Лучший педагог года

Исследование «Удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего и дополнительного образования»

Елена Лиценко
Исследование «Удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего и дополнительного образования»

Исследование «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Методика исследования

1.1. Цель исследования ….….

1.2. Объект исследования ….….

1.3. Определение выборочной совокупности ….…

1.4. Методическая основа исследования. …. ….

1.5. Система индикаторов ….…

2. О формировании понятия качества образовательных услуг у населения района

Публикация «Исследование „Удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего и дополнительного образования“» размещена в разделах

2.1. Некоторые данные об участниках социологического исследования….

2.2. Понятие качества образования, обозначенное респондентами….

2.3. Наиболее используемые способы получения информации потребителями об-разовательных услуг….

3. Удовлетворенность населения образованием

3.1. Общие оценки удовлетворенности образованием ….….

3.2. Группировка вопросов удовлетворенности образованием по направлени-ям….…

3.3. Блок уточняющих вопросов, раскрывающих частные аспекты удовлетворен-ности качеством образования потребителями услуг….

3.4. Интегрированный показатель удовлетворенности образованием ….

4. Предложения по улучшению работы учреждений образования

Общие выводы …. ….

1. Методика исследования

1.1. Цель исследования : сбор эмпирических данных, характеризующих степень удо-влетворённости потребителей качеством образовательных услуг в системе образования рай-она.

В соответствии с Положением об Общественном совете при муниципальном казенном учреждении «Районное управление образования» по независимой системе оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере образования, физической культуры и спорта; на основании приказа «О проведении августовского совещания педаго-гов»;

согласно плану работы МКУ «Районное управление образования» назначены ответ-ственными лицами за организацию социологического исследования о степени удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством образовательных услуг в сфере образования :

- за подготовку анкеты для потребителей образовательных услуг, анализ социологиче-ского исследования - заведующий РДМЦ, руководитель сектора общего образования и пер-спективного развития;

- Проведение социологического исследования организовано специалистом по моло-дежной политике с привлечением волонтеров по независимой оценке качества работы орга-низаций, оказывающих услуги в сфере образования.

1.2. Объектом исследования является население - потребители образовательных услуг в возрасте от 18 лет, проживающее в районе.

1.3. Определение выборочной совокупности

Отбор респондентов в населенных пунктах осуществлялся методом стихийного отбора в соответствии с квотным заданием, которое выдавалось интервьюерам перед опросом. Дан-ные по объемам выборочных совокупностей приведены в таблице № 1.

Таблица 1. Список населенных пунктов района с объемом выборочных совокупностей для опроса (чел).

Название. Населенного пункта Число респондентов

1. 92

2. 19

3. 20

4. 15

Итого по району: 146

1.4. Методическая основа исследования.

Методами сбора информации был социологический метод анонимного анкетного опроса и «уличный» опрос (интервью).

Методика изучения удовлетворенности родителей образовательными услугами, оказы-ваемыми общеобразовательным учреждением А. А. Андреева является принципиальной основой исследования. Респонденты обозначают степень своей удовлетворенности по показателям в соответствии со шкалой от 0 до 4.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг в системе образо-вания района (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов по параметру (блоку) всех ответов респондентов на общее количество ответов по направлениям и району в целом.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высо-ком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно конста-тировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это яв-ляется показателем низкого уровня удовлетворенности потребителей качеством образова-тельных услуг.

Блок уточняющих вопросов, раскрывающих частные аспекты удовлетворенности каче-ством образования, потребителями услуг анализируется в процентном отношении. Затем, среднеарифметические данные вносятся в сводную таблицу по району.

1.5. Система индикаторов.

При проведении исследования в районе были использованы наиболее общие показате-ли, которые при переводе их в вопросы инструментария задавались всем респондентам. Кроме того, вопросы были адаптированы с учетом существующих возможностей сбора дан-ных и подготовленностью потребителей к их восприятию. Ниже приведены используемые показатели. Так, в исследовании в систему показателей вошли показатели, харак-теризующие:

1) степень удовлетворенности деятельностью общеобразовательных учреждений (СОШ);

2) степень удовлетворенности деятельностью дошкольных образовательных учрежде-ний (ДОУ);

3) степень удовлетворенности системой дополнительного образования (УДО);

4) пожелания, высказанные всеми респондентами в адрес районной системы образова-ния.

Перед респондентом стояла задача выбора показателя (один или несколько, по кото-рому он желал бы принять участие в исследовании. Наибольший выбор фиксируется по до-школьному образованию – 39,7%.

2.1. Некоторые данные об участниках социологического исследования.

Участниками социологического исследования в текущнем году в большей степени ста-ли женщины (71%) и в целом молодые люди: от 30 до 35 лет – 31%; от 25 до 30 – 20%; от 18 до 25 – 6%. Образование у большинства опрашиваемых средне специальное – 47%; высшее образование имеют 33% респондентов. Социальное положение анкетируемых: рабочие - 64%; служащие – 15%; индивидуальные предприниматели – 10%; домохозяйки – 7%.

Таблица 4. Ответы на вопрос «Что Вы понимаете под качеством образования» : 67% респондентов выбирают хорошие (отличные) знания и 47% - гармоничное развитие лично-сти.

Таблица 5. Ответы на вопрос «… наиболее используемые Вами способы получения информации (выберите не более трех)» : 61% респондентов выбирает личные встречи с пе-дагогами; 53% - родительские собрания; 49% - из общения со своим ребенком, т. е. преобладает личное общение педагога-родителя и ребенка! Менее используемые источники информации – сайт учреждения и ежегодный публичный доклад о деятельности образовательного учреждения.

В результате обработки материалов исследования выявлен высокий уровень удовлетворенности минимального значения - 3,057, близкого к среднему уровню удовлетворенно-сти потребителей качеством образовательных услуг в системе образования района.

Средняя степень удовлетворенности (КУ=2,883) по показателю общеобразовательные учреждения (за исключением вопроса организации и качество питания, корой имеет высокий уровень удовлетворенности). Такие показатели как степень удовлетворенности деятель-ностью дошкольных образовательных учреждений и системой дополнительного образования респонденты оценивают высоко – высокий уровень удовлетворённости. Низкий уровень удовлетворенности состояния дел в сфере образования в районе по частным вопросам и показателям в целом отсутствует.

По вопросу, «В какой степени Вы удовлетворены психологическим климатом в образовательном учреждении» степень удовлетворенности психологическим климатом по району в целом высокая; в учреждениях дошкольного образования и системы дополнительного образования составляет соответственно 3,28 и 3,42, что соответствует вы-сокому уровню. Степень удовлетворенности психологическим климатом общеобразовательных учреждений средняя- 2,88. Однако, по двум отдельным параметрам: «Педагоги учитывают индивидуальные особенности моего ребенка» и «Педагоги прислушиваются к родительскому мнению и его учитывают» - средняя степень удовлетворенности по району.

Основной блок анкетирования «В какой степени Вы удовлетворены… (по отдельным вопросам)» : имеет высокую степень удовлетворенности по району в целом. В учреждениях дошкольного образования и системы дополнительного образования степень удовлетворенности составляет соответственно 3,19 и 3,22, что соответствует высокому уровню. Степень удовлетворённости организацией и качеством питания имеет наиболее вы-сокий уровень – 3,250. Степень удовлетворенности по направлению общеобразовательные учреждения средняя- 2,726. Однако, по четырем отдельным параметрам: «Материально-техническим обеспечением учреждения», «Уровень знаний по основным предметам», «Организация внеурочной деятельности», «Укомплектованность учебниками и дополнительной литературой школьной библиотеки» - средняя степень удовлетворенности по району.

Таким образом, анализ данных показывает, что:

наименее высоко оценивается респондентами такой уровень системы образования как общее, т. е. работа общеобразовательных учреждений (СОШ). Выявлены значимые корреляционные связи между показателями удовлетворенности респондентов работой школ и пока-зателями удовлетворённости системой образования в целом.

3.3. Блок уточняющих вопросов, раскрывающих частные аспекты удовлетворенности качеством образования потребителями услуг.

Таблица 8. 57% респондентов совершенно согласны с утверждением «Получаемое дополнительное образование способствует дальнейшему продолжению образования», скорее согласны - 23%; затрудняются ответить - 5% опрашиваемых и совершенно не согласные отсутствуют.

Таблица 10. С утверждением «Образовательный процесс в учреждении ориентирован на развитие личности моего ребенка» совершенно согласны – 41% опрашиваемого населения; скорее согласны – 36%, совершенно не согласны – 3%. Удовлетворены ориентированием образовательного процесса на развитие личности ребенка потребители услуг до-школьного образования на 78%; потребители услуг дополнительного образования на 83%; общеобразовательных учреждений – на 71%.

Таблица 11. С утверждением «Вы имеете возможность участвовать в управлении образовательным учреждением, вносить предложения по улучшению образовательного процесса» : совершенно согласны – 27% опрашиваемого населения; скорее согласны – 29%, совершенно не согласны – 10%. Удовлетворены возможностью участия в управлении до-школьным образовательным учреждением 67% респондентов; учреждением дополнительно-го образования – 52%; общеобразовательным учреждением – 48%.

Таким образом, по блоку уточняющих вопросов, раскрывающих частные аспекты удовлетворенности качеством образования, потребителями услуг наблюдается в целом положи-тельная динамика.

3.4. Интегрированный показатель удовлетворенности образованием.

Для получения интегральной характеристики сферы образования был использован не один общий вопрос, а три отдельных показателя (в анкете это вопросы об оценке работы школ, детских садиков и учреждений дополнительного образования) (внеурочная деятель-ность в том числе, которые дети посещают.

Таблица 12. Данные общей удовлетворенности образованием (общим, дошкольным и дополнительным) -(интегрированный показатель удовлетворенности образованием вычислялся по положительным вариантам ответов).

По сравнению с прошлым годом в целом не наблюдается значительная динамика средне районных показателей удовлетворенности качеством образования.

Один из кратких выводов по исследуемому вопросу состоит в том, что на уровне массового сознания продолжает доминировать сложившаяся за многие десятилетия установка воспринимать образование как монопольную функцию государства, власти. Именно власть в глазах населения выступает и в качестве выразителя образовательных интересов, и основного менеджера, и возможного «оценщика» результатов системы образования. И пока еще механизмы демократического, коллективного обсуждения проблем образования с опо-рой на информацию из различных источников складываются слабо.

4. Предложения по улучшению работы учреждений образования

Респонденты внесли свои предложения по повышению качества образования учрежде-ний района. 24% опрашиваемых видят повышение качества образования по средством реше-ния вопроса строительства школы и детского сада. Пожелали повышения материально тех-нической базы учреждений – 20% участников исследования. 9% анкетируемых видят реше-ние кадрового вопроса образовательных учреждений в выделении жилья специалистам. 8% респондентов готовы к большему взаимодействию семьи с образовательными учреждениями – предлагают повысить уровень работы с родителями, степень внимания и уважения к ребенку.

Общие выводы

1. Сформированность уровня удовлетворенности качеством основного общего, до-школьного, дополнительного образования, системы образования района в целом может быть связана с:

увеличением информированности населения о состоянии дел в образовании (в боль-шинстве районов работа по повышению удовлетворенности качеством образования была направлена на информирование населения, но ни в одном населенном пункте района не по-интересовались, а что бы люди хотели знать. Вполне вероятно, что информация, не соответствующая ожиданиям граждан, могла привести к снижению удовлетворенности.);

осознанием гражданами связи между результатами ЕГЭ и получением или неполучением аттестата о среднем образовании и поступлением в ВУЗ, в связи, с чем постепенно повышается уровень требований к системе образования, причем к результатам работы;

ростом самосознания, ощущения само значимости и внутренней свободы граждан, что могло быть связано в свою очередь с политическими процессами, протекающими в стране;

проблемами материально-технического и финансового характера;

комплексом причин, как то – уровнем притязаний респондентов и субъективными ощущениями респондентов о качестве образования.

2. Данные социологического опроса позволяют проанализировать состояние системы образования с точки зрения доступности образования и его качества.

В сельских населенных пунктах возможностей для дополнительного образования детей меньше, чем в городских.

Финансовая доступность дошкольного образования снижена в силу высокой родительской платы для части родителей. Также снижена финансовая доступность дополнительного образования из-за платных кружков, спортивных секций.

Качество образования характеризуется условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, организацией самого образовательного процесса, результатом образования.

Респонденты предъявляют претензии к качеству условий осуществления образовательного процесса :

- материально-техническое и финансовое обеспечение: состояние зданий, холод в ОУ, недостаточная обеспеченность учебным оборудованием, наглядными пособиями, учебника-ми;

- кадровое обеспечение: старение кадров, отсутствие кадров (в большей степени не хватает учителей-предметников, недостаточный уровень квалификации кадров;

- комфортность, физическая и психологическая безопасность образовательной среды.

В меньшей степени были высказаны претензии к организации самого образовательного процесса : непонятность объяснений педагогами учебного материала.

Также невысокую удовлетворенность качеством образования респонденты объясняли результатами образования : «образование в школе низкое», «проводить подготовку к школе чаще», «больше индивидуальных занятий с детьми».

3. В текущем году отсутствуют такие проблемы как «низкая зарплата педагогов», «проблемы с перевозкой», «нехватка мест в ДОУ».

Выходят на первый план проблемы материально-технического состояния, кадрового обеспечения, несколько в меньшей степени - качества обучения, нехватки кружков, учебников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования»Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования» Актуальность разрабатываемого проекта: Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие.

Презентация «ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности» Тема работы: ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности. 1 слайд. Как сказал Лев Семенович Выготский: «Школьное обучение никогда не.

Консультация «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования» Два мира – одно детство. «Наш труд проходит в мире детства – вот о чём нельзя забывать ни на минуту. Мир детства – это в первую очередь.

«Преемственность дошкольного и начального общего образования: современный взгляд в условиях реализации ФГОС». Отчёт Межрегиональная научно-практическая конференция «Преемственность дошкольного и начального общего образования: современный взгляд в условиях.

Обеспечение преемственности при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования «Обеспечение преемственности в преподавании при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования.

Педсовет «Современные технологии как инструмент управления качеством образования» Педагогический совет на тему: "Современные технологии как инструмент управления качеством образования" Подготовила старший воспитатель:.

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности.

Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования. Здравствуйте, уважаемые.

Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования Т. Н. Садыкова г. Муравленко, Россия ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация:.

Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС «Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС» Подготовила: старший воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование «Удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего и дополнительного образования»
Опубликовано: 6 октября 2019 в 19:33
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД