Лучший педагог года

Коррекция поведения детей средствами игровой терапии

Надежда Мальчихина
Коррекция поведения детей средствами игровой терапии

Существует множество методов, в названии которых присутствует слово «терапия». Это арт-терапия, сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия, танцевальная терапия, песочная терапия и другие. Это терапия посредством искусства, сказки, музыки, игры, рисования… Ключевое слово в составе всех этих слов слово «терапия», а терапия подразумевает в первую очередь воздействие на эмоциональное состояние человека. Слово, которое достаточно ёмко характеризует процесс терапии – «перенос» или «проекция». Перенос своего состояния, своих переживаний на лист бумаги, на кусок пластилина, на песок… Перенос — значит освобождение, выплеск переживаний, часто неосознаваемых, отреагирование, а соответственно облегчение, улучшение, снятие психоэмоционального напряжения.

Публикация «Коррекция поведения детей средствами игровой терапии» размещена в разделах

Что такое игровая терапия? Казалось бы, достаточно понятное словосочетание, мы знаем, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, определяет развитие ребёнка, сама меняется в процессе его развития. Но в отношении игровой терапии — это достаточно поверхностное понимание. Игровая терапия берёт свои корни в большей степени из западной психологии, в частности из психоанализа. И с точки зрения психоанализа какие-то переживания, проблемные моменты, которые человек не прожил, не выплеснул уходят в наше подсознание и дают о себе знать нервными расстройствами, соматическими заболеваниями и совершенно какими-то, казалось бы, несвойственными человеку поступками. Для того чтобы справиться с кризисным, стрессовым состоянием, важно прожить, выплеснуть свои переживания, отреагировать, перевести из внутреннего состояния во вне. И если взрослый человек уже умеет находить ресурсы для освобождения от напряжения: для кого-то это физическая активность, для кого-то это музыка, кто-то ведёт дневник и т. д. В конце концов, взрослый человек может просто говорить о своих переживаниях, что тоже очень важно и нужно. Ребёнок же в силу возраста, в силу своего развития, в силу того, что он пока просто не знает, как можно сказать о своих чувствах, о том, что с ним происходит, не знает, как избавиться от этого напряжения. Так вот для того, чтобы помочь детям в сложных, кризисных ситуациях и используют игровую терапию.

В наиболее предпочтительном варианте игровая терапия предполагает наличие специально оборудованного кабинета, в котором целенаправленно собран игровой материал, игрушки. Цель этих игрушек: дать как можно больше возможностей для самовыражения, для проявления совершенно разных эмоций и чувств. Это не развивающие игрушки, при игровых действиях с которыми у ребёнка может что-то не получиться или игры, в которых есть соревновательный момент. В игровой терапии игрушки - это слова, а игровые действия - это речь ребёнка. И опыт показывает, что такой кабинет нужен не только детям, находящимся в кризисных состояниях. Но это и очень большая помощь для детей тяжело адаптирующихся, замкнутых, которым тяжело контактировать вербально, импульсивным, агрессивным, детям со сниженными интеллектуальными способностями. Это дети, которые есть в каждом детском саду и их немало.

В кабинете игровой терапии игровой материал, как правило, группируется. Выделяются следующие группы игрушек:

1. Игрушки, отражающие реальный мир. Это те наборы для сюжетно-ролевых игр, которые есть в каждой группе: кухня, набор доктора, кукольные домики, куклы, которые могут изображать членов реальной семьи. Гнев, страх, соперничество между братьями и сестрами, семейные конфликты могут выражаться непосредственно, когда ребенок разыгрывает сценки с человеческими фигурками. Для того чтобы глубже понять суть игровой терапии приведу пример, который описывается в одной из книг. В ней ярко описываются различия в способе выражения реакции на бомбежку взрослых и детей: после налета взрослые снова и снова рассказывали о том, какой ужас они пережили. Дети, пережившие то же самое, почти никогда не говорили об этом. Их реакция на пережитое выражалась в игре. Дети строили домики из кубиков и сбрасывали на них бомбы. Дома горели, завывали сирены. Кругом были убитые и раненые, и "скорая помощь" увозила в больницы. Такого рода игры продолжались несколько недель, пока дети не отработали эмоции в игре.

И в группе воспитатель или другой специалист, зная эти особенности, может увидеть этот терапевтичный момент в игре ребёнка. Я рекомендую педагогам дать ребёнку (по крайней мере не мешать) проиграть свои переживания, если это не травмирует других детей.

Желательно, чтобы в группе были такие игрушки, отражающие реальный мир, как машина, грузовик, лодка. Эти игрушки очень помогают тревожным, застенчивым, замкнутым детям, испытывающим выраженные трудности в период адаптации. Эти игрушки важны, поскольку с ними можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств, пока ребёнок к этому не готов. Машина или грузовик создают повод для того, чтобы двигаться по комнате и исследовать ее, создавая при этом определённую защиту, что важно для аутичных детей. Являясь защитой, машина в тоже время позволяет исследовать пространство. Кроме того, это безопасный способ приблизиться к педагогу.

2. Следующий блок игрушек - игрушки для отреагирования агрессии. Это специальные игрушки: гнущиеся куклы, куклы би-ба-бо (кукла, которая надевается на руку, типа кукол, использующихся в кукольных театрах, изображающая пасть крокодила или волка, солдатики, игрушечное оружие и инструменты: мечи, ружья, пистолеты, лук и стрелы, молотки, а также бытовые предметы, которые могут быть использованы как игровой материал для освобождения от агрессивных импульсов. Всё это используется для того, чтобы дети могли выразить гнев, враждебность, тревогу.

В располагающей обстановке игровой комнаты агрессивные дети чувствуют, что им позволено выражать агрессивные чувства, от этого они испытывают удовлетворение и постепенно у них развиваются более позитивные чувства. Но всё это при условии, когда параллельно проводятся занятия, направленные на знакомство с разными эмоциональными состояниями, на знакомство с тем, что мы можем испытывать совершенно разные эмоции и чувства и не всегда полезно их сдерживать, но освобождаться от этих чувств нужно в безопасной для других детей, для окружающих людей форме. Безусловно, ограничения при игровых действиях с такими игрушками вводятся. Желательно, чтобы это делали сами дети, но далеко не всегда это получается. Поэтому ограничения вводятся взрослым. Во время аффективных вспышек такой игровой материал также может быть эффективно использован.

В группе наличие таких игрушек приемлемо и тоже эффективно в использовании. Важно, чтобы эти игрушки находились в специально отведённом месте, чтобы дети знали, для чего эти предметы, как они используются. Например, в уголках для снятия психоэмоционального напряжения. Это должно быть чётко отработано, что есть опасные способы избавления от злости, от раздражения, а есть безопасные. Например, дети знают, что здесь можно отстучать свою злость, забивая молоточком шарики или гвозди в мягкое полено, здесь можно порвать бумагу, освобождаясь от своего раздражения, потопать на коврике-злюке. В группе может быть специальная «злая подушка», на которую можно выместить свою злость, своё раздражение. Из опыта работы рекомендую педагогам: важно, что эта подушка находится в специально отведённом месте и ни для чего другого её использовать нельзя.

3. Ещё один блок игрушек - это музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты очень разнообразны. Это инструменты, который за счёт пересыпания мелких шариков имитируют шум морской волны и дождя, это очень разные по звучанию барабаны, нежно звучащие металлофоны и ксилофоны, дудочки, колокольчики, трещотки, бубенцы и т. д. В игровой комнате ребёнок может как угодно манипулировать этими инструментами, выбирать то, что созвучно его настроению, то с помощью чего он может выразить эмоции. В группе эти игрушки могут находиться, например, в уголках для уединения.

4. Игровой материал для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок, вода, глина, пластилин, краски и т. д.). Эти материалы чаще использую в работе с застенчивыми и замкнутыми детьми, испытывающими трудности в контакте, в том числе и речевые трудности. Подробней остановлюсь на песке. Классический вариант песочной терапии предполагает наличие деревянной песочницы определённого размера и определённой окраски, песок, набор миниатюрных фигур при необходимости вода. Здесь тоже срабатывает процесс переноса: ребёнок переносит своё состояние на песок. Это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. В комнате игровой терапии и в группах не обязательно использовать песочницу классического размера. Можно использовать поддоны для песка или специальные столы с углублениями. Вполне можно использовать цветной песок. Его преимущество в том, что он всегда влажный и из него можно сразу моделировать. Совершенно замечательно, если есть стол для рисования с подсветкой. Мы не требуем от ребёнка нарисовать какой-то конкретный образ, он выражает себя, как хочет в данный момент времени.

В песочнице создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребёнка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу даёт дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребёнка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Подводя итог можно сказать, что игровая терапия действительно эффективна в работе с детьми дошкольного возраста, особенно с детьми, испытывающими трудности в контакте, речевые трудности, тревожными, замкнутыми, агрессивными, с детьми со сниженными интеллектуальными способностями, что актуально для любого детского сада, в том числе для нашего.

Публикации по теме:

Использование элементов игровой терапии в снижении тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Проблема тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых сложных проблем в современной психологии, поэтому.

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения.

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой.

Индивидуальная консультации для родителей «Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Хаткевич Елена Николаевна Индивидуальная консультации для родителей Протокол проведения индивидуальной консультации для родителей.

Консультация «Коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией средствами ИКТ» Современная образовательная концепция предполагает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей.

Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии Соавторство: Золотухина Е. Д., воспитатель, Харазия С. Д., педагог-психолог, МДОУ «Незабудка» № 46 посёлка Серебряный Бор Нерюнгринского.

Презентация «Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии» В связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической и педагогической помощи семей, имеющих проблемы межличностного общения,.

Развитие элементарных математических представлений у детей средствами игровой деятельности с учётом ФГОС Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма.

Роль песочной и игровой терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием.

Проявление инициативности детей средствами игровой деятельности На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекция поведения детей средствами игровой терапии
Опубликовано: 6 октября 2018 в 12:27
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД