Елена Золотухина
Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Соавторство:
Золотухина Е. Д., воспитатель,
Харазия С. Д., педагог-психолог, МДОУ «Незабудка» № 46
посёлка Серебряный Бор Нерюнгринского района
Современным подходом к развитию взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, педагогов и родителей является партнерский подход - более сложный, многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов. ФГОС предлагает сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между ДОУ и семьей – модели открытого, партнерского, конструктивного взаимодействия. В центре внимания образовательного стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, среди которых – сотрудничество с семьей. Стандарт утверждает личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.
Публикация «Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии» размещена в разделах
Основные принципы:
1) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3) сотрудничество Организации с семьей;
4) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения.
В основной общеобразовательной программе дошкольного образования, по которой работает наш детский сад, общение ребенка со взрослыми (родителями, педагогами) считается необходимым условием физического и психического здоровья дошкольника, формирования творческой, активной, самостоятельной личности.
Наиболее эффективной формой психолого-коррекционной работы с семьями в нашем дошкольном учреждении, является организация межсемейных профилактических групп, которые в семейной психотерапии принято называть детско–родительскими.
Работа в подобных группах строится на принципах терапии творчеством, включающей арт – терапию; игровую терапию; песочную терапию.
Данный базовый подход в работе детско – родительских групп имеет ряд преимуществ.
Во первых, арт – терапия ориентирована на невербальное общение, что делает ее особенно ценной в тех случаях, когда наблюдаются затруднения в словесном описании эмоциональных переживаний. В большей степени это характерно для семей с нарушенной жизнедеятельностью, особенно в случае сложных и деликатных проблем.
Во вторых, творческая деятельность сама по себе является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции – взаимного отчуждения, затруднений налаживании контактов.
В третьих, арт – терапия вызывает у людей положительные эмоции, способствуя преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию, что так необходимо в работе с семьями, испытывающими социальное напряжение.
Многие авторы подчеркивают, что арт – терапевтические методы облегчают процессы лечения психосоматических заболеваний.
Основной целью работы с семьями стала коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми и повышение их социальной адаптации.
Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия [3, с. 75].
Все это, в конечном итоге, неизбежно приводит к усугублению эмоциональных проблем ребенка, а также к развитию девиаций.
В этом случае наиболее эффективной формой психолого-коррекционной работы с такими семьями является организация межсемейных детско-родительских групп.
Работа строится на принципах терапии творчеством, включающих арт-терапию.
Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними, фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно практически невозможно.
Работа проводится на базе группы общеразвивающей направленности ДОУ «Незабудка» №46 поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района, совместно родители и дети в количестве 10 семей.
В связи с этим нами бала проведена «Диагностика родительских отношений к детям (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столина» с целью выявления эмоциональной атмосферы в семье, стремления взрослых к сотрудничеству с ребенком, отношение к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам, что является необходимым в дальнейшей работе с родителями [2].
Опросник состоит из пяти шкал.
I. Принятие - отвержение - шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
В группе 6 (60%) родителей высокий уровень принятия, 4(40%) родителя высокий уровень отверждения. Согласно данным, можно отметить, что содержание одного полюса шкалы (высокий уровень принятия) : родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы (высокий уровень отвержения) : родитель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
II. Кооперация - социально желательный образ родительского отношения.
Из 10 родителей 7 (70%) человек имеют высокий уровень кооперации, 3 (30%)человек низкий уровень кооперации.
Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается принимать его точку зрения в спорных вопросах.
III. Симбиоз — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
Из 5 (50%)родителей имеют высокий уровень симбиоза, 5 (50%) имеют низкий уровень симбиоза.
При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.
IV. Авторитарная гиперсоциализация — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.
Результаты диагностики, 4 (40%) родителей имеют оптимальный уровень контроля, 6 (60%) родителя имеют высокий уровень контроля.
Можно отметить, что родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства. Родитель следит за социальными достижениями ребенка и поддерживает ребенка.
V. Маленький неудачник — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
По результаты диагностики видно, что 3 (30%) родителей имеют высокий уровень доверия, 7 (70%) родителей имеют низкий уровень доверия.
При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Данное исследование позволило сделать вывод, что стремления родителей к сотрудничеству с ребенком на эмоциональном уровне пугает и тревожит, они не проявляют интереса к способностям, к его достоинствам и недостаткам.
По результатам диагностики, можно отметить, что родители не всегда открыты, не всегда доброжелательны, не всегда идут на контакт, редко интересуются жизнью детей в детском саду.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. На лекционно-консультативном этапе целью было повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Для этого мы провели ряд консультаций и лекций.
Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также эмоциональных затруднений у детей. В связи с этим, практический этап был построен следующим образом:
• формирование детско-родительских групп осуществляется на добровольной основе;
• занятие могут посещать один или оба родителя, а также другие члены семьи, занимающиеся воспитанием ребёнка;
• каждая встреча имеет своё название: «Остров знакомств», «Остров общения», «Загадочный лес», «Пещера страхов», «Берег душевной непогоды», «Море наших чувств», «Поляна ощущений», «Волшебная страна доверия» и другие;
• занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей и родителей динамичной, насыщенной, менее утомляемой. С каждой встречей задания усложняются [1].
На итоговом занятии проводится анкетирование, в результате которого можно выявить, как изменились детско-родительские отношения.
Эти результаты дают право говорить о проведении интегрированных занятий с родителями и детьми с использованием методов арт-терапии, игровой терапии и песочной терапии, как о наиболее оптимальной форме работы для гармонизации детско-родительских отношений.
Задачи первых двух собраний: сплочение коллектива родителей и педагогов, обращали внимание на положительные качествах участников группы. Расширяли запас средств общения вербальным (слова, речь) и невербальным (мимика, жесты, развивали навыки социального взаимодействия разнообразными способами приветствия, учились выражать чувства и эмоции; преодолевали неуверенность в себе, развивали способность к сотрудничеству и единству, чувству близости между родителями и детьми.
Следующий этап нашей работы: улучшить взаимоотношения взрослых и детей, укрепить уверенность детей и родителей в том, что они любимы; формировать чувства принадлежности к своей семье, раскрыть мир эмоций и способов их выражения.
Мы выявили, что в процессе занятий родители становятся более открытыми к своим детям и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности.
Полученный результат показал, что целенаправленное и регулярное проведение родительских собраний совместно с детьми способствует организации более тесного взаимодействия семьи и ДОУ. Это позволяет родителям быть полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса, более глубоко и всесторонне изучать психические, физические, интеллектуальные особенности ребенка, переносить известные способы решения спорных ситуаций в общении с детьми в новые условия и находить принципиально новые способы решения.
Список литературы:
1. Воронова, А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. - Рн/ Д: Феникс, 2013.
2. Грязнова Г. А., Михальцова Л. П. Программа диагностики детско-родительских взаимоотношений (воспитанников дошкольных образовательных учреждений и их родителей (законных представителей, 2014. Режим доступа: https://www.asdou1.ru/wp-content/uploads/2014/09/progr-diagnostiki.pdf
3. Ляшенко, В. В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия / В. В. Ляшенко. - М. : Психотерапия, 2014.