Приложение МААМ

Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии

Елена Золотухина
Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы

Соавторство:

Золотухина Е. Д., воспитатель,

Харазия С. Д., педагог-психолог, МДОУ «Незабудка» № 46

посёлка Серебряный Бор Нерюнгринского района

Современным подходом к развитию взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, педагогов и родителей является партнерский подход - более сложный, многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов. ФГОС предлагает сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между ДОУ и семьей – модели открытого, партнерского, конструктивного взаимодействия. В центре внимания образовательного стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, среди которых – сотрудничество с семьей. Стандарт утверждает личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.

Публикация «Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии» размещена в разделах

Основные принципы:

1) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

3) сотрудничество Организации с семьей;

4) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения.

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования, по которой работает наш детский сад, общение ребенка со взрослыми (родителями, педагогами) считается необходимым условием физического и психического здоровья дошкольника, формирования творческой, активной, самостоятельной личности.

Наиболее эффективной формой психолого-коррекционной работы с семьями в нашем дошкольном учреждении, является организация межсемейных профилактических групп, которые в семейной психотерапии принято называть детско–родительскими.

Работа в подобных группах строится на принципах терапии творчеством, включающей арт – терапию; игровую терапию; песочную терапию.

Данный базовый подход в работе детско – родительских групп имеет ряд преимуществ.

Во первых, арт – терапия ориентирована на невербальное общение, что делает ее особенно ценной в тех случаях, когда наблюдаются затруднения в словесном описании эмоциональных переживаний. В большей степени это характерно для семей с нарушенной жизнедеятельностью, особенно в случае сложных и деликатных проблем.

Во вторых, творческая деятельность сама по себе является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции – взаимного отчуждения, затруднений налаживании контактов.

В третьих, арт – терапия вызывает у людей положительные эмоции, способствуя преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию, что так необходимо в работе с семьями, испытывающими социальное напряжение.

Многие авторы подчеркивают, что арт – терапевтические методы облегчают процессы лечения психосоматических заболеваний.

Основной целью работы с семьями стала коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми и повышение их социальной адаптации.

Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия [3, с. 75].

Все это, в конечном итоге, неизбежно приводит к усугублению эмоциональных проблем ребенка, а также к развитию девиаций.

В этом случае наиболее эффективной формой психолого-коррекционной работы с такими семьями является организация межсемейных детско-родительских групп.

Работа строится на принципах терапии творчеством, включающих арт-терапию.

Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними, фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно практически невозможно.

Работа проводится на базе группы общеразвивающей направленности ДОУ «Незабудка» №46 поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района, совместно родители и дети в количестве 10 семей.

В связи с этим нами бала проведена «Диагностика родительских отношений к детям (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столина» с целью выявления эмоциональной атмосферы в семье, стремления взрослых к сотрудничеству с ребенком, отношение к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам, что является необходимым в дальнейшей работе с родителями [2].

Опросник состоит из пяти шкал.

I. Принятие - отвержение - шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.

В группе 6 (60%) родителей высокий уровень принятия, 4(40%) родителя высокий уровень отверждения. Согласно данным, можно отметить, что содержание одного полюса шкалы (высокий уровень принятия) : родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы (высокий уровень отвержения) : родитель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

II. Кооперация - социально желательный образ родительского отношения.

Из 10 родителей 7 (70%) человек имеют высокий уровень кооперации, 3 (30%)человек низкий уровень кооперации.

Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается принимать его точку зрения в спорных вопросах.

III. Симбиоз — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

Из 5 (50%)родителей имеют высокий уровень симбиоза, 5 (50%) имеют низкий уровень симбиоза.

При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.

IV. Авторитарная гиперсоциализация — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.

Результаты диагностики, 4 (40%) родителей имеют оптимальный уровень контроля, 6 (60%) родителя имеют высокий уровень контроля.

Можно отметить, что родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства. Родитель следит за социальными достижениями ребенка и поддерживает ребенка.

V. Маленький неудачник — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.

По результаты диагностики видно, что 3 (30%) родителей имеют высокий уровень доверия, 7 (70%) родителей имеют низкий уровень доверия.

При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Данное исследование позволило сделать вывод, что стремления родителей к сотрудничеству с ребенком на эмоциональном уровне пугает и тревожит, они не проявляют интереса к способностям, к его достоинствам и недостаткам.

По результатам диагностики, можно отметить, что родители не всегда открыты, не всегда доброжелательны, не всегда идут на контакт, редко интересуются жизнью детей в детском саду.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. На лекционно-консультативном этапе целью было повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Для этого мы провели ряд консультаций и лекций.

Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также эмоциональных затруднений у детей. В связи с этим, практический этап был построен следующим образом:

• формирование детско-родительских групп осуществляется на добровольной основе;

• занятие могут посещать один или оба родителя, а также другие члены семьи, занимающиеся воспитанием ребёнка;

• каждая встреча имеет своё название: «Остров знакомств», «Остров общения», «Загадочный лес», «Пещера страхов», «Берег душевной непогоды», «Море наших чувств», «Поляна ощущений», «Волшебная страна доверия» и другие;

• занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей и родителей динамичной, насыщенной, менее утомляемой. С каждой встречей задания усложняются [1].

На итоговом занятии проводится анкетирование, в результате которого можно выявить, как изменились детско-родительские отношения.

Эти результаты дают право говорить о проведении интегрированных занятий с родителями и детьми с использованием методов арт-терапии, игровой терапии и песочной терапии, как о наиболее оптимальной форме работы для гармонизации детско-родительских отношений.

Задачи первых двух собраний: сплочение коллектива родителей и педагогов, обращали внимание на положительные качествах участников группы. Расширяли запас средств общения вербальным (слова, речь) и невербальным (мимика, жесты, развивали навыки социального взаимодействия разнообразными способами приветствия, учились выражать чувства и эмоции; преодолевали неуверенность в себе, развивали способность к сотрудничеству и единству, чувству близости между родителями и детьми.

Следующий этап нашей работы: улучшить взаимоотношения взрослых и детей, укрепить уверенность детей и родителей в том, что они любимы; формировать чувства принадлежности к своей семье, раскрыть мир эмоций и способов их выражения.

Мы выявили, что в процессе занятий родители становятся более открытыми к своим детям и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности.

Полученный результат показал, что целенаправленное и регулярное проведение родительских собраний совместно с детьми способствует организации более тесного взаимодействия семьи и ДОУ. Это позволяет родителям быть полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса, более глубоко и всесторонне изучать психические, физические, интеллектуальные особенности ребенка, переносить известные способы решения спорных ситуаций в общении с детьми в новые условия и находить принципиально новые способы решения.

Список литературы:

1. Воронова, А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. - Рн/ Д: Феникс, 2013.

2. Грязнова Г. А., Михальцова Л. П. Программа диагностики детско-родительских взаимоотношений (воспитанников дошкольных образовательных учреждений и их родителей (законных представителей, 2014. Режим доступа: https://www.asdou1.ru/wp-content/uploads/2014/09/progr-diagnostiki.pdf

3. Ляшенко, В. В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия / В. В. Ляшенко. - М. : Психотерапия, 2014.

Публикации по теме:

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Современная семья и её проблемы служат объектом.

Диагностика детско-родительских отношений в семье «Грустная мама» Диагностика детско-родительских отношений в семье «Грустная мама» Диагностика «Грустная мама» состоит из рисунка, на котором изображена.

Конспект тренинга детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?»Конспект тренинга детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?» Тренинг детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?» Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье. Задачи:.

Консультация для родителей «Особенности детско-родительских отношений в современной семье» Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство.

Консультация для родителей «Типы детско-родительских отношений» — презентация Слайд 1. Сегодня, уважаемые коллеги, мне хочется поделится с вами презентацией, которая понравилась родителям моих деток. Когда-то эта информация.

Оптимизация детско-родительских отношений Составила : Большакова Вера Владимировна МБДОУ д/сад 144 г. Иркутск. 2017 год. Проблемы, связанные с защитой детства, постоянно находятся.

Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношений Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?», но прикладными.

Программа развития детско-родительских отношений «Давайте общаться» Программа развития детско-родительских отношений «ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ» Название: Программа развития детско-родительских отношений «ДАВАЙТЕ.

Родительское собрание «Совместный семейный отдых — лучший способ укрепления детско-родительских отношений» Наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные.

Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений «Новогодние узоры» Цель: Способствовать гармонизации детско-родительских отношений. Задачи: 1. Развивать коммуникативные умения. 2. Создание атмосферы эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 14:02
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Золотухина (УИ 541406) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД