Исследование «Удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего и дополнительного образования»

Елена Лиценко
Исследование «Удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего и дополнительного образования»

Исследование «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Методика исследования

1.1. Цель исследования ….….

1.2. Объект исследования ….….

1.3. Определение выборочной совокупности ….…

1.4. Методическая основа исследования. …. ….

1.5. Система индикаторов ….…

2. О формировании понятия качества образовательных услуг у населения района

2.1. Некоторые данные об участниках социологического исследования….

2.2. Понятие качества образования, обозначенное респондентами….

2.3. Наиболее используемые способы получения информации потребителями об-разовательных услуг….

3. Удовлетворенность населения образованием

3.1. Общие оценки удовлетворенности образованием ….….

3.2. Группировка вопросов удовлетворенности образованием по направлени-ям….…

3.3. Блок уточняющих вопросов, раскрывающих частные аспекты удовлетворен-ности качеством образования потребителями услуг….

3.4. Интегрированный показатель удовлетворенности образованием ….

4. Предложения по улучшению работы учреждений образования

Общие выводы …. ….

1. Методика исследования

1.1. Цель исследования: сбор эмпирических данных, характеризующих степень удо-влетворённости потребителей качеством образовательных услуг в системе образования рай-она.

В соответствии с Положением об Общественном совете при муниципальном казенном учреждении «Районное управление образования» по независимой системе оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере образования, физической культуры и спорта; на основании приказа «О проведении августовского совещания педаго-гов»;

согласно плану работы МКУ «Районное управление образования» назначены ответ-ственными лицами за организацию социологического исследования о степени удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством образовательных услуг в сфере образования:

- за подготовку анкеты для потребителей образовательных услуг, анализ социологиче-ского исследования - заведующий РДМЦ, руководитель сектора общего образования и пер-спективного развития;

- Проведение социологического исследования организовано специалистом по моло-дежной политике с привлечением волонтеров по независимой оценке качества работы орга-низаций, оказывающих услуги в сфере образования.

1.2. Объектом исследования является население - потребители образовательных услуг в возрасте от 18 лет, проживающее в районе.

1.3. Определение выборочной совокупности

Отбор респондентов в населенных пунктах осуществлялся методом стихийного отбора в соответствии с квотным заданием, которое выдавалось интервьюерам перед опросом. Дан-ные по объемам выборочных совокупностей приведены в таблице № 1.

Таблица 1. Список населенных пунктов района с объемом выборочных совокупностей для опроса (чел).

Название. Населенного пункта Число респондентов

1. 92

2. 19

3. 20

4. 15

Итого по району: 146

1.4. Методическая основа исследования.

Методами сбора информации был социологический метод анонимного анкетного опроса и «уличный» опрос (интервью).

Методика изучения удовлетворенности родителей образовательными услугами, оказы-ваемыми общеобразовательным учреждением А. А. Андреева является принципиальной основой исследования. Респонденты обозначают степень своей удовлетворенности по показателям в соответствии со шкалой от 0 до 4.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг в системе образо-вания района (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов по параметру (блоку) всех ответов респондентов на общее количество ответов по направлениям и району в целом.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высо-ком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно конста-тировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это яв-ляется показателем низкого уровня удовлетворенности потребителей качеством образова-тельных услуг.

Блок уточняющих вопросов, раскрывающих частные аспекты удовлетворенности каче-ством образования, потребителями услуг анализируется в процентном отношении. Затем, среднеарифметические данные вносятся в сводную таблицу по району.

1.5. Система индикаторов.

При проведении исследования в районе были использованы наиболее общие показате-ли, которые при переводе их в вопросы инструментария задавались всем респондентам. Кроме того, вопросы были адаптированы с учетом существующих возможностей сбора дан-ных и подготовленностью потребителей к их восприятию. Ниже приведены используемые показатели. Так, в исследовании в систему показателей вошли показатели,харак-теризующие:

1) степень удовлетворенности деятельностью общеобразовательных учреждений (СОШ);

2) степень удовлетворенности деятельностью дошкольных образовательных учрежде-ний (ДОУ);

3) степень удовлетворенности системой дополнительного образования (УДО);

4) пожелания, высказанные всеми респондентами в адрес районной системы образова-ния.

Перед респондентом стояла задача выбора показателя (один или несколько, по кото-рому он желал бы принять участие в исследовании. Наибольший выбор фиксируется по до-школьному образованию – 39,7%.

2.1. Некоторые данные об участниках социологического исследования.

Участниками социологического исследования в текущнем году в большей степени ста-ли женщины (71%)и в целом молодые люди: от 30 до 35 лет – 31%; от 25 до 30 – 20%; от 18 до 25 – 6%. Образование у большинства опрашиваемых средне специальное – 47%; высшее образование имеют 33% респондентов.Социальное положение анкетируемых: рабочие - 64%; служащие – 15%; индивидуальные предприниматели – 10%; домохозяйки – 7%.

Таблица 4. Ответы на вопрос «Что Вы понимаете под качеством образования»: 67% респондентов выбирают хорошие (отличные) знания и 47% - гармоничное развитие лично-сти.

Таблица 5. Ответы на вопрос «… наиболее используемые Вами способы получения информации (выберите не более трех)»: 61% респондентов выбирает личные встречи с пе-дагогами; 53% - родительские собрания; 49% - из общения со своим ребенком, т. е. преобладает личное общение педагога-родителя и ребенка! Менее используемые источники информации – сайт учреждения и ежегодный публичный доклад о деятельности образовательного учреждения.

В результате обработки материалов исследования выявлен высокий уровень удовлетворенности минимального значения - 3,057, близкого к среднему уровню удовлетворенно-сти потребителей качеством образовательных услуг в системе образования района.

Средняя степень удовлетворенности (КУ=2,883) по показателю общеобразовательные учреждения (за исключением вопроса организации и качество питания, корой имеет высокий уровень удовлетворенности). Такие показатели как степень удовлетворенности деятель-ностью дошкольных образовательных учреждений и системой дополнительного образования респонденты оценивают высоко – высокий уровень удовлетворённости. Низкий уровень удовлетворенности состояния дел в сфере образования в районе по частным вопросам и показателям в целом отсутствует.

По вопросу, «В какой степени Вы удовлетворены психологическим климатом в образовательном учреждении» степень удовлетворенности психологическим климатом по району в целом высокая; в учреждениях дошкольного образования и системы дополнительного образования составляет соответственно 3,28 и 3,42, что соответствует вы-сокому уровню. Степень удовлетворенности психологическим климатом общеобразовательных учреждений средняя- 2,88. Однако,по двум отдельным параметрам: «Педагоги учитывают индивидуальные особенности моего ребенка» и «Педагоги прислушиваются к родительскому мнению и его учитывают» - средняя степень удовлетворенности по району.

Основной блок анкетирования «В какой степени Вы удовлетворены… (по отдельным вопросам)»: имеет высокую степень удовлетворенности по району в целом. В учреждениях дошкольного образования и системы дополнительного образования степень удовлетворенности составляет соответственно 3,19 и 3,22, что соответствует высокому уровню. Степень удовлетворённости организацией и качеством питания имеет наиболее вы-сокий уровень – 3,250. Степень удовлетворенности по направлению общеобразовательные учреждения средняя- 2,726. Однако,по четырем отдельным параметрам: «Материально-техническим обеспечением учреждения», «Уровень знаний по основным предметам», «Организация внеурочной деятельности», «Укомплектованность учебниками и дополнительной литературой школьной библиотеки» - средняя степень удовлетворенности по району.

Таким образом, анализ данных показывает,что:

наименее высоко оценивается респондентами такой уровень системы образования как общее, т. е. работа общеобразовательных учреждений (СОШ). Выявлены значимые корреляционные связи между показателями удовлетворенности респондентов работой школ и пока-зателями удовлетворённости системой образования в целом.

3.3. Блок уточняющих вопросов, раскрывающих частные аспекты удовлетворенности качеством образования потребителями услуг.

Таблица 8. 57% респондентов совершенно согласны с утверждением «Получаемое дополнительное образование способствует дальнейшему продолжению образования», скорее согласны - 23%; затрудняются ответить - 5% опрашиваемых и совершенно не согласные отсутствуют.

Таблица 10. С утверждением «Образовательный процесс в учреждении ориентирован на развитие личности моего ребенка» совершенно согласны – 41% опрашиваемого населения; скорее согласны – 36%, совершенно не согласны – 3%. Удовлетворены ориентированием образовательного процесса на развитие личности ребенка потребители услуг до-школьного образования на 78%; потребители услуг дополнительного образования на 83%; общеобразовательных учреждений – на 71%.

Таблица 11. С утверждением «Вы имеете возможность участвовать в управлении образовательным учреждением, вносить предложения по улучшению образовательного процесса»: совершенно согласны – 27% опрашиваемого населения; скорее согласны – 29%, совершенно не согласны – 10%. Удовлетворены возможностью участия в управлении до-школьным образовательным учреждением 67% респондентов; учреждением дополнительно-го образования – 52%; общеобразовательным учреждением – 48%.

Таким образом, по блоку уточняющих вопросов, раскрывающих частные аспекты удовлетворенности качеством образования, потребителями услуг наблюдается в целом положи-тельная динамика.

3.4. Интегрированный показатель удовлетворенности образованием.

Для получения интегральной характеристики сферы образования был использован не один общий вопрос, а три отдельных показателя (в анкете это вопросы об оценке работы школ, детских садиков и учреждений дополнительного образования) (внеурочная деятель-ность в том числе, которые дети посещают.

Таблица 12. Данные общей удовлетворенности образованием (общим, дошкольным и дополнительным) -(интегрированный показатель удовлетворенности образованием вычислялся по положительным вариантам ответов).

По сравнению с прошлым годом в целом не наблюдается значительная динамика средне районных показателей удовлетворенности качеством образования.

Один из кратких выводов по исследуемому вопросу состоит в том, что на уровне массового сознания продолжает доминировать сложившаяся за многие десятилетия установка воспринимать образование как монопольную функцию государства, власти. Именно власть в глазах населения выступает и в качестве выразителя образовательных интересов, и основного менеджера, и возможного «оценщика» результатов системы образования. И пока еще механизмы демократического, коллективного обсуждения проблем образования с опо-рой на информацию из различных источников складываются слабо.

4. Предложения по улучшению работы учреждений образования

Респонденты внесли свои предложения по повышению качества образования учрежде-ний района. 24% опрашиваемых видят повышение качества образования по средством реше-ния вопроса строительства школы и детского сада. Пожелали повышения материально тех-нической базы учреждений – 20% участников исследования. 9% анкетируемых видят реше-ние кадрового вопроса образовательных учреждений в выделении жилья специалистам. 8% респондентов готовы к большему взаимодействию семьи с образовательными учреждениями – предлагают повысить уровень работы с родителями, степень внимания и уважения к ребенку.

Общие выводы

1. Сформированность уровня удовлетворенности качеством основного общего, до-школьного, дополнительного образования, системы образованиярайона в целом может быть связана с:

увеличением информированности населения о состоянии дел в образовании (в боль-шинстве районов работа по повышению удовлетворенности качеством образования была направлена на информирование населения, но ни в одном населенном пункте района не по-интересовались, а что бы люди хотели знать. Вполне вероятно, что информация, не соответствующая ожиданиям граждан, могла привести к снижению удовлетворенности.);

осознанием гражданами связи между результатами ЕГЭ и получением или неполучением аттестата о среднем образовании и поступлением в ВУЗ, в связи, с чем постепенно повышается уровень требований к системе образования, причем к результатам работы;

ростом самосознания, ощущения само значимости и внутренней свободы граждан, что могло быть связано в свою очередь с политическими процессами, протекающими в стране;

проблемами материально-технического и финансового характера;

комплексом причин, как то – уровнем притязаний респондентов и субъективными ощущениями респондентов о качестве образования.

2. Данные социологического опроса позволяют проанализировать состояние системы образования с точки зрения доступности образования и его качества.

В сельских населенных пунктах возможностей для дополнительного образования детей меньше, чем в городских.

Финансовая доступность дошкольного образования снижена в силу высокой родительской платы для части родителей. Также снижена финансовая доступность дополнительного образования из-за платных кружков, спортивных секций.

Качество образования характеризуется условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, организацией самого образовательного процесса, результатом образования.

Респонденты предъявляют претензии к качеству условий осуществления образовательного процесса:

- материально-техническое и финансовое обеспечение: состояние зданий, холод в ОУ, недостаточная обеспеченность учебным оборудованием, наглядными пособиями, учебника-ми;

- кадровое обеспечение: старение кадров, отсутствие кадров (в большей степени не хватает учителей-предметников, недостаточный уровень квалификации кадров;

- комфортность, физическая и психологическая безопасность образовательной среды.

В меньшей степени были высказаны претензии к организации самого образовательного процесса: непонятность объяснений педагогами учебного материала.

Также невысокую удовлетворенность качеством образования респонденты объясняли результатами образования: «образование в школе низкое», «проводить подготовку к школе чаще», «больше индивидуальных занятий с детьми».

3. В текущем году отсутствуют такие проблемы как «низкая зарплата педагогов», «проблемы с перевозкой», «нехватка мест в ДОУ».

Выходят на первый план проблемы материально-технического состояния, кадрового обеспечения, несколько в меньшей степени - качества обучения, нехватки кружков, учебников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования»Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования» Актуальность разрабатываемого проекта: Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие.

Презентация «ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности» Тема работы: ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности. 1 слайд. Как сказал Лев Семенович Выготский: «Школьное обучение никогда не.

Консультация «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования» Два мира – одно детство. «Наш труд проходит в мире детства – вот о чём нельзя забывать ни на минуту. Мир детства – это в первую очередь.

«Преемственность дошкольного и начального общего образования: современный взгляд в условиях реализации ФГОС». Отчёт Межрегиональная научно-практическая конференция «Преемственность дошкольного и начального общего образования: современный взгляд в условиях.

Обеспечение преемственности при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования «Обеспечение преемственности в преподавании при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования.

Педсовет «Современные технологии как инструмент управления качеством образования» Педагогический совет на тему: "Современные технологии как инструмент управления качеством образования" Подготовила старший воспитатель:.

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности.

Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования. Здравствуйте, уважаемые.

Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования Т. Н. Садыкова г. Муравленко, Россия ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация:.

Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС «Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС» Подготовила: старший воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Космос
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Исследование «Удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего и дополнительного образования»
Опубликовано: 6 октября 2019 в 19:33
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки