МААМ-картинки

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Лидия Федосеева
Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

(2слайд)

«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К. Е. Тимирязев

«Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам»

Публикация «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ральф У. Эмерсон

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому разными способами и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А какую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий» испытывают дети! (3слайд) (значение) Именно в процессе исследовательской деятельности :

- активизируются его мыслительные процессы, т. к. возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения;

- развивается способность к начальным формам обобщения, умозаключения;

- чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается;

- идёт обогащение памяти ребёнка;

- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть творческими личностями.

(4слайд) (цель) Для формирования у детей способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности, мы поставили перед собой следующие задачи:

- создать условия для развития познавательного интереса детей в процессе опытно - исследовательской деятельности;

- научить планированию, поиску и умению делать выводы;

- сформировать умение презентовать продукт своей творческой деятельности;

- вовлечь родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты, наша задача: создание педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка, что предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом.

Вместе с тем много зависит и от поведения воспитателя - будет ли деятельность детей носить исследовательский, творческий характер. В любом возрасте роль педагога для детей остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Мы стараемся вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

(5слайд) Опытно-экспериментальная работа строится по пяти взаимосвязанным направлениям: живая природа (наблюдения за растениями, насекомыми, животными); неживая природа (знакомство со свойствами воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины); человек («наши помощники» - нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа); рукотворный мир (знакомство с предметами из дерева, пластмассы, бумаги и т. д.); физические явления (знакомство со свойствами магнита, света, электричества, звука).

(6слайд)Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы навыки и умения. Поэтому работу по исследовательской деятельности условно делим на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе – учим видеть проблему, формируем умение выдвигать гипотезы. Можно предложить следующие упражнения: «Закончи предложение», «Сколько значений у предмета», а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.

Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на классификацию предметов, выявление взаимосвязей объектов живой и не живой природы, проведение экспериментов, а также совершенствуем умение наблюдать за окружающим миром. Можно использовать такие игры как «Отгадай», «Трудные слова», «Чудесный мешочек» и т. д.

Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для тренировки умения делать простые умозаключения, речевой активности используем такие игры: «Что здесь изображено?», «На что похоже?», «Клякса».

(7слайд)Для того чтобы познавательный процесс был интересным и привлекательным в нашей группе создана соответствующая развивающая среда, которая определяет направленность деятельности детей, так как предметы зачастую побуждают их начать действовать с ними, и определяют характер их действий. В то же время - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в центре предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). При оборудовании уголка экспериментирования мы учитывали следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность. Материал, находящийся в уголке экспериментирования соответствует среднему уровню развития ребенка, но имеются материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития. Имеется подборка энциклопедической литературы, иллюстраций, плакатов, картотека опытов на каждый возраст, схемы для проведения опытов, «Карточки исследователей», которые представляют собой алгоритм обследовательских действий. Пользуясь «Карточкой исследователя», ребенок самостоятельно проводит опыты и эксперименты, наблюдает и фиксирует результат, делает вывод. Есть мини – лаборатория, в которой имеется все необходимое для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, предметы из металла, пластмассы, дерева; природный и бросовый материал, сыпучие продукты и т. д.)

(8слайд)Огромное значение в работе с дошкольниками имеет сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно находимся в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Для успешного решения поставленных задач было проведено родительское собрание по теме: «Создание условий для проектно-исследовательской деятельности дошкольников», на котором родители ознакомились с основными направлениями нашей работы. Они охотно откликнулись на предложение участвовать в совместной работе, помогли пополнить уголок экспериментирования, посещают познавательно - игровую деятельность. Проведение простейших опытов и экспериментов в семье, рядом с родителями поддерживает у ребёнка стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений и действий.

(9слайд)Создание совместно с родителями и детьми мини – музеев «Мир камней», «Игрушки наших бабушек и дедушек», «Коми-пермяцкая утварь» и т. д. позволили расширить знания детей об окружающем мире на наглядном примере. Материалы коллекций широко используются в проведении опытно-экспериментальной деятельности.

(10слайд)Одновременно с созданием развивающей среды велась работа по вовлечению воспитанников и их родителей в целенаправленную работу по познавательному развитию. Мы разработали цикл НОД, где дети имели возможность проявить свою самостоятельную активность. Использовали разные виды деятельности : игровую, познавательную, исследовательскую, изобразительную.

(11,12слайд)Особо хотелось бы отметить организацию проектной деятельности, которая подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы. Например, в рамках проекта «Птицы нашего края», было совместное посещение музея, фермы; по желанию каждая семья готовила дома материал о какой-либо птице с дальнейшим выступлением, готовили «вкусняшки» для зимующих птиц и т. д. В результате у детей расширились представления о разнообразии птиц, об особенностях их приспособления к окружающей среде. (13слайд) В ходе проекта «Моя малая Родина» дети узнали, как и из чего готовили пищу коми – пермяки в старину и как готовят эти блюда сейчас, познакомились со способом украшения тканей, узнали и сами научились делать куклы – обереги с народной мастерицей Надымовой Т. Н. и т. д. В ходе совместного с детской библиотекой проекта «Книги наши друзья», дети узнали, какие бывают книги, когда появились, попробовали сами вместе с родителями создать книгу.

(14слайд) При подготовке к сюжетно-ролевой игре «Необитаемый остров», дети учились делать посуду из бросового и природного материала, сравнивали жилища из разного материала, дети в процессе эксперимента «тонет – не тонет» самостоятельно сделали вывод, из какого материала можно построить корабль, чтобы он не утонул. Дети познакомились с различными способами очистки воды, используя различные материалы для фильтра.

Результатом проделанной работы стало создание «Ленты выживания».

(15слайд) Во время прогулки дети, познавая окружающий мир, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать…

В ходе «экспедиции маленьких геологов» у детей сформировались представления об извержении вулкана. Они узнали, что такое лава, как образуется пемза, рассмотрели и обследовали ее, а в процессе эксперимента с водой, выяснили, что в пемзе содержится воздух. Дети обследовали много красивых уголков природы в нашем городе! Совместно с родителями участвовали в посадке саженцев деревьев в детском саду, откликнулись на акцию «День добрых дел» (уборка территории, выращивание рассады и посадка цветов, кустарников и т. д.). Затем любовались целое лето новым замечательным цветником – итог совместного труда сотрудников детского сада, детей и родителей.

Но во время прогулок, экскурсий дети замечают, что есть люди, которые не заботятся о чистоте города, водоёмов, не берегут зелёные насаждения.

Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами. Отличным помощником в работе является использование ИКТ: презентации(16,17,18,19,20,21,22слайд, как сопровождение опытов, например, спасая маленький прудик, дети убедились, что листья, песок не мешают обитателям водоёмов и поняли, отчего погибают обитатели и как их можно спасти. (23слайд)Как игра – закрепление («Ветер – хорошо или плохо»). ?

(24слайд)Нашим детям нравится, что в уголке экспериментирования их всегда ждёт Шар – Шарыч, который часто приглашает в свою лабораторию, напоминает детям о правилах поведения в ней.

Рассматривание снежинок через лупу, экспериментирование со снегом, водой и льдом, не только вызывает живой интерес, но и позволяет детям сделать самостоятельные умозаключения о том, что происходит с состоянием этих веществ под воздействием тепла или холода.

Обследуя камни, дети рассказали, где их можно увидеть, рассмотрели их с помощью лупы, уточнили, чем они отличаются. Определили, к какой природе они относятся, что тверже: камень или дерево и как люди используют камни в своей жизни. В результате был создан мини-музей «Мир камней».

(25слайд)В рамках тематической недели «Мы – волшебники», каждый из детей может поделиться с друзьями своими знаниями и умениями, проведя предварительно интересные опыты и эксперименты в семье. (26слайд)Подготовив под руководством воспитателей материал и защиту, дети ежегодно участвуют в детской исследовательской конференции на уровне детского сада, а затем и города.

Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность актуальна и очень эффективна. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки. Уже в дошкольном возрасте ребенок имеет возможность публично излагать свои мысли, участвуя в детских исследовательских конференциях.

В ходе совместной проектно-исследовательской деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» — методики Савенкова А. И.«Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» — методики Савенкова А. И. «Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» (с использованием методик Савенкова.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,.

Доклад «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка» Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС». Цель современного образования – оказать педагогическую.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраст «Ребенок – это.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Проект создать – не поле перейти, Мы не искали легкого пути, Мы можем все, хоть мы совсем не боги, В дошкольном.

Родительское собрание «Экологическая деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» «Экологическая деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Форма проведения: круглый стол. Участники: родители,.

Семинар-практикум «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников»Семинар-практикум «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников» Форма проведения: День профессионального мастерства Дата проведения: 24.04.2017 г. Время проведения: 9.00 – 10.45ч. Участники: Педагоги.

Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать, сами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 15:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Федосеева (УИ 351130) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД