальностями. А сколько детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.

Эта тема была поднята лишь через несколько десятилетий после реальных военных событий. Даже звание Героя Советского Союза многие юные патриоты получили только в конце 50-х и в 60–е годы. Тогда Президиум Верховного совета СССР присвоил звания Героев Советского Союза Зине Портновой, Марату Казею и Вале Котику. Кстати, четвертый, точнее, первый юный герой Леня Голиков - единственный из всех, получивший Золотую Звезду еще в 1944 году.

В литературе тема войны и детей стала развиваться в 60–е- годы. Хотя повесть Валентина Катаева "Сын полка" была написана еще в 1944-м, известной она стала гораздо позже.

С конца 50-х, начали появляться книги о других пионерах-героях - так, в 1958 году вышла повесть Николаева и Щербакова для среднего и старшего школьного возраста "Когда смерть не страшна" про Обольское подполье и Зину Портнову. Но главная "пионерская" книга вышла в 1964 году, к 20-летнему юбилею Победы. Написали ее Лев Кассиль и Макс Поляновский - "Улица младшего сына", про керченского пионера Володю Дубинина, бывшего разведчиком в партизанском отряде и погибшего при разминировании Старокарантинских каменоломен.

Разве эти дети не образцы поведения для современной молодежи? Почему же сегодня мы про них ничего не знаем. Почему в школьных учебниках истории нет и строчки о пионерах – героях?

Наши родители читали и перечитывали названные книги, старались быть похожими на юных героев войны. К-сожалению, в современное время ценности изменились. В учебниках литературного чтения, литературы практически не осталось произведений о детях войны, по телевизору не увидишь фильмы про юных героев, да и читаем мы все больше фантастику, детективы и приключения.

Дети войны… Кто они? Какие они? У целого поколения, рожденного с 1928 по 1941 год, украли детство. Условно все поколение детей войны можно разделить на такие группы:

• Дети на фронте и в оккупации.

• Дети блокадного Ленинграда.

• Дети в фашистских концлагерях, дети-узники.

• Дети в тылу.

"Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Дети на фронте и в оккупации

В годы Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах. В те суровые годы погибло около четырех миллионов детей. 28 мая 1990 года Совет Министров СССР принял решение о сооружении в Москве мемориального комплекса памяти погибших детей. Но оно, к сожалению, осталось лишь на бумаге. Звание "сын полка", не предусмотренное никакими воинскими уставами, носили те, кому по возрасту следовало бы играть в солдатики. А им довелось быть разведчиками, связистами, ординарцами, а также сапожниками, портными, поварами, подпольщиками.

Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и другие.

Поколению наших родителей и некоторых учителей, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги, и едва ли не любой пионер, не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова. Тогда как для поколения детей 70- 80 годов они были образцом для подражания.

Традиция почитания пионеров-героев складывалась постепенно. Издавались книги, проводились пионерское сборы, пионерские отряды боролись за право носить имя героя, пионеры писали письма родным погибших, организовывали музеи. Излишне говорить, что на страницах популярной книжной серии пионеры-герои были образцовыми девочками и мальчиками. Постепенно оформился четкий список, который был закреплен в специально созданной Книге почета пионерской организации.

Володя Дубинин

Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. А посылали в разведку - самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него - абстракция, а гибель в бою - почетна.

Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

Марат Казей

Марат Казей считался рано осиротевшим: отец умер, когда Марату не было семи - так гласила официальная версия. А на самом деле Иван Казей был арестован в 1934 году как "троцкист" и "вредитель" - реабилитировали его только в 1959 году. Позже арестовали и его жену - потом, правда, выпустили. Так что получилась семья "врага народа", которой сторонились соседи.

Марат во время войны оказался в партизанском отряде, ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно умирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?

Скорее всего - и про то, и про другое, и про третье. А более вероятно то, что двигала им отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе, а смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны - все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.

Продолжение следует

Публикации по теме:

Презентация для детей старшего возраста на тему «Великая Отечественная война 1941–1945 гг». Видео Тема презентации: "Великая Отечественная война 1941-1945гг. ". Программное содержание: - Продолжать знакомить детей с событиями 1941-1945гг.

Старая фотография. День Победы.Старая фотография. День Победы. Уважаемые коллеги!Завтра - великий праздник -День Победы! От всей души поздравляю Вас с праздником! Мало в нашей стране семей, которых не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование «Дети войны» (к 70-летию Великой Победы). Часть I
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 15:45
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД