Марина Гаркушина
Исследование «Снижение уровня агрессивного поведения детей раннего возраста средствами игровой терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Ежегодно растет число детей склонных к агрессивным формам поведения. Почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессивного поведения. Они нападают на других детей, щипаются, обзываются, ломают чужие игрушки, становятся раздражительными и грубыми. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для всего общества в целом. Поэтому, что чем раньше будет начата работа с такими детьми, тем легче будет корректировать различные формы проявления агрессивного поведения.
Публикация «Исследование „Снижение уровня агрессивного поведения детей раннего возраста средствами игровой терапии“» размещена в разделах
Объект исследования - процесс предупреждения агрессивного поведения в раннем возрасте.
Предмет исследования - система психолого-педагогической работы дошкольного образовательного учреждения по снижению уровня агрессивного поведения детей раннего возраста средствами игровой терапии.
Цель исследования - изучение психолого-педагогических условий работы дошкольного образовательного учреждения по снижению уровня агрессивного поведения детей в раннем возрасте.
Реализация цели требует решения следующих задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения детей раннего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть игровую терапию как средство снижения уровня агрессивности у детей раннего возраста
3. Разработать актуальную теоретическую модель психолого-педагогической работы по снижению агрессивного поведения детей раннего возраста.
4. Проанализировать деятельность образовательного учреждения по снижению уровня агрессивного поведения детей раннего возраста (на примере МБДОУ «Детский сад № 45» г. Муром)
5. Реализовать различные игровые методы в работе с детьми раннего дошкольного возраста.
6. Разработать рекомендации для родителей и педагогов по снижению уровня агрессивного поведения у детей раннего возраста
Агрессия - активная форма выражения эмоции гнева, быстрая реакция на какой то негативный для ребенка раздражитель, что может проявляться в причинении вреда другому человеку
Детская агрессивность - это способ реакции ребенка на невозможность сделать что то, что хочется и сделать так как хочется.
Выделяют различные формы агрессии.
1) Физическая агрессия- использует физическую силу против других.
2) Вербальная агрессия - выражает свои негативные чувства при помощи слов
3) Косвенная агрессия – пытается выражать агрессию на кого то конкретного, посредством других детей (шутки,сплетни)
5)Обида может обидится на кого угодно и без видимой причины
К агрессивному поведению детей раннего возраста можно отнести непослушание, раздражительность, чрезмерная активность, драчливость и жестокость.
На проявление детской агрессии могут влиять различные факторы - социум, семья, сверстники и средства массовой информации. Самым главным фактором является равнодушие к эмоциональному миру ребенка.
Игра является ведущая деятельность в дошкольном возрасте и оказывает большое влияние на становление личности ребенка.
И мы рассматриваем игротерапию как одно из наиболее эффективных средств по снижению уровня агрессивности у детей раннего дошкольного возраста.
Главной целью которой, является реализация через игру проблемных и волнующих ситуаций и формирования положительного эмоционального настроения и доверия к окружающему миру.
Анализ эффективности работы по снижению уровня агрессивного поведения детей раннего возраста проводилось в МБДОУ «Детский сад №45» города Муром в группе раннего возраста (с 1-3 лет).
Для изучения агрессивного поведения в своем экспериментальном исследовании применяли следующие методики:
1)Наблюдение за поведением детей во взаимодействии друг с другом, Обращали внимание на
-частоту агрессивных действий детей
- наличие прямой физической агрессии
- присутствие действий враждебного и агрессивного поведения
Для выявления предпосылок к агрессивному поведению у детей раннего возраста в семье использовалась анкета Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко состоящая из 20 вопросов.
Анализ результатов наблюдения за детьми на начальном этапе показал наличие высокого уровня агрессивного поведения в общении со сверстниками у детей раннего возраста
Низкий уровень10% 2 человека
Средний 35% 6 человек
Высокий уровень 55% 10 человек.
Анализируя полученные ответы родителей, мы отметили, что в целом уровень агрессивности детей родителями оценивается как высокий.
Высокий 17% 3 чел
Выше среднего 55% 10 чел
Средний 28% 5 чел
Полученные результаты говорят о необходимости коррекционной профилактической работы с детьми данной группы по снижению уровня агрессии у детей раннего возраста.
Мы использовали различные средства игротерапии для снижения уровня агрессивного поведения детей раннего возраста.
Подвижные игры, ролевые и театрализованные, игры с применением различных форм рисования (ладошки, пальчики,дискт. отпечатки)рисование на манке и гречке Лепка из пластилина и соленого теста. игры с предметами, игры-имитации, Песочная и водная терапия, Пальчиковые игры с использованием прищепок, сказкотерапию, как средство решения психологических проблем и снижения уровня агрессии. Применили показ и инсценировку различных сказок в ходе которых наблюдали активный интерес детей к деятельности.
Работа с семьей была направлена на информирование в данном вопросе, создание позитивного взаимодействия между членами семьи и активного участия в воспитании ребенка.
Результат наблюдения на заключительном этапе наблюдений за детьми показал снижение уровня агрессивного поведения у детей
Низкий уровень 28% 5 ч было 2
Средний 55% 10 чел было 6
Высокий 17% 3 чел было 10
Также отметили положительную динамику в работе с родителями. Они стали более осведомленными и спокойными в данном вопросе.
Высокий уровень 10%-было 3 снизилось до 2х чел
Выше среднего 50% было 10 стало 9
Средний уровень было 5 стало 7 человек.
Для улучшения качества просвещения родителей предложили - выпуск ежемесячной газеты в дошкольном учреждении «Полезные советы», в которой можно представлять для родителей советы, приемы и методы профилактики агрессивных проявлений детей. Начальный выпуск газеты оформили в виде буклетов по различным темам.