МААМ-картинки

Исследовательская работа «Хлеб — всему голова»

Елена РОГОЗИНА
Исследовательская работа «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы

ОГЛАВЛЕНИЕ:

стр.

Введение…2

Основная часть: Глава 1. «Из истории хлеба»…. 3

1.1 История возникновения хлеба…. 3

1.2 Мифы и предания о хлебе…. 3

1.3 Интересные факты о хлебе….4

Глава 2. «Хлеб - всему голова»…5

2.1 Путь хлеба к нашему столу…. 5

2.2 Чем полезен хлеб?. 6

2.3 Хлеб военного времени…. 7

Глава 3. Наши исследования….8

Публикация «Исследовательская работа „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

Заключение….9

Список литературы…. …10

Приложение…. 11

Введение.

В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб. Хлеб – всему голова! Мы часто слышим «нужно купить хлеба», «ешь с хлебом», но еще слышим –«в поле колосится хлеб», «началась уборка хлеба», ну и, конечно, «хлеб – всему голова». Не бывает так, чтобы дома никогда не было хлеба. Пирожки, печенье, макароны, торты, сухарики - без всего этого невозможно представить нашу жизнь.

Этот продукт никогда не потеряет своей ценности. Человек нуждается в хлебе каждый день. Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, с золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом - круг с точкой в центре. В честь него складывались песни, им встречали дорогих гостей.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но откуда же берется хлеб? Может быть, хлеб растет на дереве?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Цель работы : расширить знания о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

1. Прочитать произведения про хлеб;

2. Найти пословицы и поговорки о хлебе;

3. Беседовать с пожилыми людьми о роли хлеба в их жизни;

4. Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас.

Объект исследования : Хлебопроизводство.

Предмет исследования : Хлеб.

Гипотеза исследования : Хлеб – это не готовый продукт, который появляется самостоятельно, без особого труда со стороны человека.

Глава 1.

Из истории хлеба.

1.1 История возникновения хлеба.

Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой.

Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши.

Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.

Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.

Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

Почему хлеб стал называться хлебом.

Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос».

Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб».

1.2 Мифы и предания о хлебе.

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Производство ржаного хлеба было большим искусством, секрет приготовления которого держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение.

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Нельзя во время еды хлеб со стола собакам давать - ожидает бедность.

Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе похудеешь – «он тебя есть будет».

Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба – женскими занятиями.

Хлеб широко использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути.

Из глубины веков, из старинных легенд дошли до нас слова «клянусь своим хлебом».

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё хуже – растоптать эту крошку ногами.

Существует много пословиц и поговорок о хлебе, вот некоторые:

o Будет хлеб, будет и обед.

o Пот на спине, так и хлеб на столе.

o Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

o Хлеб - дар божий, отец, кормилец.

o Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

o Покуда есть хлеб, да вода - всё не беда.

o Без хлеба всё приестся.

o Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.

o Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

o Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

o Без хлеба и у воды жить худо.

1.3 Интересные факты о хлебе.

На Руси бедняки ели ржаной - черный хлеб, пшеничный – белый, могли себе позволить только обеспеченные люди.

Давно в Англии богатые люди черный хлеб использовали в качестве тарелок: большие буханки хлеба нарезали крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти тарелки собирали в корзину и раздавали беднякам.

Глава 2.

Хлеб - всему голова.

2.1 Путь хлеба к нашему столу.

Как хлеб приходит к нам на стол? Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный. Путь этот очень трудный и долгий.

Хлеб бывает пшеничный, ржаной и пшенично-ржаной. Его получают из пшеницы и ржи. И рожь и пшеница бывают яровые и озимые. Яровые сорта высевают весной, а осенью собирают урожай, а озимые - высевают осенью, а собирают чуть раньше яровых. Озимые сорта дают более высокий урожай.

Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю. Делается это для того, чтобы взрыхлить землю, освободить ее от сорняков.

Еще землю боронят, чтобы не было комочков. Затем на поле выходит трактор с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны. В ящики сеялки колхозники насыпают семена. Семена для посадки выбирают самого высокого качества. Чем качественнее зерно, тем выше урожай. Семена по трубам-сошникам попадают в землю, а бороны присыпают их землей. Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба. Вскоре наступит зима, и хлебное поле накроет пушистым снегом. Всходы не боятся снега, они прозимуют зиму под теплым одеялом, а весной будут расти дальше. Ранней весной по мерзлой почве на поля вертолетом распылят минеральные удобрения, чтобы лучше родило поле. Растает снег, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку. На каждом стебельке появится колосок наполненный зернами. Ну, вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны. Комбайны -это такие машины, которые косят растение, молотят зерно, а еще и солому укладывают в копны. Зерно, намолоченное комбайнами, грузовые машины везут на механический ток. Там зерно очищают, сушат и сортируют. После этого зерно везут на элеватор. Элеватор - это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку. С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия. Ну а дальше вся выпечка попадает на полки наших магазинов.

Вот какой долгий и трудный путь проделывает хлебушек до нашего стола.

В каждую булку хлеба вложен труд людей 120 профессий. Каждый из нас должен об этом помнить!

2.2 Чем полезен хлеб.

Хлеб - продукт, содержащий белки (5,5-9,5 %, углеводы (42-50 %, витамины группы B (В1, В2, В3, В6, В9, минеральные вещества (кальций, железо, фосфор, цинк - 1,4-2,5 %, органические кислоты. Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть - в белках, более чем на половину в витаминах группы B, солях фосфора и железа.

Известно, что при недостатке витамина В1 даёт сбои нервная система, немеют руки и ноги. При недостатке витамина В2 снижается зрение. Если организму не хватает витамина РР, наступают быстрая утомляемость и раздражительность.

Хлеб на 30% покрывает нашу потребность в калориях. 100 лет назад человек в среднем употреблял 1 кг. хлеба в сутки, сегодня – 200-400 гр. Норма для взрослого человека составляет 300-350 гр. в день, однако, это количество может меняться в зависимости от возраста, массы тела, вида деятельности. Спортсменам требуется большее количество хлеба.

Чем больше в хлебе отрубей, тем больше в нём полезных веществ. Отруби обладают свойством поглощать токсины и аллергены, способствуют укреплению иммунитета, снабжают наш организм клетчаткой, ценными белками и витаминами. Люди, предпочитающие хлеб с отрубями, гораздо реже страдают желудочно-кишечными заболеваниями и лишним весом. Кроме того, хлеб, особенно ржаной, богат клетчаткой, которая, словно метла, выметает из организма всё лишнее. Кстати, ржаной хлеб имеет лучший состав кальция и фосфора, чем пшеничный, и более высокое содержание солей железа.

Доказано, что одним хлебом можно питаться без всякого ущерба для организма, поскольку природа заложила в пшеничное и ржаное зерно комплекс необходимых для жизни человека питательных веществ. Белки, углеводы, витамины, минеральные соединения, содержащиеся в зерне, длительное время сохраняют свою биологическую активность. В среднем в зерне пшеницы и ржи содержится 10 - 13% белков, 60 - 70% углеводов, 2,5 - 4% жиров.

Всемирная организация здравоохранения разработала пирамиду питания, которую следует использовать при построении здорового пищевого рациона.

При разработке пирамиды за основу были взяты продукты, наиболее необходимые для здорового питания. Хлеб в ней представлен как продукт, который можно употреблять без ограничений. Кстати, за счёт хлеба, в том числе, должна покрываться большая часть суточных энергозатрат.

2.3 Хлеб военного времени.

Мы живем в мирное время. Мы не знаем что такое война, что такое голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы Великой Отечественной войны. Настоящую цену хлеба знают наши прабабушки и прадедушки. Эти люди помнят, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов. Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни.

В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя. Ровно 125 г – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

В Санкт-Петербурге, например, специально для Музея Хлеба ближайшая пекарня готовит «блокадный хлеб» : те самые 125 граммов, выдаваемые ленинградцам ежедневно в Великую Отечественную войну.

Блокадный хлеб, как и в те суровые годы, состоит из жмыхов, овсяной муки, мучной пыли и гидроцеллюлозы. Он специально выпекается по рецептуре военного времени, чтобы посетители музея смогли попробовать настоящий вкус той долгожданной и трудной ленинградской Победы!

В память о том тяжелом времени, о самом жизненно необходимом продукте военного времени в городе Зеленогорске около магазина “Хлеб” установлен памятник Хлебу.

Глава 3.

Наши исследования.

Методы исследования :

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• эксперимент

опытно – экспериментальная деятельность:

- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

- Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (духовой шкаф).

Анкетирование.

1. Как часто вы едите хлеб? - Каждый день - Редко - Вообще не едите.

2. Какой хлеб вы больше любите? - Пшеничный - Ржаной - Пшенично-ржаной

-Никакой не любите.

3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно? - Да – Нет.

4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба? - Да – Нет.

5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб? - Выбрасывают -Скармливают домашним животным - Сушат сухари - В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба.

Результаты анкетирования.

1. Как часто вы едите хлеб? Ежедневно – 28 человек, Редко – 20 человек, Вообще не едите – 4 человека.

2. Какой хлеб предпочитают в вашей семье? Пшеничный – 28 чел., Ржаной -19 чел., Пшенично-ржаной – 5 чел.

3. Знаете ли вы о бережном отношении к хлебу? Да- 50 чел., Нет - 2 чел.

4. Часто ли вы не доедаете куски хлеба? Да – 17 чел. Нет - 35 чел.

5. Куда используется черствый хлеб? Выбрасывают – 3 чел., Отдают животным - 19 чел., Сушат сухари - 24 чел., Не остается – 6 чел.

Заключение:

В результате проделанной работы :

1. узнали, что хлеб – это результат тяжелого труда огромного количества людей самых разных профессий;

2. подготовили презентацию с фотографиями по этой теме для своих одноклассников;

3. открыли для себя новый, до этого дня незнакомый мир – мир производства хлеба;

4. испекли хлеб в домашних условиях, и выяснили, что не такое это простое дело – хлеб печь.

Гипотеза подтвердилась, что хлеб – это не готовый продукт, который появляется самостоятельно, без особого труда со стороны человека, и выполнила поставленные задачи.

Методы исследования; Аналитический метод. Изучение материала энциклопедий. Работа с интернет – ресурсами. Работа с литературными источниками. Анкетирование. Разработка содержания анкет. Обработка результатов. Беседа с участником ВОВ. Подготовка вопросов для беседы. Обработка материалов интервью.

Правила, которые мы должны с вами выполнять по отношению к хлебу :

Береги хлеб, он дорого достается.

Не оставляй недоеденных кусков.

Никогда не бросай хлеб.

Продли жизнь хлебу.

Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Список использованной литературы:

М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.

М. А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г.

Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М. : Мир энциклопедий Аванта+, 2008г

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / М. : Азбуковник, 1997 г

Работа с интернет ресурсами.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мероприятие «Хлеб всему голова»Мероприятие «Хлеб всему голова» В ГДОУ ЛНР ЯС "Искорка" провели тематический день «Хлеб всему голова» Один из самых популярных продуктов в мире, без которого, пожалуй,.

Фотоотчет «Хлеб всему голова»Фотоотчет «Хлеб всему голова» Добрый день уважаемые коллеги! Ежегодно наше МБДОУ детский сад №2 " Теремок " заключает договор с МБУК "Дом Семена ложкаря". Научные музейные.

Фотоотчет «Хлеб всему голова»Фотоотчет «Хлеб всему голова» Фотоотчет "Хлеб всему голова". В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая.

Фотоотчет о празднике «Хлеб всему голова»Фотоотчет о празднике «Хлеб всему голова» 18 октября в нашем детском саду прошел праздник "Хлеб всему голова!" Принимали участие старшая и подготовительная группы. У нас с музыкальным.

Фотоотчет о проекте «Хлеб — всему голова!»Фотоотчет о проекте «Хлеб — всему голова!» Наименование проекта: «Хлеб – всему голова». Вид проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность: долгосрочный. Сроки реализации:.

Лэпбук «Хлеб — всему голова»Лэпбук «Хлеб — всему голова» Лэпбук -многофункциональное дидактическое пособие, используя которое воспитатель дошкольного образования может в игровой форме предложить.

Проект «Хлеб всему голова»Проект «Хлеб всему голова» 4 декабря в нашем детском саду прошел семинар по проектной деятельности. Наш сад представила наша группа "Сказка" с проектом "Хлеб всему.

Проектная деятельность «Хлеб-всему голова»Проектная деятельность «Хлеб-всему голова» Привлечение родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству является неотъемлемой частью технологии.

Работа в центрах активности в средней группе по конструированию из бумаги в рамках проекта «Хлеб — всему голова»Работа в центрах активности в средней группе по конструированию из бумаги в рамках проекта «Хлеб — всему голова» Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое направление по теме проекта «Хлеб всему Голова» Продуктивная деятельность:.

Проект «Хлеб — всему голова!»Проект «Хлеб — всему голова!» Среднесрочный проект для подготовительной группы. Тип проекта: информационно – познавательный, творческий. Участники проекта: дети подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 26 декабря 2021 в 19:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Хлеб — всему голова»» (включая файлы) размещена пользователем Елена РОГОЗИНА (УИ 1107543) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД