Татьяна Куракина
Исследовательская деятельность в процессе приобщения к истории достижений родной страны и культурному наследию
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1) Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос использования национальных базовых факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего родины и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Публикация «Исследовательская деятельность в процессе приобщения к истории достижений родной страны и культурному наследию» размещена в разделах
(Слайд 2) В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, делается акцент на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, патриотических и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах семьи, человека и общества. Развитие этнокультурного образования подрастающего поколения обуславливается социально-политическими и духовными переменами в нашем обществе, вызывающими интерес к народным традициям и культуре.
(Слайд 3) Приобщение детей к истории достижений родной страны, к культурному наследию является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Социологическое исследование семей воспитанников показало, что 80% молодых родителей не знают истории, традиций и культуры своего народа, своего края, не уделяют должного внимания нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, поэтому нарушается путь успешной ранней социализации личности, формирование устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству.
В ходе работы с детьми и родителями заметила, что Дети плохо знают традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, историю родного края, историческое прошлое своей страны, армии и истории собственной семьи.
Исходя из опроса родителей и диагностики дошкольников, пришла к выводу, что необходимо создание условий для формирования у дошкольников любви к Родине с раннего периода, для накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к истории, традициям, культуре.
(Слайд 4) Для решения данной проблемы разработала план работы с родителями и детьми. Определила следующие приоритеты, способствующие формированию личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, активному приобщению детей к социальной действительности, развитию его субъектности:
- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего,
- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном
- привлечение детей к участию в праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха).
- осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность,
- создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, мини-музей воинской славы, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
Для решения данных задач особенно хорошо подходит исследовательская деятельность. А средством ее выступает коллекционирование.
(Слайд 5) Образовательная цель этих приоритетов состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи, пляски, сказки, музыки и театра, коллекционирования. Именно это развивает личностную культуру ребенка, как основу его любви к Родине.
(Слайд 6, 7, 8, 9, 10) Для решения данной цели мною были реализованы следующие проекты: «Мой поселок Излучинск», «Матрешка – душа России», «Символика моей страны», не забывая о патриотическом воспитании, разработан проект «Патриотическое воспитание дошкольников через коллекционирование».
В рамках этих проектов была создана развивающая предметно- пространственная среда, в стадии оформления мини - музей «Воинской Славы». Оформлен уголок русской матрешки, в нем расположены альбомы со всеми видами матрешек и коллекция деревянных матрешек. Создан фото – альбом «История нашего поселка». В данном альбоме собраны фотографии со времен основания поселка и по сей день. Фото – альбом «Мы живем в России». С помощью родителей был собран дидактический материал: народные игры, пословицы, загадки, поговорки, песенки, потешки. Так же родители участвовали в создании патриотического мини-музея «Воинской Славы».
(Слайд 11) Детей знакомила с народными играми, народным календарем, с особенностями жизни и быта русского народа, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней.
Познакомились с русским костюмом, традициями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной культуре. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В работе с детьми использовались все виды деятельности : познавательная, творческая (художественно-эстетическая, музыкальная, двигательная, исследовательская, коммуникативная.
(Слайд 12) В ходе работы с детьми были использованы следующие методы и формы: современные технические средства обучения (компьютер, телевидение, видеофильмы, коллекционирование). Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с современностью позволяет активизировать интерес детей к культурному наследию своего народа. А так же беседы, чтение художественной литературы, презентация проектов, проведение дидактических и народных игр, развлечения, праздники, инсценировки.
Проделанная работа дала положительные результаты. Дети много узнали о народной культуре, повысился интерес к отечественной традиционной культуре и культуре других народов, ее сохранению и развитию. Родители стали активнее принимать участие в образовательном процессе ДОУ. Укрепилось сотрудничество с родителями по привитию ребенку интереса и любви к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитанию патриотических чувств.
Таким образом, исследовательская деятельность в процессе коллекционирования, создания экспонатов музея, уголка, альбома помогает приобщать дошкольников к истории достижений родной страны, к культурному наследию, традициям своего народа, своей семьи, и родного края.