Лучший педагог года

Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии

Елена Золотухина
Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии

Соавторство:

Золотухина Е. Д., воспитатель,

Харазия С. Д., педагог-психолог, МДОУ «Незабудка» № 46

посёлка Серебряный Бор Нерюнгринского района

Современным подходом к развитию взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, педагогов и родителей является партнерский подход - более сложный, многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов. ФГОС предлагает сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между ДОУ и семьей – модели открытого, партнерского, конструктивного взаимодействия. В центре внимания образовательного стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, среди которых – сотрудничество с семьей. Стандарт утверждает личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.

Публикация «Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии» размещена в разделах

Основные принципы:

1) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

3) сотрудничество Организации с семьей;

4) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения.

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования, по которой работает наш детский сад, общение ребенка со взрослыми (родителями, педагогами) считается необходимым условием физического и психического здоровья дошкольника, формирования творческой, активной, самостоятельной личности.

Наиболее эффективной формой психолого-коррекционной работы с семьями в нашем дошкольном учреждении, является организация межсемейных профилактических групп, которые в семейной психотерапии принято называть детско–родительскими.

Работа в подобных группах строится на принципах терапии творчеством, включающей арт – терапию; игровую терапию; песочную терапию.

Данный базовый подход в работе детско – родительских групп имеет ряд преимуществ.

Во первых, арт – терапия ориентирована на невербальное общение, что делает ее особенно ценной в тех случаях, когда наблюдаются затруднения в словесном описании эмоциональных переживаний. В большей степени это характерно для семей с нарушенной жизнедеятельностью, особенно в случае сложных и деликатных проблем.

Во вторых, творческая деятельность сама по себе является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции – взаимного отчуждения, затруднений налаживании контактов.

В третьих, арт – терапия вызывает у людей положительные эмоции, способствуя преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию, что так необходимо в работе с семьями, испытывающими социальное напряжение.

Многие авторы подчеркивают, что арт – терапевтические методы облегчают процессы лечения психосоматических заболеваний.

Основной целью работы с семьями стала коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми и повышение их социальной адаптации.

Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия [3, с. 75].

Все это, в конечном итоге, неизбежно приводит к усугублению эмоциональных проблем ребенка, а также к развитию девиаций.

В этом случае наиболее эффективной формой психолого-коррекционной работы с такими семьями является организация межсемейных детско-родительских групп.

Работа строится на принципах терапии творчеством, включающих арт-терапию.

Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними, фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно практически невозможно.

Работа проводится на базе группы общеразвивающей направленности ДОУ «Незабудка» №46 поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района, совместно родители и дети в количестве 10 семей.

В связи с этим нами бала проведена «Диагностика родительских отношений к детям (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столина» с целью выявления эмоциональной атмосферы в семье, стремления взрослых к сотрудничеству с ребенком, отношение к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам, что является необходимым в дальнейшей работе с родителями [2].

Опросник состоит из пяти шкал.

I. Принятие - отвержение - шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.

В группе 6 (60%) родителей высокий уровень принятия, 4(40%) родителя высокий уровень отверждения. Согласно данным, можно отметить, что содержание одного полюса шкалы (высокий уровень принятия) : родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы (высокий уровень отвержения) : родитель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

II. Кооперация - социально желательный образ родительского отношения.

Из 10 родителей 7 (70%) человек имеют высокий уровень кооперации, 3 (30%)человек низкий уровень кооперации.

Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается принимать его точку зрения в спорных вопросах.

III. Симбиоз — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

Из 5 (50%)родителей имеют высокий уровень симбиоза, 5 (50%) имеют низкий уровень симбиоза.

При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.

IV. Авторитарная гиперсоциализация — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.

Результаты диагностики, 4 (40%) родителей имеют оптимальный уровень контроля, 6 (60%) родителя имеют высокий уровень контроля.

Можно отметить, что родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства. Родитель следит за социальными достижениями ребенка и поддерживает ребенка.

V. Маленький неудачник — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.

По результаты диагностики видно, что 3 (30%) родителей имеют высокий уровень доверия, 7 (70%) родителей имеют низкий уровень доверия.

При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Данное исследование позволило сделать вывод, что стремления родителей к сотрудничеству с ребенком на эмоциональном уровне пугает и тревожит, они не проявляют интереса к способностям, к его достоинствам и недостаткам.

По результатам диагностики, можно отметить, что родители не всегда открыты, не всегда доброжелательны, не всегда идут на контакт, редко интересуются жизнью детей в детском саду.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. На лекционно-консультативном этапе целью было повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Для этого мы провели ряд консультаций и лекций.

Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также эмоциональных затруднений у детей. В связи с этим, практический этап был построен следующим образом:

• формирование детско-родительских групп осуществляется на добровольной основе;

• занятие могут посещать один или оба родителя, а также другие члены семьи, занимающиеся воспитанием ребёнка;

• каждая встреча имеет своё название: «Остров знакомств», «Остров общения», «Загадочный лес», «Пещера страхов», «Берег душевной непогоды», «Море наших чувств», «Поляна ощущений», «Волшебная страна доверия» и другие;

• занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей и родителей динамичной, насыщенной, менее утомляемой. С каждой встречей задания усложняются [1].

На итоговом занятии проводится анкетирование, в результате которого можно выявить, как изменились детско-родительские отношения.

Эти результаты дают право говорить о проведении интегрированных занятий с родителями и детьми с использованием методов арт-терапии, игровой терапии и песочной терапии, как о наиболее оптимальной форме работы для гармонизации детско-родительских отношений.

Задачи первых двух собраний: сплочение коллектива родителей и педагогов, обращали внимание на положительные качествах участников группы. Расширяли запас средств общения вербальным (слова, речь) и невербальным (мимика, жесты, развивали навыки социального взаимодействия разнообразными способами приветствия, учились выражать чувства и эмоции; преодолевали неуверенность в себе, развивали способность к сотрудничеству и единству, чувству близости между родителями и детьми.

Следующий этап нашей работы: улучшить взаимоотношения взрослых и детей, укрепить уверенность детей и родителей в том, что они любимы; формировать чувства принадлежности к своей семье, раскрыть мир эмоций и способов их выражения.

Мы выявили, что в процессе занятий родители становятся более открытыми к своим детям и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности.

Полученный результат показал, что целенаправленное и регулярное проведение родительских собраний совместно с детьми способствует организации более тесного взаимодействия семьи и ДОУ. Это позволяет родителям быть полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса, более глубоко и всесторонне изучать психические, физические, интеллектуальные особенности ребенка, переносить известные способы решения спорных ситуаций в общении с детьми в новые условия и находить принципиально новые способы решения.

Список литературы:

1. Воронова, А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. - Рн/ Д: Феникс, 2013.

2. Грязнова Г. А., Михальцова Л. П. Программа диагностики детско-родительских взаимоотношений (воспитанников дошкольных образовательных учреждений и их родителей (законных представителей, 2014. Режим доступа: https://www.asdou1.ru/wp-content/uploads/2014/09/progr-diagnostiki.pdf

3. Ляшенко, В. В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия / В. В. Ляшенко. - М. : Психотерапия, 2014.

Публикации по теме:

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Современная семья и её проблемы служат объектом.

Диагностика детско-родительских отношений в семье «Грустная мама» Диагностика детско-родительских отношений в семье «Грустная мама» Диагностика «Грустная мама» состоит из рисунка, на котором изображена.

Конспект тренинга детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?»Конспект тренинга детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?» Тренинг детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?» Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье. Задачи:.

Консультация для родителей «Особенности детско-родительских отношений в современной семье» Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство.

Консультация для родителей «Типы детско-родительских отношений» — презентация Слайд 1. Сегодня, уважаемые коллеги, мне хочется поделится с вами презентацией, которая понравилась родителям моих деток. Когда-то эта информация.

Оптимизация детско-родительских отношений Составила : Большакова Вера Владимировна МБДОУ д/сад 144 г. Иркутск. 2017 год. Проблемы, связанные с защитой детства, постоянно находятся.

Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношений Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?», но прикладными.

Программа развития детско-родительских отношений «Давайте общаться» Программа развития детско-родительских отношений «ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ» Название: Программа развития детско-родительских отношений «ДАВАЙТЕ.

Родительское собрание «Совместный семейный отдых — лучший способ укрепления детско-родительских отношений» Наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные.

Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений «Новогодние узоры» Цель: Способствовать гармонизации детско-родительских отношений. Задачи: 1. Развивать коммуникативные умения. 2. Создание атмосферы эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 14:02
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД