Лучший педагог года

Консультация «Коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией средствами ИКТ»

Алеся Самохина
Консультация «Коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией средствами ИКТ»

Современная образовательная концепция предполагает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и возможностей. Это актуализирует необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Детство – первая стадия жизненного цикла человека, когда происходит становление организма и развитие его важнейших функций. Это период активной социализации ребенка и его включения в систему общественного воспитания.

Публикация «Консультация „Коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией средствами ИКТ“» размещена в разделах

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.

Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Л. В. Мелехова речевые нарушения, переходные между дизартрией и дислалией, называет органической дислалией или стертой дизартрией. Стертая дизартрия часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.).

Дизартрия – расстройство речи, характеризующееся комбинироновостью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Основным симптомом речевого дефекта при дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и других нарушений звукопроизношения чрезвычайно затруднена. Л. В. Лопатина раскрывает вопросы дифференциальной диагностики стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Нарушения фонетической стороны речи при стертой дизартрии, внешне сходные с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеют свой специфический механизм. Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова создают методику преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии. Выраженные нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. В то же время своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. При нормальном речевом онтогенезе у детей к 4-5 годам должно быть сформировано правильное звукопроизношение. При наличии нарушений звукопроизношения у детей после 4-5 лет следует обратиться к логопеду, а дифференцированное обследование позволит выбрать направления, содержание, средства и методы коррекции, адекватные структуре речевого дефекта ребенка.

Большое влияние на понимание дизартрии оказали работы М. С. Маргулиса, который впервые четко отграничил дизартрию от моторной афазии.

Важным этапом в развитии проблемы дизартрии является изучение локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств (работы Л. Б. Литвака и Е. Н. Винарской). Е. Н. Винарской впервые было проведено комплексное нейролингвистическое изучение дизартрий при очаговых поражениях мозга у взрослых больных. Проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывалась в нейролингвистическом, клиническом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с детским церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина, К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, Л. А. Данилова).

На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития. Одной из важных сторон развития речи при дизартрии является характер звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников.

В настоящее время перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с дизартрией в отношении улучшения состояния звукопроизносительной стороны речи являются новые информационные технологии. В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда ведет за собой отставание в развитии. Дефекты произношения, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь. Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность её должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, учителя.

В условиях современного динамичного развития общества важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными - материальными и энергетическими ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности коррекционно-образовательной деятельности. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в частности дизартрию, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные компьютерные технологии в коррекционно-развивающем обучении в систему обучения каждого ребенка.

Детей дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами при организации занятия: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, которые уже знакомы с компьютером, требуют при организации занятия особого внимания и использования наглядного материала. Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, то педагоги в своей работе используют разнообразный иллюстративный материал. Данный материал позволяет педагогам быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми для коррекции речевых нарушений.

Использования ИКТ в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями в настоящее время имеет большое значение, т. к. предоставляет педагогу различные варианты использования разнообразного наглядного дидактического материала для коррекции речи детей с дизартрией. Это помогает педагогу заинтересовать детей на занятиях, т. е. способствует развитию мотивации к обучению. Поэтому и является столь актуальным в обществе.

В современной системе образования информационно-коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью обучения дошкольников, в том числе и детей с нарушениями речи. Положительное влияние компьютеризации на развитие дошкольников с нарушениями речи подчеркивают и многочисленные исследователи в сфере специального образования (В. П. Беспалько, Ю. Ф. Гаркуша, Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Л. Р. Лизунова, З. А. Репина и др.). Специалисты отмечают, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий обладают необходимыми возможностями, направленными не только на индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, но и повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Коррекционные компьютерные программы направлены на коррекцию отдельных компонентов функциональной системы речи. Однако, разнообразие нарушений развития требует системного подхода к их коррекции.

Публикации по теме:

Игровые технологии в формировании правильного звукопроизношения у старших дошкольников Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова - речевые звуки с самого его.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями, речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные.

Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией Тезисы: комплекс игр для.

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений звукопроизношения Цели: • Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук «Р» в словах и в предложениях. Активизировать словарь детей по теме «Профессии»,.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Развитие технических способностей старших дошкольников средствами лего-конструирования Педагогические чтения. Январь 2018 Доброе утро уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие технических способностей старших дошкольников.

Презентация «Развитие связной речи старших дошкольников средствами мнемотехники» Развитие связной речи старших дошкольников средствами мнемотехники Из истории… Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех.

Приемы и упражнения для коррекции нарушений звукопроизношения у детей Пояснительная записка Развитие речи является одной из актуальных и значимых проблем обучения и воспитания детей. Дети с речевым недоразвитием.

Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности Надо ли знакомить маленьких детей с творчеством? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией средствами ИКТ»
Опубликовано: 12 мая 2018 в 15:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД